Rambler's Top100
Главная страница ВМС Франции

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа Le Redoutable

Основные ТТХ АПЛ типа Le Redoutable:

Длина: 128.7 м
Ширина:
10.6 м
Осадка:
10 м
Водоизмещение:
надводное 8087 т, подводное 8913 т
ЭУ:
одновальная, ЯЭУ (1 реактор), ПТУ, (16.000 л.с.)
Скорость: 
до 25 узлов (подводная)
Глубина погружения:
250 м
Вооружение: 16 МБР M4 , 4 533-мм ТА (18 ракет Exocet и торпед)
ГАС:
DSUX 21, DUXX 5, DSUV 61 (с буксируемой антенной)
S610 (plan]
Экипаж: 128 человек (15 офицеров)
Серия:
 
S611
S612
S610
S613
S614
S615

Le Redoutable (списана)
Le Terrible (списана)
Le Foudroyant (списана)
L'Indomptable
Le Tonnant
(списана)
L'Inflexible

S611 "Le Terrible"S613 "L'Indomptable"S615 "L'Inflexible"S615 "L'Inflexible"

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами типа Le Redoutable

В начале 1960-х годов Франция приступила к реализации программы создания национальных ядерных сил, известных под названием "силы сдерживания". Они должны были состоять из 62 самолетов Mirage IV - носителей атомных бомб, 25-27 твердотопливных баллистических ракет средней дальности SSBS, размещенных в подземных пусковых установках, и 4-6 атомных подводных лодок-ракетоносцев, вооруженных 16 баллистическими ракетами средней дальности. Подпрограмма создания подводных лодок-ракетоносцев была утверждена в 1960 г. и предусматривала проведение работ по следующим этапам:
1. Постройка экспериментальной подводной лодки, предназначенной для испытаний различных систем и оборудования, связанных с использованием баллистических ракет.
2. Разработка конструкции ракетной шахты, постройка наземного и плавучего стендов для отработки подводного старта ракет.
3. Создание баллистической ракеты с последующими испытаниями на стендах и на экспериментальной подводной лодке.
4. Разработка навигационного оборудования, включая астронавигационные системы будущей подводной лодки.
5. Проектирование подводного ракетоносца.
6. Разработка длинноволновой систему связи с подводной лодкой, находящейся в море.
7. Закладка головной подводной лодки.
В соответствии с этой программой 30 марта 1964 г. на военно-морской верфи в Шербуре была заложена головная ПЛАРБ Q252 Le Redoutable, ввод в строй которой состоялся в декабре 1971 г. с заменой проектного номера Q252 на бортовой номер S611. В период с 1973 по 1985 г. в состав французского флота вошли еще 5 ПЛАРБ типа Le Redoutable, из которых в настоящее время в строю находятся лишь S613 Le Indomptable и S615 L'lnflexible. Постройка этих кораблей осуществлялась в следующие сроки:
ПЛАРБ типа Le Redoutable относятся к подводным лодкам смешанного архитектурно-конструктивного типа, которые имеют по длине прочного корпуса однокорпусные и двухкорпусные участки. Обводы корпуса выполнены по аналогии с американской ПЛАРБ Lafayette. Корпус наружным диаметром 10,6 м изготовлен из высокопрочной легированной стали толщиной 50 мм, причем в некоторых местах толщина стальных листов обшивки составляет 76мм. Сварка листов обшивки и соединение секций корпуса длиной по 6-10 м производились на стапеле вручную. Всего при монтаже корпуса израсходовано 4000 т листовой стали, 600 т балластировочного свинца и 400 т листового свинца для экранирования ядерного реактора.
По длине прочный корпус подводной лодки разделен поперечными водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков. В первом размещены торпедные аппараты, запас торпед, часть жилых помещений для личного состава; во втором - центральный пост, каюты офицеров; в третьем - ракетные шахты ; в четвертом и шестом отсеках расположены вспомогательные механизмы; в пятом - реактор; в седьмом находятся главный турбозубчатый агрегат, турбогенераторы и гребной электродвигатель. Вертикальный и кормовые горизонтальные рули образуют кормовую крестообразную оконечность, носовые размещены на рубке. Для улучшения маневренных качеств лодки на малом ходу имеется носовое подруливающее устройство.
Для каждой ПЛАРБ предусмотрены два полностью укомплектованных экипажа: "красный" и "синий" численностью по 126 человек, которые несут службу на ПЛАРБ поочередно. При размещении членов экипажа на подводной лодке реализованы весьма высокие стандарты обитаемости: отдельные каюты для офицеров, 5-6-местные кубрики для матросов, все помещения обеспечены кондиционированием воздуха, столовая приспособлена для демонстрации кинофильмов, разрешено курение, а использование пресной воды не лимитировано.
Продолжительность одного цикла боевого применения ПЛАРБ составляет 90 суток, из которых 60 отводятся непосредственно на патрулирование в море, а остальные - на смену экипажа, пополнение запасов и проведение планово-предупредительных работ на базе.
ПЛАРБ типа Le Redoutable имеет ядерную энергетическую установку, спроектированную и построенную во Франции. Установка состоит из реактора водо-водяного типа с принудительной циркуляцией теплоносителя, работающего на две параллельно расположенные паровые турбины с индивидуальными конденсаторами. Турбины через суммирующий двухступенчатый редуктор приводят во вращение гребной винт.
Температура воды первого контура равняется 300° С при давлении 100 атм. Для достижения наибольшей скорости хода требуется 15 мин. При разработке атомного реактора выдвигалось требование обеспечения постоянной работы в течение 5000 ч в год, из них 2500 ч - для обеспечения максимальной скорости хода. Это требование исходило из условия, что каждая подводная лодка должна совершать два выхода в год на боевое патрулирование. Одна зарядка ядерного реактора обеспечивает плавание в течение трех лет, после чего предусмотрены ремонт и перезарядка.
При этом дальность плавания может составлять 450 тыс. миль при скорости хода примерно 20 узлов на глубине 200 м. Мощность ядерной энергетической установки составляет 16 000 л. с.
В качестве резервного средства движения используется дизель-электрическая установка, обеспечивающая дальность плавания в режиме РДП (с применением шнорхеля) около 5 тыс. миль.
Для вооружения ПЛАРБ типа Le Redoutable во Франции на различных этапах были разработаны и выпускались баллистические ракеты морского базирования M1, М2, М20 и М4.
Работы по созданию ракеты M1 (моноблочная ядерная головная часть мощностью 500 кт, дальность стрельбы - 2600 км) были начаты в 1963 г. С 1969 г. проводились летные испытания ракетного комплекса на подводных лодках Gimnote и Le Redoutable, после чего M1 была принята на вооружение первых двух ПЛАРБ.
S610 Le Foudroyant в 1974 г. была вооружена ракетами М2 с дальностью стрельбы до 3200 км (головная часть осталась без изменений).
S613 Le Indomptable и S614 Le Tonnant были переданы ВМС с ракетами М20. По своим основным тактико-техническим характеристикам они не отличаются от ракет М2, однако имеют моноблочную термоядерную головную часть мощностью 1 Мт. В дальнейшем в ходе капитальных ремонтов ракеты М20 были установлены и на первых трех атомных подводных лодках.
Пуск баллистической ракеты М4 ПЛАРБ S615 вошла в строй, имея на борту 16 баллистических ракет М4 с разделяющейся головной частью типа MIRV (Multiple Independently Targeted Reentry Vehicle - разделяющаяся головная часть индивидуального наведения), позволяющей наносить ядерные удары сразу по нескольким объектам на территории противника. Несмотря на то что мощность шести боеголовок (6 х 150 кт) МБР М4 меньше моноблочной головной части МБР М20, поражение ею площадных целей осуществляется с большей эффективностью. Кроме того, разделение головной части на последнем участке траектории усложняет перехват отдельных боеголовок силами ПРО противника, повышая вероятность успешного поражения целей. По некоторым данным, общая площадь зоны поражения при применении М4 составляет более 20 000 км2 в случае прорыва ПРО противника всеми шестью боеголовками.
Ракета М4 была принята на вооружение в мае 1985 г. с головной частью TN70, впоследствии появился ее модернизированный вариант с головной частью TN71. По имеющимся данным, дальность стрельбы модернизированной М4 возросла до 5300 км.
В ходе работ по модернизации эти ракеты были установлены и на находящейся в настоящее время в боевом составе ВМС Франции ПЛАРБ S613 Le Indomptable.
Комплекс торпедно-ракетного вооружения включает 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, стрельба из которых ведется противокорабельными ракетами SM-39 Exocet или торпедами ECAN F17 mod 2 или ECAN L5 mod 3.
Гидроакустический комплекс состоит из гидроакустических станций DSUV 61, DSUX 2, DSUV 22 и станции гидроакустической разведки DRUA 33.
Комплекс оснащен большим набором антенн приема и излучения гидроакустических сигналов: носовая сферическая антенна; бортовые шумопеленгационные антенны с распределенной обработкой информации; гибкая протяженная буксируемая антенна, принимающая акустические сигналы в сверхнизкочастотном диапазоне; антенна обзора кормового сектора; антенна для обнаружения и определения параметров целей по излучаемым ее гидролокаторами активным сигналам; антенна излучения сигналов для проверки и регулировки ГАК; цилиндрическая антенна для приема и излучения сигналов в носовом секторе ПЛ; антенна для измерения скорости звука в воде; антенна станции навигационной безопасности.
ГАК может работать в трех режимах: активном, шумопеленгаторном и гидроакустической разведки. Он обеспечивает обнаружение целей, их сопровождение, классификацию, определение координат и элементов движения; нахождение полыней и разводий, определение толщины льда; измерение скорости лодки относительно морского дна и глубины под килем.
Освещение воздушной обстановки осуществляется РЛС Thomson-CSF DRUA 33.
Для обеспечения точного и скрытого определения местонахождения подводной лодки применяется навигационный комплекс. Имеется астронавигационный перископ, используемый центральным постом по сбору и обработке данных, позволяет автоматически получать астрономические координаты и периодически контролировать работу инерциальных систем. На подводной лодке установлены, кроме того, и обычные перископы: ночной и командирский, а также различного рода радио- и радиолокационные убирающиеся антенны.
Большое развитие на корабле получили дистанционное управление, сигнализация и автоматизация, которые, помимо обеспечения безопасности плавания, используются для управления многочисленными механизмами и, в частности, более чем 400 электрическими клапанами, контролирующими расход жидкостей по сети трубопроводов.
Центральный пост по сбору и обработке информации, обслуживаемый четырьмя операторами, обеспечивает:
- контроль состояния ракет и расчет траектории их полета;
- контроль за действием различных электронных систем, обслуживающих ракетное оружие;
- обработку и представление информации по тактической обстановке на основании данных, полученных от различных средств обнаружения;
- корректировку данных инерциальной навигации при помощи астронавигационного перископа;
- управление торпедной стрельбой.
В настоящее время, в соответствии с планами командования ВМС Франции ПЛАРБ типа Le Redoutable заменяются новыми подводными ракетоносцами типа Le Triomphant - планируется что последняя лодка типа Le Redoutable будет выведена из состава флота к 2007 году.
Источники:
Шунков В.Н., Справочник "Подводные лодки"

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru