Page 1

1    2

КОРЕЙСКИЙ "СЮРПРИЗ"

        В очень давние времена персидский царь Дарий приказал высечь море за то, что оно разбросало его флот, предназначенный для захвата греческих государств. Кто бы мог подумать, что у него найдутся последователи, да еще в нашем веке - в лице адмирала Смита, командовавшего военно-морскими силами США в Корее, и его начальника тральных сил капитана Споффорда! Правда, вместо примитивных розог были применены вполне современные авиабомбы с гидростатическими взрывателями, и экзекуцию проводили не бородатые персидские воины, а пять десятков самолетов с авианосцев "Филиппин Си" и "Лейте". Но полезность мероприятия оказалась примерно одинаковой. Что же заставило американцев прибегнуть к столь сильным "мерам"?
        Неприятности для десантного флота США, готовившегося к высадке в корейском порту Вонсан, начались 26 сентября 1950 года. Первым подорвался на минах новый эсминец "Браш", полностью выйдя из строя и потеряв свыше 50 человек убитыми и ранеными. Четверо суток его тащили до ближайшего японского порта Сасебо - но как раз в тот день, когда "страдальца" поставили в док, у Вонсана взорвался другой эсминец - "Мэнсфилд". Затем счет потерям начал расти с неимоверной быстротой: один за другим подрывались и гибли брошенные на расчистку заграждения американские и южнокорейские тральщики.
        Тогда капитан Споффорд и предложил "выбомбить" корейские мины. Предполагалось, что 109 бомб весом почти по полтонны смогут расчистить полосу шириной 200 м и длиной 5 миль. Итог был весьма печальным: на следующий день после необычной операции в том же районе подорвались на минах и пошли ко дну сразу 2 американских тральщика. Положение янки стало просто критическим, и адмирал Смит вверг в панику руководство своим докладом, первая фраза которого гласила:  "Американский флот утратил господство на море в корейских водах..."
        Применение "метода Дария" было, конечно же, мерой вынужденной. После окончания второй мировой войны американцы уволили в резерв 99% личного состава своих минных сил, а вместо 550 тральщиков, имевшихся в 1945 году, к началу корейской войны могли активно действовать всего четыре. Кроме того, быстро выяснилось, что и они плохо подходят для борьбы с магнитными и гидростатическими минами. В результате в США начался очередной кораблестроительный бум.
        Послевоенное поколение тральщиков заметно отличалось от кораблей более ранней постройки. Меньше внимания стало уделяться чисто боевым качествам: артиллерийское вооружение сократили до одного автомата, а главным достоинством теперь являлись специализированное тральное оборудование, гидролокаторы и минимальные собственные физические поля корабля - акустическое и магнитное.
        Новые океанские тральщики США типа "Эджайл" были несколько меньше по размерам, чем их собратья военных времен. Главное отличие состояло в материалах: корпус строился из слоистого белого дуба, а оборудование - из бронзы и немагнитной нержавеющей стали. Для гарантии безопасности от подрыва на очень чувствительных магнитных минах устанавливалось автоматическое устройство, компенсировавшее поле корабля при изменении курса относительно меридиана. "Эджайл" мог обнаруживать мины не только "на ощупь": впервые тральщик получил на вооружение специализированный гидролокатор UQS-1. Но, пожалуй, наиболее интересный вид его "оружия" должен находиться далеко за кормой. Одновременно с проектом самого корабля американцы разрабатывали буксируемое устройство ХМАР. Огромная сигара длиной 75 м и шириной 9 м имела углубление более 7 м и водоизмещение около 3100 т. Этот "прибор" создавал такое же гидравлическое давление, как и корабль в 20 000 т, а также полностью соответствовал ему по параметрам магнитного поля и акустического сигнала. Он был рассчитан на выживание после 50 взрывов мин в непосредственной близости от корпуса, для изготовления которого пришлось использовать сталь толщиной не менее 1 см. Предполагалось, что "Эджайлы" смогут буксировать сразу две таких "сигары", однако прототип оказался неудачным, и работы над проектом ХМАР в 1955 году закончились.
        Основными врагами нового океанского тральщика оказались огонь и... собственные двигатели. Проект разрабатывался под облегченный дизель фирмы "Паккард", которая создала скорее автомобильный мотор - легкий, но слишком хрупкий и ненадежный для кораблей. Тем не менее ими оснастили почти все "Эджайлы", за исключением последних четырех, которые получили улучшенные дизели фирмы "Дженерал моторе" вдвое меньшей мощности.
        Пожары представляли большую опасность для деревянных тральщиков: не менее 6 из них сгорели, так и не пройдя модернизации, намеченной на середину 60-х годов. В ходе последней 19 кораблей получили новую ГЛС SQQ-14, установленную на раздвижной жесткой штанге, и лишились при этом своего единственного 40-мм орудия.
Океанский тральщик типа "Эджайл", США, 1952 г.
Водоизмещение стандартное 635 т, полное 735 т, мощность двух дизелей 1550 л. с., скорость хода 13 узлов. Длина наибольшая 52.3 м, ширина 10,4 м, среднее углубление 4,0 м.
Вооружение: один 40-мм автомат. Строились в трех сериях: 36 единиц типа "Эджайл", 53 типа "Эгрессив" и 4 корабля улучшенного типа "Дэш" с двумя дизелями вместо четырех. В составе флота США осталось 58 единиц, остальные переданы различным странам.
        В соответствии со сложившейся традицией строительства своих противоминных сил американцы одновременно с большим тральщиком разработали и проект прибрежного - типа MSC ("Блюберд"). Он представлял собой несколько видоизмененный YMS и предназначался в основном для передачи странам НАТО по обширной программе военной помощи. Из примененных на "Блюбердах" новинок следует назвать винты с изменяемым шагом (для лучшей маневренности на минных полях) и... все те же неудачные дизели "Паккард", против которых взбунтовались все союзники США. В конце концов на большинстве кораблей этого типа установили испытанные двигатели "Дженерал моторс".
Прибрежный тральщик типа "Блюберд", США, 1953 г.
Водоизмещение стандартное 360 т, полное 400 т, мощность двух дизелей "Дженерал моторс" 1000 л. с., скорость хода 13 узлов. Длина наибольшая 44,3 м, ширина 8,1 м, среднее углубление 2,1 м.
Вооружение: один 20-мм автомат. Из 159 построенных в США осталось только 20 единиц, остальные переданы 11 странам:
Ирану, Пакистану, Южной Корее, Тайваню, Греции, Турции, Саудовской Аравии, Индонезии, Сингапуру, Таиланду, Фиджи.
        Несколькими годами позже США приняли решение создать новый проект для замены не слишком удачных MSC. В 1958 году появилось 14 тральщиков типа "Коув" (200 т, 12,5 узла) с двумя дизелями, но одновальной установкой. Увы, они также не удовлетворяли требованиям флота и в большинстве своем были розданы союзникам.
        По опыту войны в Корее американцы убедились, насколько важно иметь средства для траления на мелководье. Для этой цели предназначались 2 серии катерных тральщиков - типа MSB и MSL. 42-тонный MSB имел длину 17,5 м и скорость 12 узлов. Для его генератора размагничивания применили легкую газовую турбину, но все равно катер вышел слишком тяжелым и трудно управляемым. Более удачным оказался меньший по размерам MSL, водоизмещением всего в 10 т, имевший деревянный корпус. Катера обоих типов строились крупной серией (более 100 единиц) вплоть до 60-х годов.
 

Next page
Back