Page 1

1    2

БОЕВЫЕ "ПАХАРИ" МОРЯ

        Августовской ночью 1941 года базовый тральщик (БТЩ) "Патрон" принимал в Ораниенбаумском порту необычный груз. Портовый кран одну за другой бережно опускал на палубу большие авиационные бомбы - всего 30 штук массой по 500 и 1000 кг. Кораблю предстояло выполнить особое задание...
        В августе советские бомбардировщики совершили ряд налетов на Берлин. Поднимались они с одного из Моонзундских островов - Эзеля (Сааремаа). Полеты проходили успешно, но вскоре стал ощущаться недостаток боеприпасов, доставить которые можно было только морем. На роль "бомбовозов" лучше всех подходили БТЩ типа "Фугас". Именно они могли принять на борт достаточное количество бомб и быстро дойти до цели благодаря своей высокой скорости хода. К тому же они обладали солидным вооружением, чтобы противостоять атакам авиации и катеров противника. И маленькие корабли с честью выполнили поставленную задачу, хотя походы совершались в труднейших условиях. Достаточно сказать, что только "Патрон" за один день 25 августа выдержал 17 воздушных налетов. Моряки уклонились от 300 сброшенных бомб, сбили один и повредили другой "Юнкерс" и доставили груз на остров. Всего бомбы для Берлина (более 100 т) перевозили 7 БТЩ.
        Таким образом тральщики типа "Фугас" (проект 53) еще раз доказали свою универсальность. Спроектированные в годы первой пятилетки, корабли получились, что называется, "с листа". Головной Т-401 "Трал" был спущен на воду в 1934 году; его испытания прошли весьма успешно, не выявив серьезных просчетов, что позволило быстро развернуть серийное изготовление крайне необходимых нашему флоту тральщиков.
БАЗОВЫЙ ТРАЛЬЩИК "ФУГАС" (ПРОЕКТ 53), СССР, 1934 г.
Водоизмещение 476 т, мощность дизельной установки 2800 л. с., скорость хода 18 узлов (с тралом 14,5 узла). Длина наибольшая 62 м, ширина 7,2 м, среднее углубление 2,4 м.
Вооружение: одно 100-мм орудие, один 45-мм полуавтомат, два 12,7-мм пулемета ДШК, мог принимать 30 мин КБ. Всего построено 40 единиц и еще 4 в варианте пограничных сторожевых кораблей (типа "Бриллиант").
        Первоначальное назначение "Фугасов" - проводка за тралами подводных лодок и быстроходных конвоев. Поэтому большое значение было уделено скоростным и мореходным качествам новых кораблей. Несмотря на малые размеры, БТЩ проекта 53 вполне удовлетворяли этим требованиям. Свою высокую мореходность они доказали в 1939 году, когда для усиления Тихоокеанского флота 8 кораблей совершили переход с Балтики и Черного моря во Владивосток. Кстати, они стали первыми советскими военными кораблями, посетившими порты Америки.
        К началу Великой Отечественной войны в строю находились 38 "Фугасов" (17-на Балтике, 13-на Черном море, 8- на Дальнем Востоке). Сразу же им пришлось включиться в самую разнообразную деятельность - перевозить войска и технику, высаживать десанты, ставить и вытраливать мины, нести дозор, участвовать в набеговых операциях и даже работать ледоколами! В 1943 году борта балтийских БТЩ одели в ледовый пояс, гребные винты заменили на специальные, и тральщики прекрасно проявили себя при проводке во льдах транспортов на Ораниенбаумский плацдарм. Базовые тральщики вступали в схватки с превосходящими силами врага, защищая доверенные суда. Например, 14 июля 1941 года БТЩ-215 один проводил за тралами конвой из 20 судов в Таллинн. Для появившихся 6 вражеских торпедных катеров такая цель казалась легкой добычей, но прицельный огонь артиллерии тральщика заставил выпустить все 12 торпед издалека, и ни одна из них в цель не попала.
        Тральщики типа "Фугас" обладали удивительной живучестью. Так, в июне 1942 года в Севастополе БТЩ "Гарпун" попал под массированный налет авиации и получил три попадания. Взрывами были разбиты все орудия, пулеметы, мачта, в бортах образовались многочисленные пробоины. Однако корабль не затонул, и его решено было направить в Туапсе на ремонт. Перед выходом импровизированными средствами заделали пробоины, срезали остатки мачты и разбитых надстроек, пополнили экипаж. Безоружный корабль, способный развивать только средний ход, вышел в море. Единственным навигационным прибором на нем был компас из шлюпки, а приказания с мостика в машинное отделение передавались по цепочке матросов, так как телеграф не действовал. 19 июня "Гарпун" заметили с немецкого самолета, и вскоре налетели "юнкерсы". Противовоздушную оборону корабля держал электрик Тихонов. Он сидел на палубе и стрелял из единственной уцелевшей винтовки. Несмотря на новые повреждения от близких разрывов бомб, "Гарпун" упрямо шел вперед и через день прибыл в Туапсе.
        Вообще на Черном море благодаря менее напряженной минной обстановке тральщикам типа "Фугас" с наибольшим эффектом удалось проявить свои универсальные возможности. Неудивительно, что черноморские БТЩ "Арсений Раскин", "Трал", "Щит", "Мина" стали Краснознаменными, а "Защитник" - гвардейским. На Балтике звания гвардейского был удостоен "Гафель".
        Однако при всех своих достоинствах корабли типа "Фугас" имели ряд недостатков: слабое зенитное вооружение, отсутствие гидроакустической станции и довольно большую осадку. И если первые два минуса могли быть исправлены (к примеру, в годы войны почти на все БТЩ установили дополнительно по два-три 37-мм автомата, а на балтийские - еще и 20-мм эрликоны), то путей уменьшения осадки не было. Это влекло за собой значительную вероятность подрыва на мине. особенно на Балтике, где малое колебание уровня приливов и отливов позволяло ставить мины с минимальным углублением. В 1941 году здесь погибло 10 БТЩ, причем все исключительно на минах.
        Большая довоенная программа строительства океанского флота потребовала и сил, обеспечивавших его боевую деятельность. В соответствии с ней в Ленинграде в 1939-1940 годах заложили большую серию новых эскадренных тральщиков типа "Владимир Полухин" с турбинной установкой. Они предназначались для проводки кораблей эскадры - в первую очередь линкоров и крейсеров, поэтому и требовалась высокая скорость. После начала войны стало ясно, что всю серию достроить не удастся, и 12 кораблей в различной стадии готовности перевели осенью 1941 года на Волгу. Работы продолжались только на двух головных тральщиках. В начале 1942 года, еще находясь у причала Петрозавода, "Владимир Полухин" открыл огонь по немецким самолетам (то есть корабль начал воевать раньше, чем плавать). В сентябре 1942 года он перешел в Кронштадт и провел государственные испытания артиллерии главного калибра, стреляя по немецким огневым точкам прямо от стенки кронштадтского Морского завода. 7 ноября 1942 года корабль вошел в состав КБФ.
            В декабре следующего года вступил в строй и второй тральщик - "Василий Громов". После их появления в море немецкие подводники получили специальный приказ - "охотиться за новыми советскими миноносцами", оставшийся, однако, невыполненным.
ЭСКАДРЕННЫЙ ТРАЛЬЩИК "ВЛАДИМИР ПОЛУХИН", СССР, 1940 г.
Водоизмещение 879 т, мощность паровых турбин 8000 л. с.. скорость хода 22.5 узла. Длина наибольшая 79.2 м, ширина 8.1 м. среднее углубление 2,5 м.
Вооружение: два 100-мм орудия, три 37-мм и два 20-мм автомата. четыре 12,7-мм пулемета. 20 мин. Всего до окончания войны построено 2 единицы.
        Два новых тральщика, хотя и эскадренных, не могли существенно изменить положение на Балтийском флоте, где обстановка требовала как минимум сотни противоминных кораблей. (Достаточно сказать, что из примерно 70 тысяч мин, выставленных противником на всех наших морских театрах, более 42 тысяч приходилось на Балтику.) Поэтому в мае 1942 года было утверждено задание на мелкосидящий тральщик проекта 253.

Next page
Back