Page 1

1    2

НОСИТЕЛИ ПРОТИВОМИННОГО ОРУЖИЯ

        Как это ни парадоксально, но необходимость в противоминных кораблях была осознана в России с большим опозданием. Даже после русско-японской войны, впервые явившей миру огромную мощь нового оружия, начальник минного отдела Морского технического комитета Реммерт доказывал, что для обезвреживания мин не требуется никаких специальных приспособлений: дескать, достаточно накинуть на мину веревку, чтобы вытащить ее на мелководье и уничтожить. Когда же адмирала спросили, что делать, если до берега десять-пятнадцать  миль, он удивился: "Кто же тралит в открытом море? Тралят только на рейдах!"
        Здесь явно сказался стереотип мышления. Рейдовые тральные работы были освоены русскими моряками еще четверть века назад. В 1881 году лейтенант русского флота М. Н. Беклемишев предложил первый в истории морской трал. Он состоял из пенькового троса длиной 183 м, на который были надеты полутора-килограммовые металлические цилиндры. При буксировке двумя кораблями, когда трал полз по дну, эти цилиндры вращались, как колеса, не позволяя ему цепляться за подводные препятствия. Захватывая таким тралом минреп, можно было отбуксировывать мины на мелководье и там обезвреживать.
        Спустя семнадцать лет лейтенант К. Ф. Шульц усовершенствовал трал Беклемишева и создал классическую конструкцию. Она состояла из пяти восемнадцатиметровых смычек стального троса, на концах которых закреплялись буйки и углубляющие грузы. В отличие от беклемишевского трал не волочился по дну, а был как бы подвешен в воде на глубине, удобной для захвата минрепов.
        Новое противоминное средство получило боевое крещение при обороне Порт-Артура, где весной 1904 года впервые в истории была сформирована партия траления рейда из минных крейсеров "Всадник" и "Гайдамак" и четырех паровых катеров. Несмотря на отсутствие специальных тралящих кораблей, партия провела внушительную работу, уничтожив за полгода более 260 вражеских мин. В то же время порт-артурский опыт показал, что силам траления приходилось не только очищать от вражеских мин рейды, но и проводить корабли в открытом море. Для этой цели был сформирован так называемый "тральный караван", составленный из кое-как приспособленных миноносцев, катеров и мелких портовых судов. Ход с тралами у них был минимальный, и вывод кораблей за пределы рейда занимал массу времени. Это явно указывало на необходимость разработки тралов для работы вдали от побережья и специальных кораблей - тральщиков - для сопровождения эскадры в море.
        Военный опыт побудил русских моряков в 1907 году создать при минном отделе Морского технического комитета специальную "часть мин заграждения и тралов". Для ее организации был прикомандирован бывший начальник порт-артурского "трального каравана" капитан 2-го ранга В. И. Иванов, настаивавший на учреждении на каждом море партии траления мин заграждения. На Балтике эта партия сначала получила несколько непригодных к действию устаревших миноносцев и в качестве базы старую лайбу "Мечта". На Черном море - портовое судно "Гонец", миноносцы N 258 и 267, бывший миноносец N 255 и два катера водоизмещением по 12,5 т.
        В 1908 году специальная комиссия под председательством главного инспектора минного дела контр-адмирала К. И. Лощинского определила основные требования к кораблям для траления мин. Причем моряки именовали эти корабли "тралящими судами" или "тральщиками", а чиновники морского ведомства, убежденные, что речь идет только об очистке рейдов, упорно относили их к разряду портовых судов. Согласно этим требованиям суда должны были иметь мощные машины, небольшие размеры, малую осадку, быть мореходными и легко управляемыми. И первыми представителями нового класса кораблей стали портовые суда Черноморского флота "Альбатрос" (19) и "Баклан", заложенные в 1909 году на одесском заводе "Белинно-Фендерих". Задуманные как рейдовые буксиры и тральщики, они в конечном итоге были переданы только что сформированному тралящему каравану Севастопольского порта. В сущности, они мало чем отличались от обычных буксиров, но их проектирование и постройка дали опыт, использованный при создании балтийских тральщиков.
Тральщик "Альбатрос", Россия, 1910 г.
Строился в Одессе как портовое судно. Водоизмещение 106 т, мощность двух паровых машин 137 л. с., скорость хода 8,7 узла. Длина наибольшая 25,9 м, ширина 5,3 м, среднее углубление 1,5м.
Вооружение: тралы. Во время первой мировой войны были установлены четыре 37-мм пушки. Всего построено 2 единицы.
        Первые из них - "Минреп" и "Взрыв" - строились на Ижорском заводе; включены в состав флота в 1911 году. За ними в 1912-м последовали слегка модернизированные "Запал", "Фугас" и "Проводник". При водоизмещении 150 т все они имели двухвальную установку мощностью 300 л. с. и развивали скорость хода 11,5 узла. В том же году морское министерство заказало в Англии три траулера: "Искра" (20), "Пламя" и "Патрон" - для Сибирской флотилии, которые, как полагали, будут совмещать в себе качества минных заградителей и тральщиков. В отличие от мелкосидящих "минрепов" для этих кораблей водоизмещением 500 т была характерна высокая мореходность и сравнительно большая осадка. В 1913 году по прибытии в Петербург их решили оставить на Балтике для укомплектования и обучения экипажей. Застигнутые войной, они были включены в состав Балтийского флота.
Тральщик "Искра", Россия, 1913 г.
Строился в Англии по русскому заказу на базе английского траулера. Водоизмещение 500 т, мощность паровой машины тройного расширения 512 л. с., скорость хода 11,8 узла. Длина наибольшая 42,7 м, ширина 7,5 м, среднее углубление 3,9 м.
Вооружение: две 75-мм пушки, два пулемете, тралы. Всего построено 3 единицы.
        Опыт первых месяцев боевых действий выявил острую потребность в базовых тральщиках (небольших и дешевых кораблях для работы на рейдах, в гаванях и близлежащих акваториях), а также в мелкосидящих судах, способных уничтожать мины с малым углублением и прикрывать своими тралами глубокосидящие корабли. Идея совмещения мелкосидящего и базового тральщика в одном корабле привела к постройке четырех тральщиков типа "Капсюль" ("Крамбол", "Щит", "Груз"). При водоизмещении 200 т они имели осадку всего 1,4 м, но это оказалось едва ли не единственным их достоинством: они дрейфовали даже при самом слабом ветре и развивали недостаточную скорость. Поэтому был разработан "Клюз" - усовершенствованный вариант "Минрепа". Из одиннадцати кораблей этого типа, заказанных флотом, до ноября 1917 года вступили в строй три - "Клюз", "Ударник" и "Защитник".
Тральщик "Минреп", Россия, 1910 г.
Первый в мире тральщик специальной постройки. Водоизмещение 150 т, мощность двух паровых машин тройного расширения 375 л. с., скорость хода 12,7 узла. Длина наибольшая 45 м, ширина 6,1 м, среднее углубление 1,9 м.
Вооружение: одна 57-мм пушка, один пулемет, тралы. Всего построено 5 единиц.

Next page
Back