Page 1

1    2

МИНА-ОРУЖИЕ И НАСТУПАТЕЛЬНОЕ

        Утром 15 мая 1904 года у Порт-Артура появился отряд японских кораблей. Впереди строем кильватера шли броненосцы "Шикишима", "Хацусе" и "Яшима", за ними следовали крейсера типа "Тацута" и "Читозе". На расстоянии 12 миль от берега корабли поворотом "все вдруг" развернулись в строй фронта. Неожиданно в 10.30 перед форштевнем "Яшимы" взметнулся столб воды, и броненосец, накренившись на правый борт, стал оседать на нос. Команда спустила шлюпки, но покидать корабль не спешила, надеясь удержать его на плаву.
        Остальные корабли отряда застопорили машины, а флагманский броненосец "Хацусе" стал медленно приближаться к поврежденному собрату. И тут раздался новый взрыв, затем еще два. Выпустив струю пара, "Хацусе" начал стремительно погружаться в воду и через каких-нибудь 40 секунд исчез с поверхности, унеся на морское дно 500 матросов и офицеров.
        На японских кораблях взвыли сирены, отряд дал полный ход и скрылся в туманной дымке. Последним уходил сильно осевший на нос и временами останавливающийся и стравливающий пар "Яшима". При этом крейсера в течение нескольких минут из всех орудий вели бешеный огонь по воде вокруг себя, полагая, что их атаковали русские подводные лодки. Японцам не удалось довести поврежденный броненосец до базы: ночью подул свежий ветер, переборки не выдержали напора волн, и "Яшима" также затонул.
        Столь убедительным успехом завершился всего один боевой поход минного транспорта "Амур", продолжившего ряд кораблей, которые строились в русском флоте по идее лейтенанта В. А. Степанова...
        Опыт русско-турецкой войны дал два способа использования мин - пассивный и активный, то есть оборонительный и наступательный. Первый предназначался для защиты своих берегов установкой минных заграждений, второй - для ведения действий в неприятельских водах или на вражеских коммуникациях. Для активных постановок требовались мины, которые могли бы устанавливаться на заданную глубину автоматически, без предварительных замеров глубины в районе постановки, и были бы автономными, то есть не связанными с береговыми минными станциями. Выполнить эти требования позволили изобретения и нововведения, появивпоявившиеся а России в конце прошлого века.
        В 1882 году лейтенант Н. Н. Азаров разработал штерто-грузовой способ автоматической постановки мин на заданную глубину. С 1881 года начал работать первый русский пироксилиновый завод, его продукция позволила резко повысить мощность мин. Увеличилась масса заряда - благодаря применению более выгодной сферической формы корпуса. И к середине 80-х годов мина достигла той степени совершенства, которая позволяла говорить о ней как о новом виде морского оружия. И в то же время со всей остротой встал вопрос о создании специального корабля для активной постановки минных заграждений во вражеских водах.
        Первыми носителями нового оружия стали черноморские пароходы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) "Веста" и "Владимир", в годы русско-турецкой войны приспособленные для минных постановок. Первым же русским минным транспортом специальной постройки официально считается шхуна "Алеут" ...
Минный транспорт "Алеут", Россия, 1886 г.
Строился по русскому заказу в Норвегии. Водоизмещение 892 т, мощность паровой машины тройного расширения 730 л. с., скорость хода 12 узлов. Длина между перпендикулярами 45,7 м, ширина 9,4, среднее углубление 4,3 м.
Вооружение: четыре 37-мм пушки, 130 мин.
        Когда в 1880 году для минной обороны Владивостокского военного порта понадобились специализированные средства, были предложены минные килекторы и минные баржи с кранами. Но управляющий морским министерством вице-адмирал И. А. Шестаков приказал построить совершенно новое "военное судно с морскими качествами - специальный военный транспорт", который мог бы в мирное время служить грузовым судном, а в военное - в качестве минного депо. В ноябре 1886 года норвежский Ньюландский механический завод сдал русскому флоту транспорт "Алеут". Летом 1887 года он пришел во Владивосток и долгое время использовался для прибрежного крейсирования, охраны котиковых промыслов и гидрографических работ. Что же касается минных заграждений, то "Алеут" ставить их на ходу не мог и работал преимущественно с минными плотиками.
        Вскоре стало ясно, что настоящий быстроходный минный заградитель должен быть без минбалок, стрел, минных плотиков. Необходимо было разработать такие постановочные средства, которые позволили бы в полной мере использовать возможности автоматического якоря Азарова, поскольку без них постановка каких-нибудь ста мин растягивалась на неделю. Такие темпы для создания активных заграждений были явно недостаточными.
        Автоматическая постановка мин в то время требовала преодоления трех трудностей. Прежде всего необходимо было вынести подготовленную мину за борт на расстояние, гарантирующее корабль от случайного удара ее о борт. При обычных методах сбрасывания мин со стрелы это становилось невозможным уже при незначительном волнении на море. Далее, требовалось свести к минимальной высоту сбрасывания, в противном случае возникала опасность удара якоря о корпус мины. И, наконец, надо было обеспечить постановку при сравнительно большом ходе - не менее 10 узлов.
        Всем этим условиям отвечал проект лейтенанта В. А. Степанова, представленный в Морской технический комитет в 1889 году. Изобретатель предложил оборудовать корабль низкорасположенной закрытой минной палубой, над которой по всей длине устроен Т-образный рельс. При открывании портов этот рельс выдвигался за корму, свисая наклонно над поверхностью воды. Подвешенные к рельсу мины цепью передвигались к открытым портам, достигали наклонных консолей и соскальзывали в воду. Система Степанова позволяла ставить мины через равные тридцатиметровые промежутки на десятиузловом ходу, обеспечивая темп 10 мин в минуту.
        Изобретение Степанова открыло дорогу к созданию специального минного заградителя, и в том же 1889 году Морское министерство объявило конкурс на проектирование и постройку двух таких кораблей для Черноморского флота. В конкурсе приняли участие судостроительные фирмы Швеции, Норвегии и Дании; лучшим был признан проект шведской фирмы "Мотала" - она-то и получила заказ на постройку минных транспортов "Буг" (4) и "Дунай". В 1892 году они вступили в строй.
Минный транспорт "Буг", Россия, 1891 г.
Строился по русскому заказу в Швеции. Водоизмещение 1380 т, суммарная мощность двух паровых машин тройного расширения 1400 л. с., скорость хода 1 3 узлов. Длина по ватерлинии 62,2 м, ширина 10,2м, среднее углубление 4,6 м.
Вооружение: шесть 47-мм пушек, четыре 37-мм пушки, 230 мин. Построено две единицы.
 

Next page
Back