Page 1

1    2

ТРАЛЬЩИКИ СОЮЗНИКОВ

        В октябре 1914 года британский Гранд-Флит, покинувший свою главную базу Скапа-Флоу, проводил учебные стрельбы, казалось бы, в самом безопасном районе - около северного побережья Ирландии. И вдруг над морем раздался грохот от сильного взрыва, и один из новейших линкоров - "Одойшиес" - начал крениться на левый борт. Остальные английские корабли боялись приблизиться к нему, полагая, что взрыв явился следствием атаки подводной лодки. Тогда на риск пошел капитан оказавшегося рядом пассажирского лайнера "Олимпик". Несмотря на сильный ветер и волнение, "Одойшиес" был успешно взят лайнером на буксир. Однако вода заливала один отсек за другим, и командующий эскадрой, не желая рисковать людьми, отдал приказ оставить корабль. С момента первого взрыва прошло уже 12 часов, когда поздно вечером силуэт полузатопленного дредноута вновь осветился вспышкой. Линкор мгновенно исчез под водой: новый взрыв оказался настолько сильным, что разлетевшимися на сотни метров обломками был убит моряк на крейсере "Ливерпул", оставленном "присматривать" за беспомощным "Одойшиесом".
        Впечатление от катастрофы было очень велико. Английское командование даже попыталось сохранить гибель линкора в тайне, но о ней знало слишком много людей. Кроме того, вскоре в том же районе затонули еще два торговых судна, и стало ясно, что причина заключалась в немецких минах.
        Действительно, самый большой корабль первой мировой войны, погибший от этого оружия, подорвался на заграждении, выставленном неделей раньше германским заградителем "Берлин".  Британские тральщики просто физически не могли очистить все окружающие Туманный Альбион воды, и в этом была своя закономерность.
        До начала военных действий "владычица морей" не придавала серьезного значения средствам борьбы с минной опасностью. Единственными кораблями противоминной обороны были 14 безнадежно устаревших торпедно-канонерских лодок, в 1909 году кое-как приспособленных для траления. Конечно же, эта горстка прослуживших свыше 30 лет ветеранов не смогла бы вытралить и сотой части поставленных за войну вокруг Британских островов мин, и Англия сделала ставку на совершенно другое средство - свой крупнейший в мире рыболовный флот.
        "Всеобщей мобилизации" подверглись главным образом два типа промысловых судов: дрифтеры и траулеры - примерно две с половиной тысячи единиц. Постройку новых траулеров стандартизировали,  и до окончания военных действий в состав флота вошло 285 специализированных "миноловов" трех основных типов: "Мерсей", "Кастл" и "Стрэт". Все они имели водоизмещение от 311 до 438 т, скорость 10- 11 узлов и несли одну 76-мм пушку. Траулеры типа "Кастл" строились также в Канаде и Индии.
        Хотя рыболовные суда успешно действовали в прибрежных водах, они не могли сопровождать флот или большие конвои в дальних походах, и вскоре был разработан проект шлюпа-тральщика - корабля широкого профиля, пригодного как для борьбы с минами, так и для эскортных целей, буксировки поврежденных кораблей и перевозок небольших грузов. Шлюпам присвоили названия цветов и растений (отсюда и принятое обозначение этих кораблей: "флауэр" - цветок); строились они очень быстро - примерно за 5 месяцев с момента заказа, и все 24 единицы первой серии - тип "Экейшиа" ("Акация") (22) - вошли в строй к середине 1915 года. Особенностью их стало расположение погребов боезапаса в легко забронированных "ящиках" в корме. Правда, шлюпам-тральщикам была свойственна недостаточная маневренность. Одновинтовая установка обусловливала очень большой диаметр циркуляции, и на единственной мачте в носу появился небольшой треугольный парус, помогавший в некоторых случаях побыстрее привести тральщик к ветру.
Эскадренный шлюп-тральщик типа "Флауэр", Англия, 1915 г.
Водоизмещение нормальное 1200 т, мощность паровой машины 1800 л. с., скорость хода 16,5 узла. Длина наибольшая 76 м, ширина 10,1 м, среднее углубление 3,4 м.
Вооружение: два 76-мм орудия, две 47-мм зенитки (впоследствии-два 120-мм орудия). Всего построено 72 единицы.
        За первой серией шлюпов последовала вторая, из12 единиц с усиленным вооружением - два 120-мм орудия. Но на этом развитие "цветков" не закончилось: до конца войны построили еще 35 усовершенствованных тральщиков-шлюпов типа "Гладиолус", имевших несколько более мощные машины (2000 л. с.), что улучшило их маневренные качества. Еще 8 подобных кораблей изготовили по заказу Франции (тип "Альдебаран").
        Завершали линию потомства "флауэров" оригинальные шлюпы-тральщики, названные кличками знаменитых скаковых лошадей и получившие официальное наименование "тип 24" - по числу заказанных единиц (1320 т, 17 узлов, два 102-мм орудия). Характерная особенность "типа 24" - абсолютно симметричный силуэт: посередине труба, а ближе к носу и корме - одинаковые надстройки и по одной пушке. Мачта на одних кораблях устанавливалась впереди дымовой трубы, а на других - позади. Все это явилось мерой против атак подводных лодок, которым было трудно определить не только курс, но и направление движения шлюпов. Однако в строй они вступили уже после войны.
        Многочисленные английские шлюпы зарекомендовали себя исключительно универсальными кораблями, но в качестве тральщиков обладали двумя основными недостатками: большой осадкой и малой маневренностью. В связи с этим Адмиралтейство заинтересовалось опытом использования вспомогательных тральщиков, переоборудованных из прогулочных колесных пароходов; в составе флота их числилось около 50 единиц. Совершенно неожиданно они оказались неплохими "миноловами": имели малую осадку, не страдали от наматывания тросов на винт при обрыве трала, что случалось довольно часто с кораблями других типов, а колесный движитель позволял им разворачиваться практически на месте. В результате были заказаны колесные тральщики типа "Эскот", названные в честь мест проведения в Англии традиционных скачек. Правда, известных ипподромов, несмотря на популярность в стране конного спорта, хватило лишь на три с небольшим десятка кораблей, и дальше пошли в ход морские птицы. Механическая установка у этих тральщиков была крайне консервативной: паровая машина типа "компаунд" и цилиндрические котлы, давно вышедшие из употребления в военном флоте. Вместе с тем "ипподромы" получились весьма удачными, хотя и маломореходными, и неплохо послужили как во время, так и после войны, очищая прибрежные воды Англии от вражеских, а также собственных мин.
Колесный тральщик "Эскот", Англия, 1916 г.
Водоизмещение нормальное 810 т, мощность  двух  паровых   машин 1500 л. с., скорость хода 14 узлов. Длина наибольшая 75 м, ширина 8,8 м (с колесами 1 7,7 м), среднее углубление 2,1 м.
Вооружение: два 57-мм орудия и два 40-мм автомата. Всего построено 32 единицы; еще 8 были заказаны, но так и не вошли в строй. "Эскот", "Кемптон", "Редкар", 'Лэдлоу' и "Пламптон" погибли в годы первой мировой войны. Два корабля этого типа - "Этерстоун" и "Мелтон" - участвовали во второй мировой войне как корабли ПВО.
 

Next page
Back