Page 1

1    2

МИНЗАГИ ВСТУПАЮТ В БОЙ

        Ранним утром 8 мая 1940 года перегруженные войсками немецкие корабли медленно вползали в Осло-фьорд. Операция "Везерюбунг" приближалась к решающей стадии. Вскоре последовал приказ: "Разделиться в соответствии с планом". Основные силы во главе с тяжелым крейсером "Блюхер" двинулись к узкости у Дробака, где немецкого флагмана ждали норвежские снаряды и торпеды, а "группа 5" в составе эсминцев "Альбатрос",  "Кондор" и малых тральщиков R-17 и R-21 повернула к военно-морской базе Хортен. По сведениям немецкого командования серьезного сопротивления здесь не ожидалось: в базе не было ни одного крупного корабля.
        Головной "Альбатрос" направился в узкий канал, ведущий во внутреннюю гавань. И вдруг впереди замелькали вспышки выстрелов. Эсминец был тут же накрыт меткими залпами. Он попал в то тактическое положение, которое называют "охватом головы",- по еще невидимому противнику могло стрелять только носовое орудие. Эсминец дал задний ход и, уже поврежденный, вышел из канала, развернулся бортом и вступил в артиллерийскую дуэль. Но норвежский минный заградитель "Олаф Триггвасон", несмотря на полную внезапность нападения сумевший дать столь неожиданный для немцев отпор, продолжал поражать вражеского флагмана огнем своих 120-мм пушек. Немецкий эсминец быстро оседал в воду и вскоре затонул на мелководье.
        Заградитель оказался единственным норвежским кораблем, давшим бой оккупантам и достигшим при этом успеха. Надо сказать, что он был вполне достойным противником не только для устаревшего корабля, каким являлся "Альбатрос", но и для любого современного ему эсминца. "Триггвасон" был в определенном смысле уникальным боевым кораблем. Единственный среди специальных минзагов всех стран, он нес мощное артиллерийское вооружение и два спаренных торпедных аппарата. Приличная скорость, большой запас мин - и все это при водоизмещении эсминца! Неудивительно, что, захватив его на следующий день после яростных атак авиации и обстрела с берега, немцы немедленно включили трофей в состав своего флота. Сгоряча нацисты совершили явную оплошность, назвав "Триггвасон" именем того корабля, который он только что потопил, - "Альбатрос". Нелепость подобного "увековечивания памяти" сразу же стала очевидной, и заградитель вскоре получил название потопленного в той же Норвежской операции "Бруммера", став третьим кораблем с этим названием.
        В конце войны лучший корабль норвежского довоенного флота, находившийся в Киле, был тяжело поврежден американскими самолетами и затоплен в доке.
Минный заградитель "Олаф Триггвасон", Норвегия, 1933 г.
Заложен в Хортене в 1931 г., вступил в строй в 1934 г. Водоизмещение стандартное 1600 т, полное 1925 т, мощность двух турбин Лаваля 6000 л. с. и двух дизелей для экономического хода 1400 л. с., скорость хода 23 узла. Длина наибольшая 97 м, ширина 11,5 м, среднее углубление 3,6 м.
Вооружение: четыре 120-мм орудия, одна 76-мм и две 47-мм зенитки, два спаренных 457-мм торпедных аппарата, 250 мин.
        Тяжелая, судьба была уготована всем норвежским минным силам, которые, помимо прекрасного "Триггвасона", включали 3 устаревших минзага: "Фрейя" (600 т), "Гломмен" и "Лауген" (по 330 т) - все постройки 1916 года, а также 7 "антиков" - канонерских лодок типа "Гор" постройки 1874-1878 годов (250-290 т). Использовать это старье норвежцев побудил пример Голландии, нашедшей такое же применение своим допотопным канлодкам. Все они были захвачены немцами в первые дни апреля. Впрочем, канонерку "Уллер" постигла быстрая кара за бесчестье: в последний день мая она была атакована норвежским самолетом в Сонге-фьорде, который, увидев немецкий флаг, пустил ее ко дну. Захвачены немцами и включены в состав их флота были и оба норвежских тральщика специальной постройки "Отра" и "Раума" (370 т).
        Вторая жертва "Везерских учений", Дания, державшая в своих руках проливы Скагеррак и Каттегат - ключи к Балтике, имела еще больше оснований для создания мощного минно-заградительного флота, нежели Норвегия. Датчане обзавелись своими первыми минзагами еще в начале века, и к моменту немецкого вторжения в строю еще находились 185-тонные "Сикстус" и "Квинтус" и 630-тонный "Лоссен", построенные до и во время первой мировой войны. В конце 30-х годов правительству в Копенгагене стало ясно, что Дании вряд ли удастся остаться вне грядущего мирового конфликта. Было принято решение об усилении флота; практически все заложенные новые корабли были так или иначе связаны с минной войной. В их число вошли минзаги "Лааланд" и "Лоуген" (350 т), не законченные постройкой, и больший по размерам "Линдормен" (615т, 14 узлов, два 75-мм и три 20-мм орудия, 150 мин), который был спущен на воду незадолго до немецкого вторжения. В 1938-1942 годах один за  другим вступали в строй 6 тральщиков типа "Шобьернен". Как и многие другие корабли этого класса в малых странах, они были весьма универсальными. При водоизмещении корабля 270 т одновинтовая турбинная установка позволяла ему развивать скорость до 18 узлов. Имея по два 75-мм орудия и два 20-мм автомата, тральщики могли брать и мины.
        Датчанам принадлежит заслуга в разработке еще одного типа универсальных кораблей, формально названных миноносцами. Это были заказанные в 1939 году "Наяден" и "Нимфен", имевшие проектное водоизмещение 800 т, длину 86 м, ширину 8,4 м и осадку 3,4 м. Две турбины общей мощностью 24 000 л. с. позволили бы им развить высокую скорость 35 узлов. Мощным для таких небольших кораблей было и вооружение; непонятно, что было главным его видом - то ли артиллерия (два 105-мм орудия и девять 40-мм и 20-мм автоматов), то ли торпеды (шесть 533-мм труб) или те 120 мин, которые могли выставить на пару столь боевые "Наяда" и "Нимфа". В любом случае, если бы эти корабли были закончены в срок, то они могли бы стать первыми в ряду малых универсальных боевых единиц флота типа корветов сегодняшних дней. Однако из-за немецкой оккупации их постройка затянулась на долгие годы, и они вошли в строй только в 1947 году под новыми названиями "Виллемоэс" и "Витфельд" и с другим вооружением.
        Все остальные датские мннно-тральные силы постигла одинаковая и печальная судьба. Практически не сопротивлявшейся в 1940 году Дании немцы вначале предоставили некоторые послабления; в частности, на кораблях флота оставались прежние команды, хотя сами корабли были наглухо пришвартованы к пирсам Копенгагена. Но в августе 1943 года фашисты отбросили остатки лицемерия. Поступил приказ о захвате всех боевых судов. Датские моряки, "прозевавшие" свой флот в 1940 году, спустя три года сделали все, чтобы затопить все до единого минзаги, тральщики и старые боевые корабли. Впрочем, это не помешало немцам быстро поднять и ввести их в состав своего флота. После войны минные корабли были возвращены датчанам; только самые старые "Лоссен", "Квинтус" и "Сикстус", находившиеся в плачевном состоянии, были переданы ГДР и стали одними из первых кораблей ее молодого флота.
 

Next page
Back