Page 1

1    2

ПОСЛЕДНИЕ МОРСКИЕ МОНИТОРЫ

        Быстроходный катер был замечен в 14.18 и чуть позже - гидросамолет. Оба шли прямо на английские корабли, находившиеся в 40 км от германского побережья. Эскадра стала отходить на запад, ведя сильный артиллерийский огонь. И все же стремительный катер прорвался сквозь строй миноносцев и, не снижая скорости, нацелился прямо в борт охраняемого ими монитора. В 14.23 огромный столб воды, пламени и дыма поднялся около английского корабля, а спустя несколько минут в кормовой его части грянул второй взрыв... Жертвой  внезапной атаки стал новейший английский монитор прибрежного действия "Эребус" - представитель того класса кораблей, который считался безнадежно устаревшим еще за пятьдесят лет до начала войны и который тем не менее возродился в английском флоте, как только открылись боевые действия.
        Истоки   таинственного   нападения следовало искать  в морском министерстве Германии, куда вскоре после начала первой мировой войны обратились с заманчивым предложением школьный учитель из Нюрнберга Сименс, инженер-торпедист Гислер и несколько других специалистов. Их идея заключалась в использовании против вражеских кораблей быстроходных управляемых на расстоянии  катеров, начиненных взрывчаткой.  Изобретатели предлагали наводить такие катера с берегового поста по кабелю, разматывающемуся с установленной на борту вьюшки.
        В сентябре 1915 года после первых опытов, подтвердивших  жизнеспособность идеи, флот заказал 12 дистанционно управляемых катеров, которые при наведении с 30-метровой  вышки должны были поражать цели на удалении до 25 км от берега.
        Одновременно с  проектированием этих катеров создавался гидросамолет с мощной радиостанцией, применение которой увеличивало дальность применения нового оружия до 50 км.
        28 октября 1917 года в  13.20 от причала станции управления в Остенде отошел управляемый по кабелю катер FL-12. Через 25  минут управление взял на себя самолет, который к 14.18 вывел стремительную "мину" на группу английских кораблей.
        Представляет  интерес и вопрос о том, как в группу современных английских кораблей мог попасть устаревший монитор.  Причина этого   оказалась простой. После того как в августе 1914 года наступление на Париж было отбито, немецкие армии повернули на север и в октябре вышли на Фландрское побережье Бельгии. 16 октября французский  маршал Жоффр попросил англичан оказать с моря поддержку бельгийским  войскам,  оборонявшимся на крайнем левом фланге Ипрского фронта союзников. И тут оказалось, что в составе британского флота, считавшегося сильнейшим в мире, нет кораблей, способных действовать против занятого врагом бельгийского побережья, окаймленного мелями и песчаными банками.  Единственное,  что смогло сделать адмиралтейство, - это конфисковать три легких монитора, построенных для Бразилии, и два корабля береговой обороны, предназначавшихся Норвегии. Первые три - мониторы "Хамбер" (26), "Мерсей" и "Северн" - водоизмещением по 1260 т, составили ядро небольшой эскадры, которая прибыла 18 октября 1914 года к Фландрскому побережью и своим огнем спасла Ньюпорт и шлюзы. Другие - "Глэттон" и "Горгон" - гораздо более крупные, при водоизмещении 5700 т были снабжены двумя машинами тройного расширения суммарной мощностью 4000 л. с. и развивали скорость до 13 узлов. Их вооружение состояло из двух 234-мм и шести 152-мм орудий, двух 76-мм зениток и пушек более мелкого калибра. Корпуса защищала 51-мм броневая палуба.
Монитор прибрежного действия "ХАМБЕР", Англия, 1913 г.
Мониторы "Джавари", "Мадейра", "Солимоэс" строились фирмой Виккерс по заказу бразильского правительства. Спущены на воду в 1913 году. В начале первой мировой войны были конфискованы  английским  правительством и вступили в строй британского флота под названиями "Хамбер", "Мерсей" и "Северн". Водоизмещение 1260 т, мощность двухвинтовой установки с паровыми машинами тройного расширения 1450 л. с., скорость хода 12 узлов. Наибольшая длина 78,5, ширина 15, среднее углубление 1,45 м.
Вооружение: 3 152-мм орудия и 2 119-мм гаубицы. Проданы на слом в 1920-1921 годах.
        Дальнейшее  развитие боевых действий во Фландрии, в Дарданеллах, Восточном Средиземноморье и в Адриатике потребовало множества мониторов, способных   маневрировать в мелких прибрежных водах. Это побудило  адмиралтейство приступить  к планомерной серийной постройке кораблей этого класса, причем  самым трудным оказалось вооружить их. Уже после начала войны удалось перекупить в США восемь 356-мм орудий, заказанных Грецией для строившегося  в Германии линейного крейсера "Саламис". В ноябре 1914 года под них были заказаны четыре мореходных монитора с малой осадкой, которые были названы в честь английских генералов "Аберкромби", "Хейвлок", "Реглан" (27) и "Робертс".
Монитор  прибрежного действия "РЕГЛАН", Англия, 1915 г.
Построены по проекту д'Эйнкорта за шесть месяцев в 1915 году. Водоизмещение 6150 т, мощность двухвинтовой установки с паровыми машинами тройного расширения 2000 л. с., скорость хода 6-7 узлов. Наибольшая длина 101, ширина 27,5, среднее углубление 3,05 м. Бронирование: палуба 37, траверсы 102, барбет 203, башня 254-179-102, боевая рубка 152 мм.
Вооружение: 2 356-мм орудия, 1 76-мм пушка. Всего построено четыре: "Аберкромби", "Хейвлок", "Реглан", "Робертс".
        Под 305-мм орудия, снятые со старых эскадренных броненосцев типа "Мажестик", предназначались восемь примерно таких же мониторов: "Граф Питерсборо",  "Генерал Кроуфорд", "Генерал Вулф", "Лорд Клайв", "Принц Евгений", "Принц Руперт", "Сэр Джон Мур" и "Сэр Томас Пиктон". При водоизмещении 5900 т эти корабли были снабжены двумя паровыми машинами тройного расширения суммарной мощностью 2300-2500 л. с., сообщавшими им скорость до 6-8 узлов. Защита - броневая палуба толщиной 37 мм, вооружение - два 305-мм орудия, одно или четыре 152-мм орудия, 76-мм зенитки. В 1918 году на трех мониторах этого типа - "Генерал Вулф", "Лорд Клайв" и "Принц Евгений" - два 305-мм   орудия  заменили одним 456-мм орудием - три такие пушки были изготовлены для одного из знаменитых "белых слонов" адмирала Фишера (см. "М-К" № 2, 1980 и № 1. 1982). Еще позднее на "Лорде Клайве" одно 456-мм орудие было заменено экспериментальной      трехорудийной башней калибра 381-мм.
        Четырьмя 381-мм орудиями, снятыми с недостроенных линкоров типа "Ройал Соверен", вооружили два монитора с дизельными установками: "Маршал Ней" и "Маршал Сульт" водоизмещением 6670 т каждый. Четыре дизеля суммарной мощностью 1500 л. с. позволяли такому кораблю развивать скорость 5-7 узлов. Вооружение дополнялось также  восемью 102-мм и несколькими 76-мм пушками. Защита состояла из броневой палубы толщиной 25-76 мм. Дизели, снятые с гражданских судов и установленные на этих мониторах,  работали плохо и часто выходили из строя, поэтому в конце концов с "Маршале Нея" пришлось снять тяжелые орудия и, заменив их шестью 152-мм пушками, превратить корабль в брандвахту для охраны рейда Доунс от набегов немецких миноносцев.
        Последними и самыми совершенными из английских тяжелых мониторов, построенных в годы первой мировой войны, стали "Террор" и "Эребус". При таком же вооружении, как "Маршал Ней", они были крупнее и имели более совершенную и мощную силовую установку - две паровые машины тройного расширения мощностью 7000 л. с., позволявшие им развивать скорость хода до 12-14 узлов. Только эти два монитора могли действовать у вражеских берегов без поддержки вспомогательных судов: все остальные мониторы во время  приливно-отливных течений и сильных ветров близ Фландрского  побережья вынуждены были становиться на якорь, чтобы их не выбросило на берег. Была смонтирована на них и система подводной защиты, разработанная главным строителем британского флота д'Эйнкортом. Она состояла из двухкамерных бортовых булей, тянувшихся от носа до кормы, причем внешняя камера была заполнена воздухом, а внутренняя, примыкавшая непосредственно к корпусу корабля, - водой. Эффективность такой защиты не раз подтвердилась в боевых условиях. Так, "Эребус", пораженный   управляемым   катером  с 230-кг зарядом прямо в середину борта, практически не получил серьезных повреждений  корпуса.  "Террор", я который 19 октября 1917 года попали три немецкие торпеды, самостоятельно дошел до базы и стал в док.
Океанский монитор "ЭРЕБУС", Англия, 1916 г.
Последние и самые крупные из английских мониторов первой мировой войны, спущены на воду в 1916 году. Водоизмещение 8000 т, мощность двухвинтовой установки с паровыми машинами тройного расширения 6-7 тыс. п. с., скорость хода 12-14 узлов. Наибольшая длина 123 м, ширина 26,8, среднее углубление 3,35 м. Бронирование: палуба 25-102, траверсы 102, барбет 203, башня 330-279-115, боевая рубка 152 мм.
Вооружение: 2 381-мм орудия, 8 102-мм орудий. Всего построено два - "Террор" и "Эребус", первый был потоплен немецкой авиацией у берегов Ливии в 1941 году, второй пошел на слом в 1946 году.

Next page
Back