Page 1

1    2

ОХОТНИКИ ЗА МИНАМИ

        16 апреля 1988 года американский фрегат "Самюэл Робертс" патрулировал в Персидском заливе. Море было пустынным и спокойным, район предварительно протрален, и дежурство не предвещало особой тревоги. И вдруг... Мощный взрыв буквально подбросил корпус фрегата. Повреждения оказались таковы, что корабль еле дошел до порта на Бахрейне, откуда его отправили в Америку на палубе гигантского судна для перевозки тяжеловесных грузов "Майти Севант II". Но самым парадоксальным было то, что новейший корабль (1986 года постройки) пострадал от якорной мины, по конструкции относящейся, как определили специалисты, к началу века!
        В годы второй мировой войны тральщики понесли очень серьезные потери. Совершенствование мин в послевоенное время еще больше повысило риск подрыва при тралении. Тогда возникла идея создать такой корабль, который мог бы не просто уничтожить мину тралом, а найти и ликвидировать ее на безопасном от себя расстоянии. Еще в годы войны проводились эксперименты по обнаружению мин с помощью гидроакустических станций подводных лодок. В 50-е годы гидроакустическими станциями, приспособленными для миноискания, оснастили во флотах США, Англии и Франции около 100 кораблей, в основном деревянных тральщиков и охотников за подлодками типов PCS и YMS.
        Первым в мире специализированным тральщиком-искателем  мин (ТЩИМ) или, по западной терминологии, "охотником за минами", стал "Биттерн", сданный флоту США в 1957 году. Он был построен в корпусе стандартного корабля типа "Блюберд", но имел ряд отличий: мощную гидроакустическую аппаратуру и улучшенную маневренность благодаря применению винта регулируемого шага и активных рулей - двух дополнительных небольших винтов в кольцевых насадках. Корабль остался в единственном экземпляре и служил около 10 лет. На нем проводились испытания различной аппаратуры и тралов. Так, с его помощью в 1964 году нашли потерянный ранее опытный гидродинамический трал ХМАР, поиски которого велись с 1961 года и до привлечения "Биттерна" успеха не имели.
        Американский опыт не остался без внимания, и в 1961 году англичане переоборудовали в ТЩИМ один из своих "тонов"-"Шоултон". На нем установили комплексную систему поиска мин с помощью гидроакустической станции и ликвидации их зарядом взрывчатки, доставляемым телеуправляемым подводным аппаратом или боевым пловцом. После ряда экспериментов англичане решились переоборудовать в искатели мин целую серию обычных тральщиков. Сейчас в строю английского флота из 22 кораблей типа "Тон" 17 - искатели мин.
        К концу 70-х годов большинство деревянных тральщиков (или, как их часто стали называть, противоминных кораблей) подошли к предельному сроку своей службы, и началась разработка тральщиков второго послевоенного поколения. Последние создавались в основном как специальные корабли для поиска и уничтожения мин на дне и только в случае необходимости могли работать с тралом. Зато они имели на борту 1-2 специальных подводных аппарата для поиска и уничтожения мин, которые, кстати, могут перебить и минреп якорной мины, исполняя роль обычного контактного трала. В корабельный экипаж включался водолаз-подрывник для работы на мелководье. Еще одна особенность - материал корпуса. Если ранее тральщики строились из маломагнитной стали или дерева, то теперь корпуса начали делать в основном из стеклопластика.
        Подавляющее большинство современных искателей относится к типу базовых ТЩИМ. Они сходны по архитектуре и размерениям. Это корабли с длинным полубаком, развитой надстройкой и примыкающей к ней дымовой трубой. Водоизмещение около 500 т, длина в пределах 50 м. Как правило, имеется специальная двигательная установка для поддержания малого хода при работе с подводным аппаратом, иногда применяются носовые подруливающие устройства.
        Самой большой серией построены ТЩИМ типа "Трипартит" (около 40 единиц). Проект разработан совместно Францией, Бельгией и Голландией, купили такие же корабли Индонезия и Египет. Значительной серией (более 20 единиц) построен итальянский "Леричи"; он приобретен рядом стран для своих флотов, а США, приостановив разработку тральщика на воздушной подушке типа "Кардинал", выбрали его как базу для создания своего нового ТЩИМ "Оспрей". Возможности современного искателя видны на примере французского "Трипартита"- тральщика "Эридан". Он может обнаруживать мины на глубине до 80 м и дальности 500 м. Основным средством понска мин служит гидроакустическая станция DUBM-21. Имеются и другие типы станций: бокового обзора, буксируемые за кормой и опускаемые в воду из специальной шахты в корпусе корабля.
БАЗОВЫЙ ТРАЛЬЩИК-ИСКАТЕЛЬ МИН "ЭРИДАН" (тип "Трипартит"), Франция, 1979 г.
Водоизмещение полное 544 т, мощность дизеля 2800 л.с., скорость хода 15,7 узла. Длина между перпендикулярами 49,1 м, ширина 8,9 м, среднее углубление 2,5 м.
Вооружение: один 20-мм автомат, 2 телеуправляемых аппарата РАР-104, тралы. Всего для ВМС Франции, Бельгии и Нидерландов заказано 40 кораблей; их поставку планируется завершить в текущем году.
Базовый тральщик-искатель мин "Леричи", Италия, 1982 г.
Водоизмещение полное 520 т, мощность дизеля 1840 л.с., скорость хода 15 узлов. Длина между перпендикулярами 50 м, ширина 9,6 м, среднее углубление 2,6 м.
Вооружение: один 20-мм автомат, один телеуправляемый аппарат MIN, тралы. Всего для итальянских ВМС построено 10 единиц, 4 проданы Малайзии и 2 Нигерии.
        Поиск мин происходит по следующей схеме. Установив по данным гидроакустики наличие на дне предмета, похожего на мину, корабль производит разведку с помощью телеуправляемого аппарата. Это обязательное условие, так как поиск мин сопровождается большим, количеством ложных тревог при отражении лучей сонара от неровностей дна, камней или крупных рыб. Вначале аппарат с телевизионной камерой сближается с "находкой", и оператор на корабле изучает ее изображение на телеэкране. Если установлено, что это мина, с аппарата сбрасывается мощный заряд взрывчатки (порядка 100 кг). Аппарат всплывает, и его возвращают на корабль, затем особым сигналом подрывают заряд. Если место неглубокое, эту работу выполняет боевой пловец.
        Одним из наиболее распространенных является французский аппарат РАР-104. Он удаляется от носителя на расстояние до 500 м и глубину до 100 м; бортовых аккумуляторов хватает на час работы. Существуют глубоководные  аппараты - например, "Пингвин-ЗВ" (ФРГ), "ныряющий" на 300 м; есть работающие от электростанции корабля (американский MNS), способные уходить на километр и действовать более 2 часов.
        Семейство базовых ТЩИМ, кроме упомянутых "Леричи" и "Трипартита", включает ряд похожих кораблей - шведский "Ландсорт", германский "Линдау", японские "Хацусима", "Такамн" и ряд других подобных. Однако есть и оригинальные проекты.
Тральщик-искатель мин "Ландсорт", Швеция, 1984 г.
Водоизмещение стандартное 350 т, мощность дизелей 1440 л.с., скорость хода 15 узлов. Длина наибольшая 47,5 м, ширина 9,6 м, среднее углубление 2,2 м.
Вооружение: один 40-мм автомат, 2 телеуправляемых катера-катамарана SAM. Всего построено 6 единиц.
        Самый большой существующий в мире корабль из стеклопластика - английский ТЩИМ типа "Хант" водоизмещением 750 т. Два первых таких корабля ("Брекон" и "Лэдбюри") прошли боевое крещение летом 1982 года, ведя траление и контрольный поиск мин у Фолклендских островов во время конфликта с Аргентиной.

Next page
Back