Page 1

1    2

АМУРСКИЕ МОНИТОРЫ

        Китайско-Восточная железная дорога, принадлежавшая  Советскому  Союзу, была захвачена 10 июля 1929 года. Исполнителями этих провокационных действий стали гоминьдановская военщина и русские белогвардейцы, осевшие на территории Китая, а также подстрекавшие их японские и американские империалисты. Одновременно с этим противник стал стягивать трехсоттысячную армию к границам Забайкалья, Приамурья и Приморья. В ответ на советскую ноту от 14 июля 1929 года белокитайцы стали обстреливать наши пароходы и прибрежные населенные пункты, совершать налеты на советские заставы, патрули и сторожевые охранения, пускать в Амур плавающие мины из его притока реки Сунгари. Конечно, эти вылазки получали немедленный отпор со стороны Особой Дальневосточной армии и Амурской флотилии, но провокации не прекращались. И тогда советское командование решило нанести удар по главным силам врага, сосредоточенным в устье Сунгари и у города Лахасусу.
        Этот город и близлежащие деревни, в которых засела китайская морская пехота и части 9-й пехотной бригады, представляли собой сильно укрепленный район с мощными огневыми сооружениями: окопами,   блиндажами, артиллерийскими батареями и бомбометными установками. На рейде Лахасусу стояли корабли Сунгарийской флотилии - крейсер "Киан-Хын", три канонерские лодки "Ли-Дзи", "Ли-Суй" и "Дзян-Пин", пять вооруженных пароходов "Дян-Пай", "Дян-Най", "Дян-Тай", "Дзянь-Тунь" и "Дзян-Ань", вооруженный транспорт "Ли-Чуань" и плавучая несамоходная батарея "Дун-И". В общей сложности на них находилось три 120-мм   орудия,   четырнадцать 76-мм пушек, восемь 47-мм и четырнадцать 20-мм автоматов, одна 40-мм зенитка и двадцать два бомбомета. Для защиты рейда китайцы выставили минное заграждение в устье Сунгари, а в двух протоках, соединяющих Амур и Сунгари, поставили минные банки и боновые заграждения. Кроме того, у входа в протоки стояли готовые к затоплению баржи, груженные камнями.
        Этим силам командование Амурской флотилии противопоставило четырнадцать кораблей - мониторы "Ленин", "Свердлов", "Сунь-Ятсен" и "Красный Восток"; канонерские лодки "Пролетарий", "Красное знамя" и "Бурят", бронекатера "Пика", "Копье", "Барс" и другие. Перед ними была поставлена задача: уничтожить белокитайские корабли и обеспечить высадку и продвижение десанта. 9 октября 1929 года был подписан приказ - начать операцию 11 октября и провести ее в небывало короткий срок - в 24 часа!
        В ночь на 12 октября советские корабли подошли к устью Сунгари и стали на якоря согласно диспозиции. В 6.12 с флагманского монитора "Ленин" прогремел первый залп, вслед за ним открыли огонь "Свердлов", "Сунь-Ятсен" и канонерские лодки. Тем временем "Красный Восток" обстреливал береговые укрепления и батареи противника. Китайская корабельная и береговая артиллерия тут же ответила довольно метким огнем: мониторы "Ленин" и "Сунь-Ятсен" вынуждены были сняться с якоря и продолжать бой на маневре.
        Первым   добился боевого  успеха "Свердлов", который несколькими залпами накрыл и потопил канонерку "Ли-Дзи", потом "Ли-Суй". От его снарядов начался пожар на пароходе "Дян-Пай". От близких разрывов вражеских снарядов, а также от интенсивного огня собственных орудий на "Свердлове" вышло из строя электроснабжение. Недра корабля погрузились в темноту, остановились механизмы боевого питания. Но высокий боевой дух и выучка экипажа спасли положение: прислуга артиллерийских погребов быстро перешла на ручную подачу боеприпасов в башни, и стрельба не прекращалась ни на минуту.
        Подавив за первые двадцать минут боя вражескую береговую  батарею, монитор "Красный Восток" перенес огонь на китайскую канонерку "Дзян-Пин", на ней вскоре раздался сильнейший взрыв. Тем временем монитор "Сунь-Ятсен" двумя снарядами поразил пароход "Дян-Пай", на котором взорвался пороховой погреб. Охваченный пламенем корабль пошел ко дну, а артиллеристы "Сунь-Ятсена" перенесли огонь на плавучую батарею "Дун-И" и через несколько минут заставили замолчать ее орудия. Не выдержав накала боя, уцелевшие корабли противника обратились в бегство; стали уходить вверх по Сунгари, а с советских кораблей на вражеский берег хлынули волны десанта. Поддержанные огнем корабельной артиллерии, наши войска ворвались в Лахасусу. И вскоре на улицах города завязался бой.
        Задание командования было выполнено в срок: к восьми часам утра - к моменту подъема флага - Сунгарийская флотилия была почти полностью уничтожена, а к 15 часам пали город и крепость Лахасусу.
        Однако этот урок не пошел белокитайцам впрок. Отказавшись от предложения Советского правительства мирно решить конфликт, они стали накапливать силы в другом укрепленном районе, близ города Фугдин, где  собрались остатки Сунгарийской флотилии, бежавшие из Лахасусу, - крейсер "Киан-Хын", три вооруженных парохода - "Дян-Най", "Дзян-Тунь" и "Дзян-Ань" и вооруженный транспорт "Ли-Чуань". Что касается сухопутных сил, то противник сосредоточил в Фугдине больше войск, чем было в Лахасусу, рассчитывая напасть на советские границы с наступлением холодов, когда Амур покроется льдом и наши корабли уйдут на зимовку в Хабаровск.
        Разгадав этот замысел, советское командование решило разгромить Фугдинский укрепленный район до наступления ледостава. В течение трех дней корабли Амурской флотилии и войска Особой Дальневосточной армии должны были нанести удар по Фугдинской группировке и ликвидировать опасность нападения на Советский Союз. Для выполнения операции составили две группы кораблей.
        29 октября тральщики очистили от мин вход в Сунгари, и на следующий день в 5.30 первая - ударная - группа медленно двинулась за тральщиками вверх по реке. Следом за ней шел "Ленин", который успешно высадил десант в Лахасусу.
        Вторая группа начала движение в 8.45 К 15 часам 30 октября советские корабли остановились у заграждения из семи затопленных барж и двух пароходов, между которыми  командир бронекатера "Барс" обнаружил, однако, проходы. Но в связи с быстро наступавшей темнотой флотилия стала на якорь. На рассвете следующего дня катера разведали, а тральщики расчистили проходы, и корабли двинулись вперед. Пока высаженные на берег войска вели ожесточенные бои за Фугдин, наши мониторы и канонерские лодки уничтожили последние остатки Сунгарийской флотилии и  обрушили шквал огня на вражеские береговые укрепления. Огневые точки были подавлены, войска выбиты из окопов и обращены в бегство, а остатки капитулировали. К 20 часам советские войска заняли весь город, и корабли получили приказ немедленно возвратиться в Хабаровск.
        Советское правительство высоко оценило боевые заслуги моряков-амурцев. Орденами боевого Красного Знамени были награждены 59 командиров и краснофлотцев, а 20 мая 1930 года за отличные действия по разгрому белокитайцев этой награды удостоили и всю Амурскую флотилию. Но славный боевой путь флотилии еще не был закончен: кораблям, построенным на отечественных верфях в начале XX века, предстояло еще участвовать в сражениях Великой Отечественной войны...
        Русский военно-морской флаг на Амуре впервые был поднят   14 мая 1854 года на вооруженном пароходе "Аргунь". Это судно принадлежало морскому ведомству, которое занималось изучением реки и наблюдением за судоходством на ней. В 1897 году для охраны пограничной полосы Амурского бассейна создали Амурско-Уссурийскую казачью флотилию, состоявшую из пароходов "Атаман" и "Казак Уссурийский", парового катера "Дозорный" и барж "Булава" и "Лена". Лишь в 1903 году, незадолго до начала русско-японской войны, был положительно решен неоднократно поднимавшийся вопрос о постройке специально для Амура речных канонерских лодок. Выполнение этого заказа поручили Сормовскому заводу.

Next page
Back