Page 1

1    2

ЖЕРТВЫ ТИХООКЕАНСКИХ БАТАЛИЙ

        Cразу после предательского нападения японцев на Перл-Харбор американская разведка сообщила и о вторжении их на небольшое британское владение в центре Тихого океана - острова Джилберта. Информация гласила, что там высажен японский десант, вслед за которым на острова прибыла мощная авиагруппа "Иокогама", насчитывающая свыше сотни самолетов. Базой для них служил якобы большой корабль- матка гидроавиации.
        Адмирал Браун, командовавший соединением, в состав которого входил "Лексингтон" - один из трех имевшихся в это время у американцев авианосцев, принял эти сведения близко к сердцу: ведь его корабли должны были пройти всего в 100 милях от опасных островов. Он запросил разрешение атаковать противника, но командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Пай. все еще находившийся под впечатлением от разрушительных воздушных ударов японцев  по  Гавайям,  Филиппинам и Малайе, решил не рисковать и приказал соединению повернуть назад.
        Этот эпизод можно считать наибольшим эффектом, произведенным японскими минными заградителями за всю вторую мировую войну. Дело в том, что загадочным кораблем, о котором сообщала разведка, был всего-навсего большой минзаг "Окиносима", несший на борту единственный самолет. Он занимался довольно прозаическим делом: собирал с островов представителей британской администрации, попадавших на его борт уже в качестве пленных. Если бы Браун настоял на своем и нанес удар, "Окиносима" оказался бы одним из первых японских кораблей, потопленных в войну. Впрочем, эта участь все равно не миновала ни его. ни подавляющего большинства остальных японских минных сил - самых многочисленных по количеству кораблей специальной постройки из флотов стран - участниц второй мировой войны.
        Еще в конце первой мировой войны Япония, "отсидевшаяся" за спинами своих союзников и практически не принимавшая участия в военных действиях, приступила к созданию мощного океанского флота. Не забыли японцы и о средствах минной войны. Первоначально они избрали путь переоборудования в минзаги устаревших боевых кораблей. Первыми из них стали трофеи русско-японской войны: бывшие крейсера "Паллада" и "Баян". поднятые в Порт-Артуре и получившие названия "Цугару" и "Азо". Ко времени своего "перевоплощения" (1920 год) они полностью потеряли боевое значение. "Цугару" просуществовал в новом качестве всего два года, затем был превращен в плавучую мишень и в 1924 году потоплен на учениях. "Азо" подвергся несколько более обширной модернизации. С него сняли 203-мм орудийные башни и заменили их двумя 152-мм пушками японского образца. Новоиспеченный минзаг мог принимать 200 мин. В таком виде он находился в строю до 1930 года, когда его постигла та же судьба, что и бывшую "Палладу" - последний русский крейсер, находившийся свыше четверти века "в плену", был пущен ко дну на учебных стрельбах.
        В 1928-1929 годах японцы подобным образом переоборудовали старый броненосный крейсер "Токива". С него также сняли кормовую 203-мм башню и все установленные в нижних казематах 152-мм орудия. Сэкономленный вес позволил принимать 200-300 мин. Правда, как минзаг "Токива" использовался недолго: впоследствии неоднократно перестраивался и был потоплен американской авиацией на базе в Оминато 9 мая 1945 года.
        Начало минзагам специальной постройки  в  Японии  положил "Кацурики"' (см. "М-К" № 6 за 1989 год). Однако по-настоящему за создание кораблей этого класса японцы взялись позже, в 1923 году, когда они включили в обширную программу модернизации своего флота строительство заградителей трех типов.
        Все японские заградители были универсальными кораблями. Помимо мин, они могли принимать противолодочные сети. Такое требование становится вполне понятным, если учесть планы ведения войны на Тихом океане, предусматривавшие создание на удаленных островах маневренных баз, которые следовало защищать от подводных лодок неприятеля. Кроме того, минзаги Японии с самого начала предназначались и для использования в качестве кораблей эскорта, поэтому они несли противолодочное вооружение - правда, вначале очень слабое, но впоследствии ставшее основным.
        Прототипом малых кораблей минной войны стали "Камомэ" и "Цубамэ", построенные в 1929 году. В 1932-1934 годах за ними последовали очень похожие "Насами" и "Нацусима" с усиленным до двух 76-мм зениток вооружением. Следующая серия - "Сокутен" - имела увеличенное водоизмещение.  Новшеством была также дизельная установка. Этот вариант малого заградителя вполне удовлетворял требованиям японского флота; всего было запланировано к постройке 50 кораблей данного типа. Однако реально были завершены только 5 минзагов типа "Сокутен" (1937-1940 гг.), 9 усовершенствованных типа "Хирашима" (1939-1942 гг.) и один "Адзиро" (1943 г.). К 1944 году они лишились своих мин в пользу стандартных 36 глубинных бомб. Потери их в годы войны были очень значительными: большинство отправилось на дно. Оставшиеся "Кьесай", "Ишикадзи" и "Сайшю" в 1947 году переданы соответственно Англии, США и Китаю.
Малый минный заградитель "Цубамэ". Япония, 1929 г.
Водоизмещение 450 т, мощность паровых машин 2500 л. с., скорость хода 19 узлов. Длина между перпендикулярами 62 м, ширина 7 м, среднее углубление 2 м.
Вооружение: одно 76-мм орудие, один 13-мм пулемет, 120 мин. Всего построено 2 единицы: "Камомэ" и "Цубамэ". Первый погиб в апреле 1944 г., второй - в марте 1945 г.
        Последняя серия малых минзагов несла на себе отпечаток тяжелого экономического положения Японии в конце войны. При практически таком же водоизмещении, как и стандартные "Сокутен" (766 т), корабли типа "Камисима" имели дизели меньшей мощности, позволявшие им развивать скорость всего 16,5 узла. Зато было усилено зенитное и противолодочное вооружение; два 40-мм и тринадцать 25-мм автоматов, 36 глубинных бомб, причем на сей раз с сохранением 120 мин. Конструкция была предельно упрощена с целью сократить сроки постройки. Но это не помогло: из запланированных 20 единиц были закончены всего два - "Камисима" и "Авасима", переданные после войны СССР и США.
        Средние минзаги в японском флоте были представлены всего двумя кораблями. "Ширатака", построенный в 1929 году, использовался главным образом по своему второму назначению - как сетевой заградитель. "Яеяма", вступивший в строй тремя годами позже, стал первым в Японии цельносварным судном. При водоизмещении всего 1135 т он имел приличную скорость (20 узлов), вооружение из двух 120-мм орудий и принимал 185 мин. Оба минзага получили в 1943 году глубинные бомбы вместо мин и использовались в качестве эскортных кораблей, но недолго: через год они были потоплены.
Средний минный заградитель "Ширатака", Япония, 1929 г.
Водоизмещение 1345 т, мощность паровых машин 2000 л. с., скорость хода 16 узлов. Длина между перпендикулярами 78 м, ширина 11,5 м, среднее углубление 3 м.
Вооружение: три 120-мм орудия, 100 мин, противолодочные сети.
 

Next page
Back