Page 1

1    2

БЫСТРЕЙШИЕ ИЗ ЗАГРАДИТЕЛЕЙ

        Раннее утро 17 октября 1917 года выдалось на удивление ясным. Хотя дул свежий ветер и на корабли скандинавского конвоя, в очередной раз совершавшего свой рейс между Норвегией и Шотландией, накатывали океанские волны, видимость была хорошей. Конвой находился всего в 70 милях на восток от Лервика - порта на Шетлендских островах, когда впередсмотрящие на эсминце "Стронгбоу" заметили два подозрительных силуэта. Трижды англичане подавали опознавательный сигнал; когда и в третий раз был получен неправильный ответ, командир эсминца капитан-лейтенант Брук нажал кнопку сигнала боевой тревоги. Но британские моряки еще не успели занять свои посты, как на палубу корабля посыпались снаряды. Первым же залпом был пробит главный паропровод, и "Стронгбоу" замер на месте.
        Следовавший во главе конвоя второй эсминец "Мэри Роуз" повернул на выстрелы, полагая, что его напарник разделывается с внезапно появившейся немецкой подводной лодкой. Англичане даже не могли предположить, что их противником могут быть надводные корабли: владение морем на четвертом году войны казалось им незыблемым, а близость главной базы Гранд-Флита исключала саму возможность появления вражеских надводных кораблей. Увы, такая уверенность оказалась гибельной и для "Мэри Роуз". Его командир, оказавшись в прямой видимости двух похожих на крейсеры кораблей, принял отчаянную попытку выйти в торпедную атаку и пошел полным ходом прямо на врага. Корабли сблизились до 10 кабельтовых, но первое же попадание шестидюймового снаряда не оставило англичанам никаких шансов. Бой был столь скоротечным, что эсминцы даже не успели сообщить о появлении противника своему командованию.
        Оставшись наедине с конвоем, немцы принялись засыпать снарядами беззащитные транспорты. Так закончилась первая боевая операция кораблей нового класса - больших быстроходных минных заградителей "Бруммер" и "Бремзе", задавшая тон их дальнейшему развитию и использованию. Уделом их стали нестандартные операции, порой связанные с большим риском, но редко предусматривавшие применение главного оружия - мин.
        "Бруммер" и "Бремзе", ставшие в своем роде "законодателями мод", имели мощное артиллерийское вооружение из 150-мм орудий и защиту
из 40-мм бортовой и 20-мм палубной брони. Их турбины создавались для русского линейного крейсера "Кинбурн", но были конфискованы немцами с началом войны.
Крейсер-минный заградитель "Бруммер", Германия, 1916 г.
Водоизмещение 4400 т, мощность паровых турбин 47 000 л. с., скорость хода 25 узлов. Длина наибольшая 140,4 м, ширина 13,2 м, среднее углубление 6,0 м.
Вооружение: четыре 150-мм орудия, две 88-мм зенитки, два торпедных аппарата, 400 мин. Бронирование борта 40 мм, палубы 40 мм, боевой рубки 100 мм. Всего построено две единицы; обе затоплены экипажами в 1919 году.
        Удачные действия минзагов-рейдеров надолго остались в памяти. Приступив в 20-е годы к возрождению своего флота, Германия дала одному из первых кораблей специальной постройки, вошедшему в строй в 1931 году, название "Бремзе". Это был многоцелевой минный заградитель, служивший и в качестве учебного корабля. И внешне и по компоновке новый корабль напоминал немецкий легкий крейсер времен первой мировой воины, хотя и получил принципиально новый тип двигательной установки - дизели общей мощностью 26 000 л. с., проходившие последние испытания перед использованием их в качестве главных машин "карманных линкоров" типа "Дойчланд".
        Прошло несколько лет, и в составе немецкого флота появился и второй "Бруммер" Он также представлял собой универсальную боевую единицу - учебно-артиллерийский корабль и минный заградитель. Имея более скромную скорость и вооружение, он мог зато принимать до 450 мин - очень неплохо для корабля водоизмещением 2400 т! Однако боевая деятельность обоих "дублеров" была недолгой: "Бруммер" погиб в апреле 1940-го, а "Бремзе"-в сентябре 1941 года.
Минный заградитель - учебный артиллерийский корабль "Бремзе" II, Германия, 1930 г.
Водоизмещение стандартное 1460 т, мощность четырех дизелей 26 000 л. с., скорость хода 27 узлов. Длина наибольшая 104,0 м, ширина 9,5 м, среднее углубление 2,8 м.
Вооружение: четыре 127-мм орудия, восемь 20-мм автоматов, 350 мин. Потоплен 6 сентября 1941 г. британскими крейсерами "Нигерия" и "Аурора".
Минный заградитель - учебный артиллерийский корабль "Бруммер" II, Германия, 1935 г.
Водоизмещение стандартное 2400 т, полное 3000 т, мощность паровых турбин 10 000 л. с., скорость хода 20 узлов. Длина наибольшая 113,0 м, ширина 13,5 м, максимальное углубление 4,2 м.
Вооружение: четыре 105-мм орудия, два 88-мм орудия, четыре 37-мм автомата, 450 мин. Потоплен подводной лодкой у берегов Норвегии в апреле 1940 г.
        Англичане, изучив после поражения Германии документацию по удачливым рейдерам-минзагам, сочли необходимым иметь такие же корабли и в составе своего флота. В 1922 году в Девонпорте был заложен крейсер - минный заградитель "Эдвенчер", в котором британские конструкторы попытались совместить немецкий прототип с требованиями к послевоенным кораблям. Понимая, что в будущем на море предстоит иметь дело с новой силой - уже расправлявшей крылья авиацией, "Эдвенчер" вооружили 120-мм универсальными орудиями. Но в целом корабль все равно получился неудачным. Имея в полтора раза большее по сравнению с первым "Бруммером" водоизмещение и такую же скорость, английский корабль оказался слабее и хуже бронированным, принимая при этом всего 280 мин. Но главным недостатком оказалась плоско срезанная (транцевая) корма, впервые введенная в британском флоте. Теоретически подобная форма обеспечивала некоторое увеличение скорости, но... мины, сбрасываемые с нее, попадали в обратный поток воды от винтов и ударялись о корпус корабля, ломая свои "рога" и угрожая взрывом. В результате "Эдвенчер" пришлось немедленно перестраивать. Он получил корму обычного для английских крейсеров типа, но вступил в строй только через 5 лет после закладки. К тому же крейсер-минзаг оказался несчастливым. Он в течение второй мировой войны дважды подрывался на немецких донных минах и после многочисленных ремонтов в 1944 году был переоборудован в плавучую мастерскую.
Крейсер - минный заградитель "Эдвенчер", Англия, 1924 г.
Водоизмещение стандартное 6740 т, полное 8370 т, мощность паровых турбин 40 000 л. с., скорость хода 28 узлов. Имел дополнительную дизель-электрическую установку для экономического хода. Длина наибольшая 158,5 м, ширина 18,0 м, среднее углубление 5,2 м.
Вооружение: четыре 120-мм орудия, четыре (с 1938 г.- восемь) 40-мм автомата, четыре салютные пушки, 280 мин. Бронирование борта и палубы -25 мм (только в районе турбинных и котельных отделений). Заложен в 1922 г., вступил в строй в 1927 г.
Сдан на слом в 1947г.
        Неудача с ним надолго отбила у англичан охоту к созданию "гибридных" кораблей, и следующая серия быстроходных специальных заградителей типа "Эбдиел" была закончена только в 1941 -1944 годах. Зато новые минзаги, вне всякого сомнения, стали одними из самых полезных единиц британского флота. При относительно небольшом водоизмещении англичанам удалось обеспечить исключительно большую скорость - до 40 узлов. Если учесть, что по требованиям Адмиралтейства скорость должна достигаться без форсировки машин и могла поддерживаться достаточно долгое время, новые заградители попадали в число самых быстроходных кораблей мира.
        Удачным было и вооружение из 102-мм зенитных орудий, но главным достоинством кораблей явилось наличие у них закрытой минной палубы, что позволяло в случае необходимости брать вместо мин людей и грузы. И это весьма пригодилось: быстроходные минзаги неоднократно применялись для перевозки войск и важных грузов. Так, "Уэлшмэн" и "Мэнксмэн" неоднократно совершали рейсы на блокированную немецкой авиацией и итальянским флотом Мальту, доставляя на остров-крепость продовольствие и боеприпасы. Особенно отличился в этих походах "Уэлшмэн", который, без преувеличения, может быть назван "спасителем Мальты". Упоминание о его гибели от торпеды немецкой  подводной лодки в феврале 1943 года в официальной истории действий англичан на море во второй мировой войне сопровождается примечанием, что был потерян один из самых полезных кораблей Британского флота.

Next page
Back