Главная страница ВМФ Италии

Противокорабельная ракета Otomat

Противокорабельная ракета Otomat MK.1
Длина
Диаметр корпуса
Размах крыла
Стартовый вес
Масса и тип БЧ
Система наведения
Скорость полета
Дальность стрельбы
 
4,46 м
0,46 м
1,35 м
770 кг
проникающая полубронебойная, 210 кг
инерциальная+радиолокационная
около 300 м/с
эффективная 80 км, 
максимальная до 180 км

Разработка противокорабельного ракетного комплекса Otomat велась консорциумом итальянских и французских фирм с 1969 г. На вооружение ВМС Италии ракета поступила в 1974 г. Ею вооружены также многие корабли, построенные в Италии для ВМС других стран. Кроме того, ВМС шести стран заказали более 500 ракет Otomat для вооружения 50 уже находящихся в строю кораблей различных классов и типов.
Ракета выпускается в корабельном и авиационном вариантах, отличающихся в основном размерами твердотопливного стартового двигателя и наличием у авиационной ракеты складывающегося оперения.


Компоновочная схема ракеты Otomat:

1 - активная радиолокационная головка СН; 2 - боевая часть с обычным ВВ; 3 - инерциальная система управления; 4 - регулятор; 5 - блок управления; 6 - распределительный блок; 7 - преобразователь; 8 - вычислительная маши- на и высотомер; 9 - воздухозаборник; 10 - топливный бак (керосин); 11 - масляный бак; 12 - два стартовых РДТТ; 13 - сервопривод хвостовых рулей- стабилизаторов; 14 - хвостовые рули-стабилизаторы; 15 - турбореактивный двигатель.

Otomat выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом и крестообразно расположенными рулями-стабилизаторами. В головном отсеке размещена активная радиолокационная головка самонаведения.
Наведение ракеты Otomat Mk 1 осуществляется ГСН, работающей в двух плоскостях по углу возвышения и азимуту в диапазоне от 5200 до 10 900 мГц. Использование такой ГСН позволяет ракете выполнить в зоне ПВО противозенитную горку высотой до 200 м. Такой маневр используется для повышения эффекта разрушения, так как при пикировании ракета поражает корабль в палубу. Однако может быть использована и атака без "горки" - по горизонтальной траектории в борт.
В отсеке боевой части находится полубронебойная боевая часть с двумя взрывателями (контактным и дистанционным) и предохранительным устройством. Масса боевой части - 210 кг, а ВВ - 65 кг, боевая часть способна пробить 40-мм хромоникелевую броню. Эффект действия БЧ дополняется воспламенением оставшегося в топливном баке ракеты керосина, с учетом массы которого масса боевого заряда достигает 250 кг.
В приборном отсеке расположены инерциальная система управления, преобразователь, радиовысотомер, вычислительное устройство и другая радиоэлектронная аппаратура системы управления. Здесь же размещаются генератор для запуска ТРД и аккумуляторная батарея для электропитания бортовых систем ракеты.
Турбореактивный маршевый двигатель Turbomeca TR 281 Arbison III работает на керосине и имеет тягу 400 кгс. На разгонном участке используются два РДТТ фирмы Gochcis Brandt (Gotchkiss-Brands/SNPE). Для авиационного варианта ракеты диаметр стартового двигателя 205 мм (авиационной ракеты - 102мм).
Хранение, транспортировка и запуск ракеты осуществляются из контейнера, созданного фирмой ОТО Melara, из армированного стеклопластика. Снаряжение и герметизация контейнера производятся на заводе, а вскрывается он только непосредственно перед запуском или для контрольного осмотра через год пребывания на корабле. Пусковой контейнер устанавливается неподвижно под углом возвышения 15° и со смещением на 10-20° относительно продольной оси корабля. Пуск ПКР Otomat
Запуск можно производить при любом пеленге на цель независимо от положения корабля, а также осуществить залп по одной цели. Масса двухконтейнерной пусковой установки с двумя ракетами составляет 3850 кг.
Ракета Otomat может быть использована с самолетов базовой патрульной авиации Atlantic (по две ракеты под каждым крылом), вертолетов ПЛО Sea King и Super Frelon. На выдвижные пилоны вертолета может подвешиваться по одной ракете с каждого борта.
При стрельбе ракетами с корабля РЛС системы управления оружием обнаруживает цель и сопровождает ее. Поступающая информация анализируется, вырабатываются данные стрельбы с учетом скорости хода и ветра, курса и крена корабля, рассчитывается время включения радиолокационной головки СН, и все необходимые параметры вводятся в бортовую систему управления ракетой.
Запуск двигателей производится не позже чем через 30 секунд после ввода данных. Ракета может быть запущена под углом 180° по отношению к цели. После пуска она набирает высоту около 80 м, затем снижается до высоты маршевого полета 15 м, которая выдерживается радиовысотомером типа AHV-7. Управление движением на маршевом участке полета осуществляет инерциальная система управления. На расстоянии примерно 12 км от цели происходит включение ГСН, антенна которой осуществляет сканирование в вертикальной и горизонтальной плоскостях в секторе +20°.
На расстоянии примерно 7 км от цели ракета набирает высоту до 175 м и пикирует на цель под углом 7° к горизонту. В случае использования противником средств РЭП ракета начинает набор высоты, не долетая 7 км, и пикирует под углом 5°. Для атаки при благоприятных погодных условиях и спокойном состоянии моря может быть использована на конечном участке и горизонтальная траектория. Утверждается, что точность ГСН составляет 1,8м в вертикальной плоскости и 3,3м в горизонтальной.
Эффективная дальность поражения одной ракетой - 60 км, а двумя - 80 км. Минимальная дальность стрельбы - б км.

Источники:
Шунков В.Н., Справочник "Фрегаты и сторожевые корабли"

?
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru