Page 1

1    2

"КОРАБЛИ" И "ЛОДКИ" КАЙЗЕРА

        Утром 6 августа 1914 года британский легкий крейсер "Эмфайон" с победой возвращался из своего первого боевого похода. Сутками ранее он и сопровождавшие его эсминцы "Лэнс" и "Лэндрейл" потопили немецкий вооруженный пароход, столь опрометчиво, по мнению англичан, забравшийся к самым берегам "владычицы морей". Противник храбро сражался, но не мог долго противостоять артиллерии вступившего в строй всего два года назад "Эмфайона". Выловленные из воды германские моряки сообщили название своего судна - "Кенигин Луизе", но умолчали о его задании. Задании, которое уже было выполнено...
        Внезапно у борта крейсера прозвучало два взрыва, вызвавших детонацию погребов боезапаса; английский корабль быстро затонул, унося с собой половину своего экипажа и большинство пленных немцев. По злой иронии судьбы "Эмфайон" погиб на минах, поставленных уже лежавшим на дне заградителем "Кенигин Луизе"...
        Адмиралы кайзеровского флота оценили возможности мин для обороны собственного побережья задолго до начала первой мировой войны. Уже в 1870 году, после победы над Францией, им стало ясно, что даже сильная и победоносная армия не может полностью компенсировать отсутствие флота. Поэтому вскоре была разработана дешевая и эффективная система постановки оборонительных минных заграждений. Основными ее элементами были минные паромы и так называемые "крепостные" минзаги.
        Вначале переоборудованные, а затем и специально строившиеся минные паромы имели небольшое водоизмещение (240-350 т) и могли принимать по 50 мин, которые не спеша выставлялись при помощи талей. Из двух десятков этих плавсредств (трудно назвать их кораблями!) только два - MW I и MW II -имели собственные двигатели. Остальные транспортировались с помощью специальных судов - крепостных минзагов. Последние и внешне, и по сути представляли собой портовые буксиры. В 1902-1915 годах параллельно строились две серии (С и W) практически одинаковых корабликов (водоизмещение 100-110 т, скорость 9 узлов), бравших на борт по 8 мин. Малая осадка (1,75 м) позволяла им подновлять уже имеющиеся заграждения без особого риска подорваться на своих минах.
Минный паром MW-I, Германия. 1916 г.
Водоизмещение нормальное 563 т, мощность двухвальной машинной установки 350 л.с., скорость хода 7 узлов. Длина наибольшая 53,1 м, ширина 9,3 м, максимально» углубление 2,3 м.
Вооружение: 50 мин. Построенные в Ростоке однотипные паромы MW-I и MW-II пережили обе мировые войны.
        Ярко выраженную "привязанность" к берегу имел и первый мореходный немецкий минзаг "Рейн". Построенное еще в 1867 году судно (водоизмещение 400 т, скорость всего 9 узлов), в 1883 году было переоборудовано в "минный пароход" (так официально именовались заградители в немецком флоте до первой мировой войны). "Рейн" уже через пять лет стал учебным кораблем, и его заменил "Пеликан" - первый настоящий минный заградитель Германии, построенный в 1891 году на государственной верфи в Вильгельмсхафене.
        "Пеликан" при  водоизмещении 2420 т нес сильное вооружение - четыре 88-мм пушки и 400 мин. Однако его скорость была явно недостаточна для активных постановок у вражеских берегов: на испытаниях корабль развил скорость в 15,3 узла, а в действительности он был еще тихоходнее.
        Этот недостаток послужил поводом для курьезного переименования заградителя. Неофициально "Пеликан" был известен в германском флоте под странным названием "Пели-шифф". Дело в том, что в одной из своих речей воинственный кайзер Вильгельм заявил: "В моем флоте не должно быть ни одной лодки - только настоящие корабли!" Исполнительные офицеры императорского флота тут же превратили "Пели-лодку" в "Пели-корабль" (по-немецки "кан" звучит как "лодка", а "шифф" - "корабль"). Естественно, боевых качеств от этого у старого корабля не прибавилось. С началом первой мировой войны он был переклассифицирован в "прибрежный" минзаг, а в 1917 году передан учебному отряду.
        Германский император не зря требовал "настоящих кораблей". Настойчиво готовясь к будущей схватке с самой сильной морской державой мира - Англией, руководители "кригсмарине" не могли упустить такой сильный козырь, как минное оружие.
        Для реализации своего "минного наступления" немцы использовали три группы кораблей: специально построенные заградители, оборудованные для постановок боевые суда других классов и вспомогательные минзаги - бывшие торговые пароходы. До войны им удалось построить только два корабля, с самого начала предназначавшихся для минной войны: "Альбатрос" и отличавшийся от него лишь изящным "яхтенным" форштевнем "Наутилус" . Эти "минные крейсера" (титул, которого они удостоились в самом начале войны) участвовали в минных постановках у английских берегов, а затем "Альбатрос" перевели на Балтику.
Минный заградитель "Наутилус", Германия, 1907 г.
Водоизмещение нормальное 1975 т, полное 2354 т, мощность 6600 л.с.; на испытаниях развил скорость 20,8 узле. Длина наибольшая 100,9 м, ширина И,2 м, среднее углубление 4,5 м.
Вооружение: восемь 88-мм орудий, 200-280 мин. Два практически однотипных корабля - "Наутилус" и "Альбатрос" - построены фирмой "Везер" в Бремене. "Наутилус" после войны демилитаризован и в 1928 году сдан на слом. "Альбатрос" до конца войны пролежал на камнях острова Готланд и разобран на металл в 1921 году.
        Германские силы Балтийского моря под командованием принца Генриха Прусского, в состав которых входили всего 7 легких крейсеров (из них только два новых), предназначались главным образом для демонстрационных действий. Один из таких походов для "Альбатроса" закончился плачевно. 2 июля 1915 года он в сопровождении крейсера "Аугсбург" и трех эсминцев был вынужден вступить в бой с русскими крейсерами "Адмирал Макаров", "Олег". "Баян" и "Богатырь". "Альбатросу", брошенному своими быстроходными конвоирами, удалось достичь берега нейтральной территории - шведского острова Готланд - и выброситься на мель.
        Второе острие германского "минного трезубца" представляли собой легкие боевые корабли, оборудованные рельсами и минными скатами. Простота этого пути привлекала немецких адмиралов, и проекты всех легких крейсеров, начиная с кораблей типа "Майнц", вступивших в строй в 1910-1911 годах, предусматривали размещение сначала 100. а затем 120 мин. По 24 мины могли принимать и все эсминцы, начиная с типа V-25.
 

Next page
Back