Page 2

1    2

        Первым крупным  заградителем специальной постройки стал "Ицукусима", введенный в строй в соответствии с программой 1923 года. Специалисты по морской истории считают, что его проект родился под влиянием британского крейсера-минзага "Эдвенчер".
Большой минный заградитель "Ицукусима", Япония, 1929 г.
Водоизмещение 1970 т, мощность дизелей 3000 л. с., скорость хода 17 узлов. Длина между перпендикулярами 98,4 м, ширина 11.6 м, среднее углубление 4,2 м.
Вооружение: три 140-мм орудия, две 76-мм зенитки, 300 мин. Торпедирован 7 октября 1944 г. голландской подлодкой "Зваардфис" в Яванском море.
        Он стал первым дизельным кораблем японского флота; причем из-за малой единичной мощности двигателей пришлось применить нетрадиционную для минных заградителей трехвальную установку. Необычна не только конструкция "Ицукусимы", но и его судьба: лишь на нем, единственном из всех японских минзагов, минное вооружение было не убрано, а усилено (в 1944 году после переоборудования он мог принимать 400 мин вместо начальных 300); однако корабль не только не успел проявить себя в новом качестве, но и ухитрился закончить свою карьеру под ударом торпед единственной в то время на Тихом океане голландской подводной лодки.
        Следующий японский большой заградитель - "Окиносима" - по своим характеристикам был гораздо ближе к "крейсерскому" типу, напоминая во многом своего современника - французский "Плутон". Законченный в 1936 году, он имел меньшую скорость (20 узлов), но мог принимать до 500 мин и нес небольшой гидросамолет. Этот тип мощного специализированного корабля понравился и был повторен в проекте "Цугару", имевшего почти такие же данные.
БОЛЬШОЙ МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ "ЦУГАРУ", ЯПОНИЯ, 1940 г.
Водоизмещение 4000 т, мощность турбинной установки 9000 л. с., скорость хода 20 узлов. Длина между перпендикулярами 111,8 м, ширина 15,3 м, среднее углубление 4,8 м.
Вооружение: четыре 127-мм орудия, 600 мин, 1 гидросамолет. Всего построено два близких между собой корабля - "Окиносима" и "Цугару". Оба потоплены американским подводными лодками: первый - в мае 1942 г., второй - в июне 1944 г.
        Миннозаградительный флот Страны восходящего солнца оказался столь же многочисленным, сколь и неэффективным. На долю 34 минзагов целевой постройки пришлось всего несколько операций "по специальности", наиболее значительной из которых стала минная закупорка выходов из внутренних вод Филиппин в самом начале войны. 11 декабря 1942 года два больших заградителя в сопровождении крейсера "Дзинцу" и двух эсминцев выставили свыше 400 мин в проливах Сан-Бернардино и Суригао, ставших знаменитыми спустя два года после сражения в заливе Лейте. Однако и эта операция на деле оказалась бесполезной: американский флот и не пытался воспользоваться этими проливами в течение двух лет.
        В состав японского флота входил и представитель немногочисленных минных сил средиземноморского союзника по "тройной оси" - Италии. Застрявший с началом военных действий в Шанхае малый минзаг "Лепанто" был потоплен в сентябре 1943 года, а через 4 месяца поднят японцами и введен в их флот под названием "Окицу". Бывший "Лепанто" едва ли мог усилить многочисленные японские минные силы, но безусловно ослабил итальянские. Он принадлежал к, по сути дела, единственной серии построенных в Италии в 1925-1927 годах заградителей, в которую входили также "Остия", "Азио", "Дарданели", "Леньяно" и "Милаццо". От двух представителей этой когорты, "Дарданели" и "Милаццо", имевших угольное отопление (безусловный анахронизм для военного флота 30-х годов),  итальянское командование избавилось в 1938 году, продав их Венесуэле. Остальные, ходившие на нефти, благополучно пережили капитуляцию Италии и были сданы на слом вскоре после войны.
Малый минный заградитель "Лепанто", Италия, 1927 г.
Водоизмещение 615 т, мощность паровых машин 1500 л. с., скорость хода 14 узлов. Длина наибольшая 65 м, ширина 8,6 м, среднее углубление 2,6 м.
Вооружение: два 100-мм орудия, одна 75-мм зенитка, 80 мин. Всего построено 6 единиц. "Лепанто" затоплен в Шанхае в сентябре 1943 г., поднят японцами, перевооружен и введен в состав их флота. Корабль закончил свою карьеру в 1956 г. тайваньским сторожевым кораблем "Сянь-Нин".
        Помимо, прямо скажем, маловпечатляющих по своим боевым возможностям минзагов типа "Остия", итальянцы успели построить примерно в то же время четыре еще менее боеспособных корабля того же класса типа "Фазана". При таком же водоизмещении (610 т) они имели скорость 10 узлов и очень слабое вооружение - одну 76-мм зенитку. Предназначенные в основном для траления, эти "гибридные" суденышки могли принимать до 54 мин. Только перед самой войной в Италии были созданы 3 специализированных тральщика: 70-тонные "Ведетта" и "Вижиланте" и 190-тонный "RD-1". И если недостаток минных заградителей отчасти компенсировался тем, что большинство итальянских крейсеров и эсминцев могли ставить мины, то отсутствие тральщиков безусловно являлось "ахиллесовой пятой" флота Муссолини.
        Что касается главного противника Японии в тихоокеанских сражениях - Соединенных Штатов, то внешне минные силы американцев выглядели гораздо менее солидными, чем японские. Между войнами в их состав входили безнадежно устаревшие бывшие крейсера "Балтимор" и "Сан-Франциско" и переоборудованные лайнеры "Арустук" и "Оглала". числившиеся заградителями и использовавшиеся для любых других нужд, но только не по назначению. Единственным специализированным минзагом был построенный перед самой войной "Террор". При его создании рассматривались самые различные варианты, со скоростью от 16 до 25 узлов; в конце концов был выбран компромиссный вариант - относительно быстроходный, но все еще дешевый. Американцы тоже хотели иметь универсальный корабль, и "Террор" мог принимать на свою огромную минную палубу, оборудованную двумя лифтами, также противолодочные сети и специальные грузы. Общая конструкция корпуса напоминала скорее крейсер: двойное дно продолжалось и по бортам, а минная палуба и боевые посты имели противоосколочную броню.
Большой минный заградитель "Террор", США, 1941 г.
Водоизмещение стандартное 5875 т, полное 8650 т, мощность паротурбинной установки 11 000 л. с., скорость хода 20 узлов. Длина наибольшая 139 м, ширина 18,3 м, среднее углубление 6,1 м.
Вооружение: четыре 127-мм орудия, двадцать четыре 40-мм и пятнадцать 20-мм автоматов, 800 мин.
        Остальные минные силы США состояли из переоборудованных кораблей. В их число входили 8 старых эсминцев, построенных в огромном количестве к завершению первой мировой войны. Переклассифицированные в быстроходные заградители, они получили обозначение DM и усиленно тренировались в совместных постановках. Однако проявить свое умение им удавалось нечасто: лишь в кровопролитных боях у Соломоновых островов "Пребл", "Гэймбл" и "Бриз" выставили несколько активных заграждений.
        Может создаться впечатление, что флот США вообще мало применял минное оружие в своей борьбе с Японией. Это не так. Напротив, на американских минах погибла не одна сотня транспортов и немало боевых кораблей. Однако почти все заграждения были поставлены авиацией или подводными лодками.

Prev. page
Back