Page 1

1    2

ПОТОМКИ КАНОНЕРКИ "РЕНДЕЛ"

        15 мая 1900 года командующий войсками Квантунской области адмирал Алексеев получил от русского посланника в Китае тревожную телеграмму. Опасаясь возможного нападения на посольство восставших китайцев - "боксеров", дипломат просил срочно прислать в Пекин 100 моряков. На следующий же день броненосец "Сисой Великий", крейсер "Дмитрий Донской", канонерские лодки "Гремящий" и "Кореец" и минные крейсера "Всадник" и "Гайдамак" вышли из Порт-Артура к устью реки Байхэ - ведущей к столице "Небесной империи".
        18 мая рота моряков и взвод казаков при одном орудии высадились с кораблей и погрузились с подоспевшими к устью Байхэ французским и итальянским десантами  на баржу,  которая должна была доставить их в город Тяньцзин, расположенный на полпути к Пекину. Но когда баржа в сопровождении "Корейца" двинулась вверх по реке, с фортов Дагу, запирающих вход в Байхэ, загремели выстрелы. И хотя караван благополучно достиг пункта назначения, откуда десанты поездом отправились в Пекин, стало ясно: китайские правительственные войска готовы присоединиться к "боксерам" в их борьбе против иностранной интервенции.
        Это побудило командующего войсками Квантунской области выслать в столицу двухтысячный отряд полковника Анисимова, но восставшие блокировали его в Тяньцзине. Необходимо было поддержать осажденные отряды с кораблей, находившихся на рейде Дагу...
        Вспыхнувшими в Китае волнениями поспешили воспользоваться практически все    империалистические   державы. Под предлогом защиты посольств многие правительства направили в Пекин морские десанты, и на рейде Дагу в устье Байхэ собралась целая международная эскадра, насчитывавшая более тридцати кораблей девяти государств. Угроза столице вынудила китайское правительство объединиться с восставшими. К фортам Дагу стали стягивать правительственные войска, начали разрушение железной дороги между Дагу и Тянъцзином. Не оставалось сомнений: сообщение кораблей с Тяньцзином будет прервано, если не принять срочных мер к захвату фортов - четырех мощных укреплений, тянувшихся вдоль морского берега по обоим берегам Байхэ на протяжении трех километров. 240 тяжелых орудий могли вести оттуда круговой обстрел и были способны поражать цели как в устье, так и на самой реке. Но главной защитой бастионов от врага было мелководье, которое не давало грозным броненосцам подходить к берегу ближе, чем на 20 км...
        Утром 3 июня адмиралы международной эскадры решили предъявить коменданту крепости Дагу ультиматум с требованием сдать союзникам форты к 2 часам ночи. Доставить его генералу Ло Юн Гуану взялся лейтенант Бахметьев. Комендант принял парламентера любезно, изьявил согласие сдать укрепления, но хотел только знать, собираются ли союзники занять все форты или один по своему выбору. Вскоре после  возвращения Бахметьева на эскадру в устье Байхэ появились китайские шаланды и открыто, не таясь, стали закладывать мины вдоль бара, преграждающего вход в реку. Стало ясно: столкновение неизбежно.
        В 5 часов вечера на борту русской канонерской лодки "Бобр" собрался военный совет командиров, чьи корабли могли подойти достаточно близко к фортам, чтобы вступить в самоубийственное единоборство с их артиллерией. Таких в международной эскадре оказалось всего девять, то были миноносцы и канонерские лодки. В 8.30 вечера "Бобр" начал менять свое место. К ночи со стороны моря почти параллельно фортам выстроились английский миноносец "Вайтин" и канонерский корабль "Олджерин", а также русские канонерские лодки "Бобр", "Кореец" и "Гиляк". За поворотом реки вверх по течению также параллельно фортам стали французская канонерка "Лион", немецкая "Ильтис", японская "Атаго" и американское военное судно "Монокаси". До штурма оставалось два часа.
        Так перед неброненосными канонерскими лодками была поставлена роковая для них задача - дуэль с береговыми укреплениями. И под дулами крепостных орудий оказались корабли двух совершенно различных классов - канонерки прибрежной обороны и канонерки-стационеры...
        Мы уже писали (см. "М-К" № 4 за 1984 г.) о том, что еще в середине 60-х годов XIX века в Англии построили маленькую канонерскую лодку нового типа "Рендел". В сущности, это была плавучая платформа для тяжелого орудия, позволявшая как бы выдвинуть береговые форты далеко в море. Единственной защитой такого корабля должна была стать незначительность размеров да способность уходить от противника на мелководье. Неудивительно, что эту идею с особым энтузиазмом подхватили в тех странах, которые пеклись главным образом о том, как без больших затрат защитить свои прибрежные воды от вторжения вражеских эскадр. В России начало кораблям береговой обороны положила в 1874 году канонерская лодка "Ерш", вооруженная одним 280-мм орудием. Этот класс был продолжен серией из восьми кораблей типа "Дождь", вступивших в строй  в 1879-1881 годах. Однако, несмотря на первые весьма радужные оценки, вскоре стало ясно, что на волнении эти корабли стрелять не могут, и возник вопрос о создании новых недорогих мореходных канонерок береговой обороны, способных вести борьбу с крупными вражескими кораблями в прибрежных водах даже в свежую погоду.
        В начале 80-х годов по русскому проекту на ряде зарубежных верфей были заложены четыре мореходные канонерки, вооруженные крупнокалиберными орудиями. Первыми из них сошли на воду "Сивуч" в Швеции и "Бобр" |29| в Финляндии. Эти ближайшие преемники "Дождя" были вооружены одним 229- мм и одним 152-мм орудиями и несколькими малокалиберными пушками. Дальнейшим развитием русского типа мореходной  канонерской лодки с тяжелой артиллерией стали "Кореец" и "Манджур", спущенные на воду в 1886 году соответственно в Стокгольме и Копенгагене. В отличие от "Сивуча" и "Бобра" их вооружение состояло из двух 203-мм и одного 152-мм орудий. Одновременно с ними по тому же проекту на русских черноморских верфях строилось шесть однотипных мореходных канонерских лодок - "Донец", "Запорожец",   "Кубанец",   "Терец", "Уралец" и "Черноморец".
Мореходная канонерская лодка "БОБР", Россия, 1885 г.
Лодка заложена на верфи Крейтона в Або (Финляндия) в 1884 году, спущена на воду в 1885-м, вступила а строй в 1886 году. Водоизмещение 1187 т, мощность двух горизонтальных паровых машин двойного расширения 1140 л. с., скорость хода 11,2 узла. Наибольшая длина 60,3 м, ширина 10,7, среднее углубление 3,7 м. Бронирование: палуба 12,7 мм.
Вооружение: 1 - 229-мм орудие, 1 - 152-мм орудие, 4 - 9-фунтовых, 4 - 37-мм и 1 десантная пушки. Всего построено три - "Бобр", "Сивуч" и "Гиляк". "Гиляк" вступил в строй лишь в 1898 году и отличался вооружением: 1- 120-мм орудие, 5 - 75-мм пушен, 4 - 47-мм, 1 -37-мм и 2 десантные пушки, 2 пулемета. Все погибли на Дальнем Востоке в русско-японской войне.
        Завершением этой линии развития в русском флоте стали четыре канонерские лодки "Грозящий" (30), "Гремящий", "Отважный" и "Храбрый". В отличие от своих предшественников - "Сивуча" и "Бобра" - они были защищены 82-127-мм бортовой броней и 19-38-мм броневой палубой. Последний в серии - "Храбрый" - вместо одного 280-мм и одного 152-мм орудия нес два 203-мм и одно 152-мм орудие.
Мореходная броненосная канонерская лодка "ГРОЗЯЩИЙ", Россия. 1890 г.
Заложена в Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге 20 мая 1889 года, спущена на воду 19 мая 1890-го, вступила в строй в 1892   году. Водоизмещение 1627 т, мощность двух вертикальных машин троимого расширения 2056 л. с., скорость хода 14 узлов. Наибольшая длина 72,2 м, ширина 12,7, среднее углубление 3,7 м. Бронирование: борт 82-127 мм, палуба 19-38, рубка 25 мм.
Вооружение: 1 - 229-мм орудие, 1 - 152-мм орудие, 4 - 47-мм, 4 - 37-мм пушки, 2 торпедных аппарата. Всего построено 4: "Грозящий", "Гремящий", "Отважный" и "Храбрый". "Храбрый" вступил в строй позднее, в 1897 году, и имел другое вооружение: 2 - 203 мм орудия, 1 - 152-мм орудие, 5 - 47-мм, 7 - 37-мм и 1 десантную пушки.
        Практически все страны, озабоченные защитой своих берегов, прошли через увлечение канонерками береговой обороны. Их строила Германия (см. "М-К" № 4 за 1984 г.). Их строила и Франция, раньше других государств разработавшая тип броненосной лодки береговой обороны. За период с 1884 по 1886 год здесь были спущены на воду четыре броненосные лодки II класса: "Фьюзе",  "Фламме", "Гренаде" и "Митралье". При водоизмещении 1050 т они вооружались одним 240-мм и одним 90-мм орудием. Одновременно французы приступили к постройке более крупных броненосных канонерок 1 класса и с 1885 по 1891 год построили четыре таких корабля - "Ашерон", "Кокет", "Флегетон" и "Стикс". При водоизмещении 1640 т они вооружались одним 270-мм и тремя 100-мм орудиями.
        Строила канонерские лодки береговой обороны и Англия, но не для себя, а для Японии, которая поначалу также внимательно относилась к защите собственных берегов. Так, в 1879-1881 годах на английских верфях по заказу Японии построили шесть канонерок по образцу "Рендел" - "Чннто", "Чиннан", "Чиноку", "Чинсеи", "Чинчу" и "Чиньен".  При водоизмещении всего 440 т они вооружались одним 280-мм орудием и несколькими малокалиберными пушками. Этот тип в 1886-1887 годах был продолжен четырьмя кораблями японской постройки - "Майя", "Шиокаи", "Атаго" и "Акаги" - водоизмещением 622 т.

Next page
Back