Page 1

1    2

РУССКИЕ МИНЗАГИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

        После гибели в мае 1905 года 2-й Тихоокеанской эскадры, составленной из лучших кораблей Балтийского флота, Петербург оказался практически беззащитным перед угрозой вторжения противника со стороны Финского залива. Оставшиеся на Балтике устаревшие броненосцы не могли оказать сколько-нибудь серьезного сопротивления современным дредноутам и линейным крейсерам врага; на постройку кораблей, сопоставимых с последними по силе, требовались огромные средства и время, которых у царского правительства не было.
        Вот почему русское морское командование, исходя из наличных денежных средств, разработало необычный план защиты столицы. При реальной угрозе возникновения войны Финский залив от острова Нарген до полуострова Порккала-Удд предполагалось перегородить минным заграждением, северный и южный фланги которого прикрывались бы заранее установленными береговыми батареями. Эта Центральная минно-артиллерийская позиция должна была затруднить маневрирование неприятельского флота, вознамерившего прорваться к Петербургу.
        В логическом и разумном плане было только одно уязвимое место; вражеский флот мог появиться перед Центральной позицией до того, как будет объявлена война и поставлено минное заграждение. Чтобы устранить возможную опасность, следовало вынести наблюдение за морем за 300-400 км к западу от рубежа Нарген - Порккала-Удд и создать эскадру заградителей, способных поставить 3 тыс. мин не более чем за 8 часов. Эта задача требовала экстренного строительства специальных кораблей...
        Еще в 1894 году лейтенант Угрюмов предложил ставить мины с рельсовых путей, проложенных на верхней палубе корабля. Но тогда после испытаний предпочтение отдали более надежному механическому способу Степанова и об идее Угрюмова забыли более чем на десять лет. Вспомнить о ней заставил проект инженера Миклашевского, предложившего в 1906 году совместить якорь мины с тележкой. Это изобретение имело огромное значение, так как позволяло ставить мины с любых кораблей, оборудованных сравнительно простыми рельсовыми путями с минными скатами. Теперь появилась возможность устанавливать активные минные заграждения крейсерами, эсминцами и даже катерами. Потребность в быстроходных заградителях специальной постройки отпала. Зато на первый план стал выдвигаться новый тип минзага - корабля с невысокой скоростью, но с большим запасом мин для создания оборонительных заграждений значительной протяженности. А для этого годились либо гражданские, либо устаревшие военные корабли большого водоизмещения.
        Командование Балтийского флота остановило свой выбор на старых крейсерах "Минин", "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский". Первый из них начали переоборудовать в плавучий минный склад в конце 1908 года. С него сняли орудия, перестроили батарейную палубу и носовое отделение в хранилище под 1080 мин, установили забортные площадки для отгрузки мин на эсминцы. Спустя полгода в кормовой части батарейной палубы проложили рельсы и забортные кормовые скаты, что превратило "Ладогу" (так стал теперь называться корабль) из плавучего склада в настоящий минный заградитель. А к 1 мая 1911 года подобные работы были завершены на "Онеге" и "Нарове", способных нести соответственно 600 и 658 мин.
Минный заградитель "Ладога", Россия, 1909 г.
Бывший броненосный фрегат "Минин", спущен на воду в 1866 году, переоборудован в заградитель в 1909 году. Водоизмещение 6100 т, мощность паровых машин 5290 л. с., скорость хода 12,2 узла. Наибольшая длина 92,1 м, ширина 15,3 м, среднее углубление 6,78 м.
Вооружение: четыре 47-мм пушки, 1080 мин. Погиб от немецкой мины 2 августа 1915 года у острова Эре.
Минный заградитель "Нарова", Россия, 1911 г.
Бывший броненосный фрегат "Генерал-адмирал" (1873 г.) в 1911-м переоборудован в минный заградитель. Водоизмещение 4690 т, мощность паровой машины 3200 л. с., скорость хода 12 узлов. Длина наибольшая 87 м, ширина 14,6 м, среднее углубление 6,0 м.
Вооружение: четыре 75-мм пушки, четыре пулемета, 658 мин.
        Сформированный в 1909 году отряд минзагов, куда вошли "Волга", "Амур", "Енисей", "Ладога", "Нарова" и "Онега", позволил хорошо подготовить личный состав Балтийского флота к ведению минной войны.
        В 7 часов утра 31 июля 1914 года за пять часов до объявления всеобщей мобилизации командующий Балтийским флотом адмирал Н. О. Эссен приказал отряду приступить к постановке. И четыре минзага - "Амур", "Енисей", "Ладога" и "Нарова", прикрываемые крейсерами в устье Финского залива и главными силами флота непосредственно перед позицией, за четыре часа справились с заданием, причем из 2124 мин на долю "Ладоги" и "Наровы" пришлась львиная доля — 1738!
        В течение месяца после объявления войны русское командование, ожидавшее с часу на час известия о появлении германского флота, расширяло заграждения на Центральной минно-артиллерийской позиции. Но 1 августа, узнав, что немцы выставили перед входом в Финский залив заграждение из 200 мин, стало ясно, что противник не имеет намерения прорываться к столице, и до весны 1916 года новых постановок здесь больше не производилось. Зато до конца 1914 года с крейсеров, эсминцев и минзагов "Амур" и "Енисей" в неприятельских водах было выставлено около полутора десятков активных минных заграждений - на них подорвалось несколько немецких крейсеров, миноносцев и транспортов.
        В последующие годы действия балтийских минеров неуклонно расширялись, и к октябрю 1917 года количество выставленных на Балтике русских мин перевалило за 38 тысяч. Для выполнения такого объема работ потребовалось усилить отряд минных заградителей новыми кораблями. Ими стали переоборудованные реквизированные немецкие торговые суда. Первым - бывший грузопассажирский пароход "Принцесса София Шарлотта", в мае 1915 года перестроенный в заградитель "Ильмень" (2400 т, 1100 л. с., 11,8 узла, 400 мин). За ним последовали еще два задержанных в Петрограде немецких парохода "Виргилия", и "Руссланд", превращенные в заградители "Мcта" и "Свирь" (1800 т, 800 л. с.. 10 узлов, 500 мин) соответственно к 10 февраля и 15 марта 1916 года.
Минный заградитель "Мста", Россия, 1915 г.
Бывший немецкий грузовой пароход "Руссланд", построен в Германии. В 1915 году переоборудован в минный заградитель. Водоизмещение 955 т, мощность паровой машины 700 л. с., скорость хода 8,5 узла. Длина наибольшая 53,3 м, ширина 7,62 м, среднее углубление 3,51 м.
Вооружение: 360 мин.
        В июне 1915 года в минзаги переклассифицировали бывший немецкий грузогрузовой пароход "Принц Эйтель Фридрих", получивший новое название  "Урал" (1555 т, 800 л. с., 11 узлов, 520 мин). В октябре того же года отряд заградителей пополнился "Ловатью" (1440 т, 600 л. с, 10 узлов, 80 мин) - бывший русский пароход "Руно", а в апреле 1916-го - "Леной" (3780 т, 2118 л. с., 12,5 узла, 560 мин) - бывший немецкий пароход "Кельн". 11 мая 1916 года в класс заградителей были зачислены сразу три посыльных судна: "Хопер" (1100 т, 710 л. с., 10,5 узла) - бывший русский "Константин"; "Терек" (1700 т, 560 л. с., 10 узлов, 320 мин) - бывший немецкий "Оливия"; "Дюна" (1040 т, 320 л. с., 9,8 узла) - бывший русский "Дина".

Next page
Back