Page 1

1    2

КАНОНЕРКИ ДЛЯ "ПОЛИТИКИ КАНОНЕРОК"

        В конце июня 1911 года командир немецкой канонерской лодки "Пантера" получил приказ прибыть в марокканский порт Агадир на побережье Атлантического океана с весьма необычной миссией. С одной стороны, ему предписывалось защитить германских подданных, которые могли "оказаться  в опасности", а с другой - стараться избегать столкновений с местным населением. Поразмыслив над столь противоречивым приказом, командир "Пантеры" решил положиться на ход событий: придя в Агадир 1 июля, он поставил свой корабль в полумиле от берега и приказал офицерам внимательно следить за тем, что происходит на суше.
        5 июля один из наблюдателей заметил, что туземец, бродивший по берегу, вдруг подбоченился. Этот жест, несвойственный марокканцам, показался офицеру несомненным свидетельством того, что подбоченившийся  человек как раз и есть тот немец, на защиту которого была послана канонерка. Спущенная шлюпка доставила "туземца" - он действительно оказался немецким торговцем - на борт "Пантеры". И от него офицеры узнали вещи неслыханные. Оказалось, что в Агадире, который был закрытым портом, иностранцам жить запрещалось, и он - торговец - обосновался в другом порту на побережье - в Магадоре. Несколько дней назад ему приказали отправиться в Агадир, чтобы "подвергнуться опасности". Прибыв на место, он томился от безделья и целыми днями слонялся по берегу, ломая голову над тем, как дать знать о себе на "Пантеру"...
        Трудно поверить, что именно эти заурядные и отнюдь не героические действия немецкой канонерки, с которых начался так называемый Агадирский кризис, в течение нескольких последующих дней поставили мир на грань военной катастрофы. Но это сомнение проходит, когда знакомишься с событиями, предшествовавшими "прыжку "Пантеры", - такое напыщенное название дал событиям в Агадире германский кайзер Вильгельм II.
        "Марокко всегда было одним из больных мест мирового империализма, - писал в 1925 году М. В. Фрунзе. - На протяжении двух последних десятилетий события, вспыхнувшие   в этом небольшом уголке северо-западной Африки, не раз уже грозили зажечь пламя мирового пожара". Главным действующим лицом здесь выступала Франция, остальные державы стремились использовать ее заинтересованность в Марокко для того, чтобы урвать себе колониальные владения в других районах Африки. Так, Италия в 1900 году за признание французских притязаний в Марокко приобрела свободу действий в Триполи. В 1904 году Англия, предоставившая Франции право установить нечто вроде протектората над Марокко, получила взамен важные уступки в египетских делах, а Испания стала настаивать на равной доле участия в разделе страны.
        Все эти события чрезвычайно обеспокоили Германию, опоздавшую к разделу мира и стремившуюся к его переделу. 31 марта 1905 года в марокканском порту Танжер появился немецкий пароход "Гамбург", на котором путешествовал по Средиземному морю кайзер Вильгельм со свитой. Заход в Танжер, конечно, не был случайным: по настоянию канцлера кайзер должен был произвести здесь несколько речей, из которых всему миру стало бы ясно, что Германия не потерпит ущемления своих интересов в Марокко. Однако ощущения от высадки в свежую погоду и от чересчур норовистых коней, присланных марокканским султаном для встречи кайзера, так подействовали на последнего, что его речи получились более воинственными, чем предполагалось,  и привели к резкому  обострению, тогдашней международной обстановки.
        В конце концов конфликт был улажен на Альхесирасской конференции 1905 года, где вопреки нажиму Германии и Австро-Венгрии двенадцать держав, заинтересованных в торговле с Марокко, внешне признали независимость этой страны и равенство торговых прав всех участвовавших в конференции, а фактически установили над ней  замаскированный    протекторат Франции. Это решение не удовлетворило немцев,   вынужденных отложить свои колониальные притязания до лучших времен. Такие времена настали весной 1911 года, когда французские войска неожиданно заняли марокканский город Фее. Узнав об этом, министр иностранных дел Германии Кидерлен решил: пора ударить кулаком по столу и потребовать от Франции в качестве "компенсации" за Марокко все французское Конго. Этот "удар по столу" должна была нанести своим визитом в Агадир канонерская лодка "Пантера" - типичная для тех колониальных канонерок, которые начали усиленно разрабатывать в 90-х годах все морские державы.
        В самом деле, сопоставляя тактико-технические данные канонерских лодок, строившихся в разных странах на протяжении второй половины XIX века, нетрудно установить, какую морскую политику проводила каждая из них,  и даже те моменты, когда эта политика начинала меняться. Так, постройка малых канонерских лодок с одним крупнокалиберным орудием свидетельствовала об оборонительной политике державы - такие корабли с малой осадкой и малой дальностью плавания предназначались для защиты своих берегов от нашествия вражеских эскадр. Напротив, создание сравнительно крупных лодок с несколькими среднекалиберными скорострельными  пушками свидетельствовало о колониальных притязаниях державы. Такие канонерки, способные своим артогнем устрашать беззащитные прибрежные селения колониальных и зависимых стран, использовались для несения стационерной и колониальной служб.
        Приоритет в создании лодок такого назначения принадлежал Англии - крупнейшей колониальной державе тех лет. Именно здесь с конца 70-х годов строились корабли для службы в колониях. вооруженные средне- и малокалиберными скорострельными пушками. Франция начала производство канонерок подобного типа лишь в 1895 году - то были "Зелэ", "Десиде" и "Сюрприз". При водоизмещении около 640 т они вооружались двумя 100-мм, четырьмя 65-мм и шестью 37-мм скорострельными пушками. Германия же. вступившая в борьбу за колонии с опозданием, заложила первые "колониальные" канонерки лишь в 1898 году. Ими стали "Ильтис" и "Ягуар", за которыми в 1899-1903 годах последовали четыре более крупных корабля - "Луке", "Тигер",  "Пантера" и "Эбер". При водоизмещении 1000 т они были снабжены    машинами мощностью 1500 л. с, развивали скорость 13,5 узда и несли две 102-мм и шесть 37-мм пушек.
Канонерская лодка "ЗЕЛЭ" Франция, 1899 г.
Первая канонерка этого типа - "Сюрприз" - была заложена в 1893 году, спущена на воду в 1595 году, вступила в строй в 1896 году. Водоизмещение 680 т,   мощность  паровой машины 900 л. с., скорость хода 12,8-13,8 узла. Длина наибольшая 56 м, ширина 8, среднее углубление 3,8 м.
Вооружение: 2 100-мм орудия, 4 65-мм и 6 37-мм пушек. Всего построено три: "Сюрприз" в 1895 году, "Десиде" в 1898 году и "Зелэ" в 1899 году. "Сюрприз" и "Зелэ" погибли в годы первой мировой войны, "Десиде" в 1914-1917 годах несла стационерную службу в  Индокитае, в 1917-1918 годах входила в состав 7-го патрульного дивизиона в Сирии. В 1922 году пошла на слом.
Канонерская  лодка "Пантера", Германия,1901 г.
Спущена на воду в 1901 году в Данциге. Водоизмещение 1 тыс. т, мощность двух   машин тройного   расширения 1500 л. с., скорость хода 13,5 узла. Длина между перпендикулярами 63 м, ширина 9,1, среднее углубление 3,15 м.
Вооружение: 2 102-мм орудия, 6 37-мм автоматов, 2 пулемета. Всего построено четыре: "Тигер" и "Лукс" в 1899, "Пантера" в 1901, "Эбес" в 1903 году.
        Необычно развивался тип канонерской лодки в США. Здесь никого не увлекла английская идея канонерки прибрежной  обороны - эта задача возлагалась на традиционно американский тип корабля - монитор. Что же касается стационерной службы в зависимых государствах Южной Америки, Океании и Дальнего Востока, то для действий на столь обширной территории требовались корабли с большой дальностью плавания и хорошей мореходностью. Вот почему американская канонерка ведет свое начало от крейсера "Петрел" (33), перечисленного в канлодки в 1900 году.
Канонерская лодка "Петрел", США, 1888 г.
Проектировалась как малый крейсер, но позднее была перечислена в канонерские лодки. Водоизмещение 1371 т, мощность двух машин четверного расширения 2536 л. с., скорость хода 16,7 узла. Длина между перпендикулярами 54 м, ширина 9,45, среднее углубление 4,1 м.
Вооружение: 4 152-мм орудия, 2 трехфунтовые, 2 однофунтовые пушки, 1 37-мм пушка, 2 митральезы.

Next page
Back