Page 1

1    2

ЗАКАТ БРОНЕНОСЦЕВ БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ

        К началу июля 1941 года советская военно-морская база Ханко, находившаяся на арендованном у Финляндии полуострове, оказалась своеобразным форпостом советской обороны, выдвинутым далеко на запад. За год, предшествующий вероломному нападению фашистской Германии на нашу страну, база была основательно укреплена, но из-за незначительности территории - всего 115 квадратных километров - она все-таки оставалась весьма уязвимой в случае военных действий. Прекрасно понимали это и финны, которые лихорадочно строили на соседних островах батареи, окружая ими советскую базу. Уже с 22 июня 1941 года противник начал вводить в действие свою дальнобойную артиллерию, выставив 31 батарею разных калибров против 17 советских батарей. А в начале июля финны ввели в бой новые силы-
        Командир базы генерал С. И. Кабанов, возвращаясь после осмотра укреплений в город, ночью остановил машину на лесной опушке. Было тихо, светло. "Вдруг, - вспоминал потом генерал, - метрах в пятистах со страшным грохотом и огненной вспышкой рухнул и разлетелся двухэтажный дом - первый этаж был каменный, второй - деревянный. Стоял дом, и на его месте возникло огромное облако дыма, с неба падают камни, песок, доски, бревна. Только спустя мгновение до меня дошел свист пролетевшего снаряда. Снаряды продолжали падать, удаляясь все глубже в город. Взлетел второй дом, загорелся третий, четвертый - за какие-нибудь пятнадцать минут взорвалось не менее тридцати-сорока снарядов крупного калибра".
Командование базы было озадачено: кто же мог стрелять по Ханко с запада! В конце концов Кабанов приказал организовать сбор осколков на территории города, и вскоре на столе перед ним лежало несколько  длинных, как ножи, зазубренных осколков и дно от разорвавшегося снаряда. На нем ясно виднелось клеймо с якорем и цифрой 254. "Все прояснилось, - писал Кабанов. - Стрелял один из двух финских броненосцев береговой обороны. Только на них установлены такого калибра шведские двухорудийные башни завода "Бофорс".
        После того как 31 декабря 1917 года Советское правительство во главе с В. И. Лениным признало независимость Финляндии, в этой стране произошел ряд событий, в результате которых на Балтика появилась новая буржуазная республика, заинтересованная в создании собственного флота, и прежде всего флота береговой обороны. Но если у большинства других балтийских государств в строю флотов находились более или менее удовлетворительные броненосцы береговой обороны, модернизацией которых можно было обходиться какое-то время, то Финляндия не могла откладывать разработку новых кораблей этого класса.
        Финские кораблестроители приступили к созданию проекта "Вяйнемяйнена" в конце 20-х годов. И внимательное сопоставление тактико-технических данных их проекта с данными броненосцев береговой обороны Дании и Швеции показывает, что они задались целью совместить в одном корабле кораблестроительные элементы последнего датского броненосца с вооружением последнего шведского. В самом деле, водоизмещение, скорость хода и размерения финского "Вяйнемяйнена" (3900 т, 16 узлов и  93x16,4x4,5 м) близки аналогичным характеристикам датского "Нильса Джуэля" (3800 т, 16 узлов и 90x16,3х4,7 м). А артиллерийское вооружение (4 - 254-мм и 8 - 105-мм] напоминает вооружение шведского "Густава V" (4 - 280-мм и 6 - 152-мм). За такое сочетание малого водоизмещения и тяжелого артиллерийского вооружения следовало чем-то поступиться. И финны выбрали бронирование: толщина поясной брони у "Вяйнемяйнена" была всего 55 мм по сравнению с 200 мм датского и шведского прототипов.
        Финские кораблестроители показали себя не простыми копировщиками  и при конструировании своих броненосцев учли те специфические условия, в которых должны были действовать создаваемые ими корабли. Так, для работы во льдах Финского залива корпуса броненосцев были надлежаще подкреплены, а их обводам придали ледокольные формы. Для обеспечения высокой экономичности и маневренности проектировщики решили отказаться от традиционных паросиловых установок. "Вяйнемяйнен" стал первым в истории надводным боевым кораблем с дизель-электрической установкой и газотурбинным наддувом дизелей. Четыре дизель-генератора суммарной мощностью 6 тыс. л. с. приводили в действие два гребных электромотора, которые позволяли в широких пределах менять направление и скорость хода без изменения режима работы дизелей. Все силовое оборудование поставили германские фирмы, и это было не случайно…
Броненосец береговой обороны "ВЯЙНЕМЯЙНЕН", Финляндия, 1930 г.
Спущен на воду в декабре 1930 года в Або, вступил в строй в 1932-м. Водоизмещение - 4 тыс. т, мощность двухвинтовой дизель-электрической установки - 6 тыс. л. с., скорость хода - 16 узлов. Длина наибольшая - 95 м, ширина - 17, среднее углубление - 4,5 м.
Бронировани: пояс - 55 мм, палуба - 20, башни - 120, боевая рубка - 100 мм.
Вооружение: 4 - 254-мм орудия, 8 - 105-мм орудий, 4 - 40-мм и 2 - 20-мм зенитных автомата.
        После того как в 1918 году германский рейхсвер помог финской буржуазии подавить революцию в стране, Финляндия в своей внешней политике взяла твердый курс на сотрудничество с Германией. Это сотрудничество не прекратилось и после прихода к власти Гитлера. Больше того, прогермански настроенные реакционные силы Финляндии спровоцировали советско-финскую войну, окончившуюся поражением последней и ее обязательством отказаться от участия в коалициях, враждебных СССР. Тем не менее те же реакционные правящие круги  снова втянули страну в войну на стороне фашистской Германии. Вот почему летом 1941 года в осаде советской военно-морской базы Ханко немалая роль была отведена броненосцам береговой обороны "Вяйнемяйнену" и "Ильмаринену".
        За первой бомбардировкой последовали новые: хорошо зная полуостров, корабельные артиллеристы вели прицельный огонь по базе, по укреплениям, по прибывавшим в порт транспортам. Действуя совместно, финские броненосцы и батареи, расположенные на окружающих базу островах, выпускали в общей сложности от 2 до 6 тысяч снарядов в день. Эти действия поставили командование базы в тяжелое положение, так как бомбардировщиков на Ханко не было, а торпедные катера ушли накануне появления броненосцев. Оставался только один выход - вызвать бомбардировочную авиацию флота и нанести по кораблям удар с воздуха. Но для этого требовалось с помощью самолетов-разведчиков обнаружить в шхерах вражеские корабли и вести за ними непрерывное наблюдение. А самолетов-разведчиков на базе осталось всего три... Вот почему финским броненосцам удавалось систематически ускользать от налетов бомбардировочной авиации, вызываемой базой Ханко. И все же враг не ушел от возмездия...
        18 сентября 1941 года финны решили провести   демонстрационную вылазку, чтобы отвлечь часть сил советского флота, обороняющего Моонзунд. В этот день на "Ильмаринен", стоявший вместе с "Вяйнемяйненом" на якоре в шхерах южнее Або, прибыл командующий флотом капитан 1 ранга Рахола в сопровождении штабных офицеров. Оба корабля вышли к острову Уте, около которого был назначен сбор соединения, состоявшего из 23 кораблей. В 17.50 с тральщиков донесли, что фарватер чист и соединение вышло в море. По воспоминаниям одного из участников этого похода,  головным шел "Ильмаринен", за ним на расстоянии 980 метров следовал "Вяйнемяйнен".

Next page
Back