Page 2

1    2

        В отличие от Балтики на Черном море в планах советского военно-морского командования минным постановкам отводилась очень скромная роль. Впрочем, это неудивительно: у Черноморского флота практически не было серьезного надводного противника. Поэтому здесь долгое время минзагов не было вообще. Лишь в 1940 году в заградители переоборудовали два бывших грузовых судна - "Сызрань" (2810 т) и "Островский" (2625 т). В начале следующего года к ним прибавился переклассифицированный старый крейсер "Коминтерн". Сразу после начала войны были мобилизованы и экстренно переделаны еще три совсем малых судна - однотипные "Заря" и "Лукомский", а также 150-тонный "Дооб". Но к моменту их включения в состав флота стало ясно, что минные заградители на Черном море больше не нужны. Поэтому корабли данного класса поработали по своей специальности только в течение первого месяца войны, а затем использовались преимущественно как транспорты.
Малый минный заградитель "Заря", СССР, 1941 г.
Переоборудован из одноименного пассажирского теплохода, построенного в Одессе в 1928 г. Водоизмещение полное 353 т, мощность дизеля 220 л. с., скорость хода 9 узлов. Длина наибольшая 32,3 м, ширина 5,6 м, среднее углубление 2,6 м.
Вооружение: два 45-мм орудия, два 12,7-мм пулемета, 10 мин. Всего построено 2 единицы
        Подобная ситуация сложилась и на Северном флоте. Там к началу войны находился лишь один заградитель - бывшее гидрографическое судно "Мурман" (1935 г., 3700 т, 13,4 узла, три 130-мм и четыре 76-мм орудия, 158 мин). В июле 1941 года мобилизации подверглись еще три древних парохода:  "Канин", "Сосновец"  и "Юшар". Два из них были построены еще в прошлом веке, а самым большим и современным (если только можно так сказать о судне дореволюционной  постройки) считался "Юшар". Он, кстати, дольше всех работал по своему основному назначению, выполняя минные постановки на больших глубинах в горле Белого моря еще в 1942 году, тогда как остальные заградители уже с осени 1941 года использовались исключительно в качестве транспортных судов.
Минный заградитель "Юшар", СССР, 1941 г.
Переоборудован из одноименного грузового судна, построенного в Англии в 1915 г. и первоначально называвшегося "Колгуев". Водоизмещение полное 2020 т, мощность паровой машины 848 л. с., скорость хода 11 узлов. Длина наибольшая 75,5 м. ширина 10,7 м, среднее углубление 3,9 м.
Вооружение: четыре 76-мм пушки, четыре 45-мм зенитки, 6 пулеметов, 200 мин. В октябре 1945 г. корабль возвращен торговому флоту, в 1963 г. сдан на слом.
        Зато в планах ведения боевых действий на дальневосточном театре минному оружию отводилась исключительная роль. Советский Тихоокеанский флот (ТОФ) в 30-е годы находился в стадии становления и, разумеется, не мог противостоять японским эскадрам. И чуть ли не основным гарантом защищенности наших территориальных вод считались минные заграждения. В связи с этим к 1941 году в составе ТОФ числилось 10 минзагов ("Аргунь", "Сергей Киров", "Ворошиловск", "Охотск", "Астрахань", "Аян", "Теодор Нетте", "Томск", "Яна" и "Гижига") - больше, чем на всех остальных флотах, вместе взятых. Правда, все они представляли собой преимущественно перестроенные сухогрузы. Самым большим и мощно вооруженным из них был "Аргунь", а самым современным - бывшее гидрографическое судно "Охотск", однотипное с североморским "Мурманом" (в ходе войны, в 1942 году, в состав ТОФ в качестве минзага вошел и третий "систер-шип" - "Океан"). В 1942-1943 годах было мобилизовано еще три десятка малых рыболовных судов и буксиров, но заградители из них получились никудышные, и их вскоре разоружили.
Минный заградитель "Аргунь", СССР, 1937 г.
Переоборудован в 1936-1937 гг. из грузового судна "Амур", построенного в Англии в 1923 г. Водоизмещение полное 5400 т, мощность паровой машины 1550 л. с., скорость хода 11 узлов. Длина наибольшая 97 м, ширина 13,7 м, среднее углубление 5,5 м.
Вооружение: четыре 130-мм пушки, три 76-мм зенитки, четыре 37-мм автомата, 9 пулеметов, 370 мин.
        Во время войны с фашистской Германией тихоокеанские минзаги добросовестно трудились, создавая огромные оборонительные минные поля. Однако ход войны обернулся таким образом, что заграждения эти не понадобились, и тем минзагам, которым довелось принять участие в боевых действиях, пришлось выступать совсем не в своем амплуа...
        15 августа 1945 года из Владивостока вышел 3-й эшелон десанта в Сейсин - три транспорта, минный заградитель "Аргунь", тральщик типа АМ и несколько катеров. Командующим эшелоном был назначен командир отдельного дивизиона минзагов капитан 3-го ранга В. И. Тулин.
        Ранним утром следующего дня отряд приблизился к Сейсинскому порту. Корабли, опасаясь вражеских мин, двигались кильватерным строем, имея в голове тральщик с поставленными тралами. Правда, избежать подрыва не удалось - японцы на подходах выставили не только гальваноударные, но и неконтактные мины. Все три советских транспорта получили повреждения, но жертв среди личного состава не было, а корабли, несмотря на атаки вражеской авиации, подошли к берегу и начали высадку десанта.
        Сейсин - важнейший порт Северной Кореи - японцы в период подготовки к агрессии против СССР предполагали использовать как одну из основных военно-морских баз. Поэтому город был опоясан сетью оборонительных сооружений с более чем сотней дотов, дзотов и батарей. Тогда, в августе 1945-го, Сейсин превратился в стратегический узел обороны. Осознавая это, японцы оказывали отчаянное сопротивление. С 12 августа, когда на берег высадились первые подразделения советских автоматчиков, в городе не утихали ожесточенные бои.
        Залог успеха морского десанта, как правило, во многом зависит от огневой поддержки. Минзаг "Аргунь" в этом отношении был неоценим. Имея мощное вооружение из четырех 130-мм орудий, он по весу залпа в три с лишним раза превосходил находившийся в Сейсине флагманский эсминец "Войков", несший четыре 102-миллиметровки. В 11.30, вскоре после развертывания корректировочного поста, "Аргунь" открыл огонь по позициям самураев. Те, видя беспомощность своих полевых пушек против советских дальнобойных морских орудий, подтянули к порту бронепоезд и включили его в артиллерийскую дуэль. (Пожалуй, это был единственный в истории бой минного заградителя с бронепоездом!) Советские моряки вышли победителями: разрушив снарядами железнодорожные пути, они загнали своего бронированного противника в ловушку, где его добили бомбами наши Пе-2.
        При высадке десанта на Курильские острова пришлось вступить в бой и минзагу "Охотск". Сильно вооруженный заградитель (три 130-мм и два 76-мм орудия) в единоборстве сразу с несколькими батареями, расположенными на островах Парамушир и Шумшу, получил три прямых попадания, но, поставив дымзавесу, мастерски вышел из зоны обстрела, а затем успешно уклонился от атаки японских торпедоносцев. За проявленный при выполнении боевых заданий героизм экипажу "Охотска" 26 августа 1945 года было присвоено гвардейское звание.

Prev. page
Back