Page 1

1    2

ОТ МООНЗУНДА ДО КУРИЛ

        В ночь на 23 июня 1941 года отряд кораблей в составе минных заградителей "Марти" и "Урал", лидеров "Ленинград" и "Минск", эсминцев "Яков Свердлов", "Артем", "Карл Маркс" и "Володарский" вышел в море и под прикрытием авиации устремился на запад. Цель задания ни у кого из моряков не вызывала сомнений - стоило лишь взглянуть на палубы, буквально забитые черными рогатыми шарами. И то, что первой боевой операцией Балтийского флота стала минная постановка, можно считать символичным: именно этот вид оружия с огромным размахом применялся здесь обеими воюющими сторонами в течение всей войны. "Суп с клецками" - так с долей мрачного юмора называли краснофлотцы нашпигованные минами воды Финского залива.
        Основным средством морской обороны Ленинграда в Великую Отечественную, как и в годы первой мировой войны, являлась Центральная минно-артиллерийская позиция. Она включала в себя две линии - против надводных кораблей (два с половиной ряда мин и два ряда минных защитников) и противолодочную (один ряд мин в два яруса). Создание позиции заняло довольно много времени - 9 дней (главным образом из-за белых ночей, существенно затруднявших скрытность постановок). Объем заграждений - 3059 мин и 498 минных защитников - хотя и оказался меньше первоначально запланированного, тем не менее обеспечил надежную защиту Финского залива.
        "Нельзя не отметить добрым словом тех, кто выполнял основные минные постановки - прежде всего экипажи минных заградителей "Марти" и "Урал" под командованием капитана 1-го ранга Н. И. Мещерского и капитана 2-го ранга И. Г. Карпова. Труд военных моряков этих кораблей был воистину самоотверженным и героическим" - так оценил действия балтийских минзагов командующий флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц.
        В соответствии с советской военной доктриной 30-х годов носителями минного оружия должны были быть самые разнообразные средства, включая авиацию и подводные лодки. Широко привлекались и надводные корабли почти всех классов. Поэтому рельсами и минными скатами оснащались не только крейсера и эсминцы, но и малые сторожевые корабли и даже базовые тральщики. Специальным же минзагам отводилась лишь вспомогательная роль.
        Следует отметить, что эти соображения подтвердились лишь частично. За годы войны авиация выставила всего 2,4 тыс. мин, подводные лодки (типов Л и К )-1,7 тыс. Это не так уж много, если учесть, что только за 1941 год нашими моряками было поставлено 31 826 мин, не считая минных защитников. И не менее половины всей работы выполнили минзаги.
        Флот заградителей, доставшийся Советской России от старого режима, просуществовал недолго. Одни корабли были сданы на слом, другие переоборудованы в учебные, гидрографические и прочие вспомогательные суда. В итоге к 1930 году в составе Красного Флота числился лишь один минзаг - ветеран "25 октября" (бывший "Нарова"), проплававший более полувека и потерявший всякую боевую ценность. Поэтому, когда встал вопрос о немедленном оснащении флотов специализированными заградителями, наши кораблестроители пошли по самому быстрому пути - переоборудованию торговых и устаревших боевых судов.
        Безусловно, самым  необычным представителем рассматриваемого класса стал балтийский "Марти", перестроенный из бывшей царской яхты "Штандарт". "Заново рожденный" корабль получил мощное вооружение и современный внешний вид, и если бы не малая скорость, то его можно было бы причислить к крейсерам-заградителям. "Марти" активно использовался в годы Великой Отечественной: ставил мины, эвакуировал гарнизон базы Ханко, поддерживал огнем сухопутные части. За отличное выполнение заданий он 3 апреля 1942 года был удостоен гвардейского звания.
МИННЫЙ ЗАГРАДИТЕЛЬ "МАРТИ". СССР, 1936 г.
Переоборудован в 1933-1936 годах из бывшей паровой яхты "Штандарт", построенной в Дании в 1895 г. Водоизмещение стандартное 5655 т, полное 6189 т, мощность паровых машин 11426 л. с., скорость хода 14 узлов. Длина наибольшая 122,3 м, ширина 15,39 м, среднее углубление 6,97 м.
Вооружение: четыре 130-мм пушки, семь 76-мм и три 45-мм зенитки, 320 мин. С 1948 г. корабль назывался "Ока", в 50-е гг. переоборудован в плавказарму. а в 1961 г. - в плавучую мишень для испытания ракетного оружия. Сдан на слом в начале 60-х гг.
        Вторым крупным заградителем Балтфлота стал "Урал" - бывший грузопассажирский рефрижератор "Феликс Дзержинский", один из шести теплоходов типа "Алексей Рыков". В начале войны он также участвовал во многих минно-заградительных операциях, в эвакуации гарнизона Ханко. С 1942 года "Урал" использовался как плавбаза, а после войны стал учебным судном.
Минный заградитель "Урал", СССР, 1940 г.
Переоборудован в 1939-1940 гг. из грузопассажирского судна "Феликс Дзержинский", построенного в Ленинграде в 1928 г. Водоизмещение полное 5560 т, мощность дизельной установки 2200 л. с., скорость хода 12 узлов. Длина наибольшая 104 м, ширина 14,6 м, среднее углубление 5,8 м.
Вооружение: четыре 100-мм пушки, четыре 45-мм зенитки, два 12,7-мм пулемета, 264 мины. После войны корабль служил учебным судном вплоть до конца 50-х гг
        Кроме того, в состав нашего флота в 1940 году вошли бывшие эстонские 600-тонные заградители "Ристна" и "Суроп", однако в боевых операциях эти старинные колесные пароходы участвовали очень ограниченно.
        Как уже говорилось, минное оружие на Балтике применялось очень активно. Причем нередко - в шхерах, на мелководных плесах, где крупные корабли осуществить постановку не могли из-за своей осадки. Тогда в импровизированные заградители временно оборудовались самые различные суда - например, гидрографическое судно "Норд", шхуна "Хелена", торпедные катера и "мошки" - малые охотники типа МО. Известен случай, когда мины ставились нашими моряками с... надувных резиновых лодок!
        Эффективность советских заграждений оказалась весьма высокой. Так, 8 июля 1941 года в Финском заливе на наших минах подорвались и затонули сразу три немецких минзага - "Пройссен", "Ганзештадт" и "Танненберг". В сентябре там же затонул сильнейший корабль финского флота - броненосец "Ильмаринен". Но наибольшие потери от мин понес вражеский транспортный флот - всего за годы войны пошли ко дну 66 судов фашистской Германии общим тоннажем 132,5 тыс. т (брутто). Еще 8 транспортов получили тяжелые повреждения.
 

Next page
Back