Page 1

1    2

РОДОСЛОВНАЯ "БЕНГАЛЬСКОГО ТИГРА"

        Ясным декабрьским днем 1943 года по слепящей глади   спокойного в тот час Индийского океана медленно двигались два корабля - большой и маленький. Большим был голландский транспорт "Ондина", который должен был доставить 6000 т топлива из Австралии на острова Диего-Гарсия, а маленьким - его эскорт, тральщик "Бенгал", шедший под индийским флагом и имевший смешанный англо-индийский экипаж. Видимость была прекрасной, и когда впереди по курсу были замечены два больших парохода, окрашенных в серый цвет, командир тральщика капитан-лейтенант Вильсон быстро опознал в них японские рейдеры. Вильсон действовал образцово: приказав "Ондине" уходить, он передал на базу подробное сообщение, после чего смело пошел прямо на противника.
        Шансов на спасение у "Бенгала" практически не было. Однотипные японские вспомогательные крейсера "Хококу-Мару" и "Айкоку-Мару" в сумме имели 16 140-мм орудий, 8 торпедных аппаратов и даже несли 4 гидросамолета - и все это против единственной 76-мм пушки тральщика. Водоизмещение противников отличалось почти в 50 раз! Уклониться от боя "Бенгал" был не в состоянии: японцы имели превосходство в скорости хода на 3 узла.
        Вскоре после полудня рейдеры открыли огонь. "Бенгал" вынужден был приблизиться к противнику почти вплотную, чтобы эффективнее использовать свое орудие. Единственным его преимуществом было то, что промахнуться по 150-метровому крейсеру было трудно. Снаряд за снарядом рвались в огромном корпусе головного "Хококу-Мару". На нем возник большой пожар, а через час сильный взрыв потряс японский корабль, и тот мгновенно исчез под водой.
        Неповрежденный "Айкоку-Мару", пытаясь угнаться сразу за двумя зайцами, вел огонь то по "Бенгалу", то по "Ондине", но Вильсон продолжал защищать танкер даже после того, как его тральщик получил значительные повреждения. Японский рейдер выпустил несколько сотен снарядов и две торпеды, после чего, посчитав противника уничтоженным, повернул спасать остатки экипажа незадачливого "Хококу-Мару".
        Но вопреки всему оба корабля союзников остались на плаву. Танкер вернулся в порт Фримантл, а "Бенгал" после экспресс-ремонта в открытом море пересек весь Индийский океан и дошел до Цейлона.
        Так завершился один из самых удивительных морских боев второй мировой войны - бой, за который "Бенгал" получил ласковое прозвище "маленький бенгальский тигр" и в котором он доказал отличную живучесть стандартных английских тральщиков типа "Батерст"...
        В промежуток между двумя мировыми войнами англичане построили единственную серию противоминных кораблей типа "Хэлсион" из 21 единицы. При стандартном водоизмещении в 800 т они имели два 102-мм орудия, до восьми 20-мм автоматов и несли 40 глубинных бомб. Британское адмиралтейство благоразумно решило использовать на однотипных кораблях различные машинные установки - турбины и паровые машины двух типов, предвидя, что при постройке больших серий в военное время им не удастся обеспечить достаточное количество одинаковых машин. Скорость при любом варианте двигателя составляла 18 узлов. Крепкие "Хэлсионы" очень активно использовались в войну. Была потеряна почти половина серии - 10 единиц, причем поражает разнообразие способов, которыми они были отправлены на дно. "Брэмбл" погиб в неравном бою с немецкими эсминцами; причинами потопления остальных были и мины, и бомбы, и подводные лодки; два корабля пострадали от собственного оружия - "Найгер" подорвался на английской же магнитной мине, а "Саламандер" стал жертвой новомодного оружия - реактивных снарядов истребителей-бомбардировщиков "Тайфун" ВВС Великобритании при высадке в Нормандии.
        С началом войны тральщики требовались во все возрастающем количестве, и поскольку "Хэлсионы" не могли строиться быстро, англичане экстренно разработали упрощенный и уменьшенный проект типа "Бэнгор". В 1940-1943 годах были введены в строй 109 тральщиков этого типа; 50 из них поставили верфи Канады и 4 - Индии. Здесь и пригодились англичанам предвоенные опыты с различными двигателями: 14 "Бэнгоров" получили дизели, 26 - турбины, а остальные - старомодные паровые машины, но ходовые данные всех кораблей были близкими.
Тральщик типа "Бэнгор", Канада, 1942 г.
Водоизмещение стандартное 590-660 т, мощность паровых машин 2000-2400 л. с., скорость хода 16,5 узла. Длина наибольшая 49,4-54,8 м, ширина 6,7 м, среднее углубление 3,2 м.
Вооружение: одно 76-мм орудие, один 40-мм автомат. Строился в Англии (55 единиц), Канаде (50 единиц), Индии (4 единицы), Гонконге (4 единицы). 10 кораблей этого типа погибло в годы войны.
        Параллельно с типом "Бэнгор" в Австралии производились очень похожие тральщики типа "Батерст", отличавшиеся только чуть большим водоизмещением (около 700 т) и коротким полубаком. Из 62 построенных кораблей два передали Индии. Одним из них и был знаменитый "Бенгал". Австралийский вариант оказался довольно удачным и долговечным: некоторые из "Батерстов" дожили до 70-х годов.
        Единственный недостаток британских тральщиков, разработанных в самом начале войны,- их небольшие размеры - вскоре стал очень существенным. После того как в 1940 году немцы стали широко применять донные магнитные мины, на кораблях потребовалось устанавливать громоздкую и тяжелую аппаратуру для их обнаружения и уничтожения. Англичанам пришлось прибегнуть к срочной помощи США, но, не желая при этом оставаться в полной зависимости от своего союзника, они вернулись к увеличенному типу тральщика "Элджирин". Чуть более короткие и широкие по сравнению со своими довоенными предками - "Хэлсионами", новые корабли могли нести все виды современного трального оборудования и почти сотню глубинных бомб (если их привлекали для охранения конвоев). Вновь только часть тральщиков получила современные турбинные двигатели. а большинство, в том числе все построенные в Канаде, имели паровые машины тройного расширения несколько большей мощности, чтобы поддерживать стандартную проектную скорость 16,5 узла. Канадские верфи, построившие за годы войны около половины всех тральных сил Британской империи, успешно участвовали и в создании нового эскадренного тральщика, введя в строй 63 "Элджирина", из которых только 12 осталось в Канаде, а остальные попали во флот метрополии.
Эскадренный тральщик "Элджирин", Англия, 1941 г.
Водоизмещение стандартное 950 т, полное 1250 т, мощность машинной установки 2000 л. с., скорость хода 16,5 узла. Длина наибольшая 69 м, ширина 10,8 м, среднее углубление 3,3 м.
Вооружение: одно 102-мм орудие, четыре 40-мм или 20-мм автомата (в эскортном варианте дополнительно 92 глубинные бомбы). Построено 109 единиц, в том числе 63 в Канаде. 8 кораблей погибли в годы войны.
        Во вторую мировую войну, так же как и в первую, англичане широко привлекали к противоминной борьбе свои рыболовные суда. На этот раз в качестве стандартного "адмиралтейского" траулера были выбраны построенные в 1935-1938 годах суда, носившие названия пород собак (тип "Бассет"). От боевых тральщиков они отличались меньшим водоизмещением (540 т), одновинтовой установкой и малой скоростью (12 узлов), но были гораздо дешевле, не требовали для производства дефицитных материалов и могли строиться на небольших верфях. С началом боевых действий производство было широко развернуто, и дело оставалось только за названиями.

Next page
Back