Page 1

1    2

БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ МАЛЫХ ФЛОТОВ

        Прибытие иностранного военного корабля в порт южной Англии в мае 1940 года не было событием необычным. Фашистская Германия только что начала воевать всерьез против западных союзников; ее войска вторглись во Францию, Бельгию, Голландию, Скандинавские страны, и корабли этих государств поодиночке пробирались в единственное относительно безопасное убежище в Европе - на Британские острова. Поэтому и приход голландского минного заградителя "Ван-дер-Заан" вначале прошел незамеченным. Но уже через несколько дней на корабль началось самое настоящее паломничество. Его посещали британские специалисты по вооружению и чины Адмиралтейства - поодиночке и целыми комиссиями. Что же так заинтересовало руководство самого сильного флота в мире на скромном заградителе небольшой морской державы?
        Дело в том, что англичанам уже пришлось испытать на себе угрозу, ставившую под сомнение их господство на море,- угрозу со стороны немецкой авиации, в особенности пикирующих бомбардировщиков. Для отражения воздушных атак требовалась мощная, скорострельная и точная зенитная установка, а таковой на английских кораблях не было. Положение казалось безвыходным.
        Спасение прибыло на борту "Ван-дер-Заана" в виде спаренной зенитной установки 40-мм орудий "Бофорс" фирмы "Хаземайер". Она удовлетворяла всем требованиям: была полностью автономной, с собственным вычислительным устройством и стабилизацией в трех плоскостях. Конструкторы Нидерландов опередили своих коллег из самых развитых стран на 10-15 лет. Англичане проявили благодарность весьма своеобразно, сняв с "Ван-дер-Заан" оба "Хаземайера" под предлогом трудности снабжения боеприпасами и установив вместо них свой устаревший четырехствольный "пом-пом".Зато к середине войны на британских эсминцах появились аналогичные установки уже собственного производства.
        Это лишь один пример тех удачных новинок и технических решений, что вводились на флотах морских стран "второго эшелона", не столь могущественных, как мировые державы, но все же игравших существенную роль в морской политике. Типично и то, что новейшее вооружение устанавливалось на минзаге. Малые государства быстро поняли выгоду, которую можно было извлечь из минного оружия. При относительной дешевизне мины создавали угрозу любым кораблям возможного противника, уравнивая шансы сильнейших и слабейших. Поэтому в большинстве малых стран Европы силы минной войны составляли важный элемент флота, а в ряде государств минзаги были и самыми крупными, и самыми современными кораблями.
        Голландцы не сразу пришли к созданию столь удачного корабля, как "Ван-дер-Заан". Первыми представителями национальных заградительных сил стали переоборудованные в 20-е годы канлодки "Дас" и "Тор", построенные еще в 1875-1879 годах. Почтенный возраст не помешал некоторым из этих кораблей водоизмещением 210-280 т дожить до второй мировой войны и испытать типичную для жертв фашистской Германии судьбу - плен или гибель от рук собственного экипажа.
        Запас старых канонерок в Голландии казался неисчерпаемым, вслед за малыми "Торами" переоборудованию подверглись более новые и крупные типа "Серданг" (780 т) и "Гидра" (600 т). Но вскоре голландцы поняли: чтобы держаться "на уровне", необходимо строить специальные заградители. В 1929 и 1936 годах в Роттердаме были закончены близкие по своим характеристикам "Наутилус" и "Ян Ван Бракель" водоизмещением около 800 т. Они имели скорость 15 узлов и вооружение из двух 75-мм зениток, могли принимать 80 мин, а в мирное время служили в качестве кораблей охраны рыболовства. Им обоим удалось благополучно уйти в 1940 году в Англию, но "Наутилусу" не повезло: год спустя он погиб в случайном столкновении в устье реки Хамбер.
        Спущенный на воду в 1938 году, "Ван-дер-Заан" оказался удачным и универсальным кораблем. Наличие полностью закрытой минной палубы при водоизмещении всего 1270 т делало честь голландским конструкторам. Минзаг предполагалось использовать также в качестве учебного корабля, чем и объясняется его довольно мощное и разнообразное вооружение, включавшее даже гидросамолет. После "фурора" в Британии он участвовал во многих операциях союзников и благополучно пережил войну.
Минный заградитель "Ван-дер-Заан", Голландия, 1938 г.
Водоизмещение стандартное 1267 т, мощность двух паровых машин тройного расширения 2300 л. с., скорость хода 15,5 узла. Длина наибольшая 75,2 м, ширина 11,2 м, среднее углубление 3,3 м.
Вооружение: два 120-мм орудия, два спаренных 40-мм автомата, четыре 12,7-мм пулемета, гидросамолет, 92 мины.
        Небольшие Нидерланды до войны были крупной колониальной державой. Несомненной "жемчужиной короны" являлась голландская Ост-Индия, ставшая впоследствии независимой Индонезией. "Страна тысячи островов" и не меньшего количества проливов представляла собой идеальное место для минной войны. Голландцы пошли по пути постройки заградителей и тральщиков непосредственно в колонии, на верфях Сурабайи и Танджунг-Приока - порта нынешней столицы Индонезии Джакарты. Дело развернулось, и в результате до начала войны в Ост-Индии построили больше кораблей минной войны, чем в метрополии!
        Начало было скромным: спущенный на воду в 1922 году минзаг "Про Патриа" (600 т, 10 узлов, 80 мин) не отличался ни ходовыми, ни боевыми качествами. Но уже через 2 года в состав ост-индского флота вошел "Кракатау", имевший при водоизмещении около 1000 т скорость 15,5 узла, хорошее зенитное вооружение (два 75-мм скорострельных орудия и автоматы) и бравший 150 мин. Оба первенца колониального кораблестроения были пущены ко дну японской авиацией в начале 1942 года.
        Следующий заградитель - "Ригель" (1931 г.) имел то же вооружение при заметно большем водоизмещении (1630т), поскольку в мирное время служил в качестве губернаторской яхты. 2 марта 1942 года он был затоплен в узком фарватере военно-морской базы Танджунг-Приок, заблокировав вход японскому десанту. Два года спустя японцы подняли его, но ввести в бой так и не успели: в 1945 году минзаг-яхту возвратили голландцам, а в 1951-м ее купило правительство независимой Индонезии, переименовав в "Девакамбар".
        Очень похожим на "Ригель" были спущенные на воду в том же году "Принс Ван-Оранж" и "Гооден Леув". Не обремененные помещениями для губернатора и его свиты, они имели водоизмещение в 1300 т при том же вооружении и скорости в 15 узлов.
        Наконец уже непосредственно перед войной заложили два самых мощных минзага - "Рам" и "Регулус" (2400 т, дизельные двигатели, скорость 18 узлов и вооружение из трех 76-мм зениток и большого числа мин). "Рам" экстренно спустили на воду в декабре 1941 года. Недостроенный корабль не имел хода, и его отбуксировали из опасной Сурабайи. находившейся под ударами японской авиации, в порт Чилачап на южном побережье Явы. Но и этот "безопасный" порт не помог - через два месяца японские самолеты  разбомбили "Рам", а "Регулус" был захвачен на стапеле. Позже японцы переоборудовали их в канлодки "Нанчин" и "Нанкай". И опять новых хозяев постигла неудача: бывший "Рам" так и не успели ввести в строй, а "Нанкай" потопила подводная лодка ровно через год после завершения работ.

Next page
Back