Page 1

1    2

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ БРОНИ

        На рассвете 17 октября 1855 года по приказу французского адмирала Брюэ началась операция против русского берегового укрепления Кинбурн. Оно состояло из главного квадратного форта с бастионами, круговой батареи и небольшого  земляного  укрепления, возведенных на западной оконечности длинной песчаной косы в горловине мелководного Днепровского лимана напротив крепости Очаков. Орудия Кинбурна держали под прицелом протоку, по которой выступавшие в Крымской войне против России англичане и французы вознамерились провести свои корабли в лиман.
        За два дня до начала атаки интервентов войска, высадившиеся на косе восточное Кинбурна, отрезали его от русских войск. После этого их парусные линейные корабли, став в море на расстоянии километра от берега, взяли на прицел главный форт, а фрегаты, корветы и канонерские лодки - круговую батарею и земляное укрепление. В двух с половиной километрах от берега расположились бомбардирские корабли. И лишь после артиллерийской канонады в 9 часов утра в бой двинулись три необычных неуклюжих корабля. То были первые в мире броненосные батареи "Лавэ", "Тоннант" и "Девастасьон", построенные   на французских верфях.
        Непомерно широкие, лишенные привычных мачт и парусов, они медленно приблизились к Кинбурнской косе и в 9.30 открыли огонь. Их поддержали стоявшие в отдалении другие корабли англо-французской эскадры, и только после этого заговорили пушки русских укреплений.
        В полутьме казематов броненосцев в плотном пороховом дыму сновали французские канониры, обслуживавшие свои орудия. Иногда, как огромный кузнечный молот, русские ядра и бомбы ударяли по железной броне казематов, но отскакивали или раскалывались, не причиняя ей существенного вреда.
        Русские батареи Кинбурна, расстреливаемые с короткой дистанции, несли тем временем большие потери. После трехчасовой канонады были разрушены 29 из 62 пушек и мортир, повреждены брустверы и казематы, 130 человек ранено и 45 убито. В 13.35 Кинбурн капитулировал перед практически неуязвимым противником. К чести русских артиллеристов - стреляли они отлично: "Девастасьон" получил 31 попадание в борта и 44 в палубу, "Лавэ" и "Тоннант" получили примерно по 60 попаданий каждый. Но весь этот меткий огонь оставил лишь десятки полуторадюймовых вмятин в железной броне французских батарей.
        "Всяческих успехов можно ожидать в будущем от этих изумительных машин войны", - с энтузиазмом заключал свой рапорт о кинбурнском сражении адмирал Брюэ. И эти слова послужили своеобразным напутствием для лихорадочного строительства броненосцев в течение последующих десятилетий.
Броненосная плавучая батарея "АРРОГАНТЕ". Франция, 1864 г.
Из пяти первых французских плавучих батарей, заложенных по приказу Наполеона III в 1854 году, в строй вступили только три - "Лавэ", "Тоннант" н "Девастасьон", участвовавшне в бомбардировке Кинбурна. При водоизмещении 1825 т и мощности паровой машины 317 л. с. они развивали скорость хода 3.7 узла. Их наибольшая длина 52,5 м ширина 13,2, среднее углубление 2,65 м. Броневая защита: деревянный корпус по ватер линии и каземат обшиты железными брусья ми   толщиной   110 мм. Вооружение:   18 195-мм пушек.
После Крымской войны в 1861 году во Франции была построена вторая серия примерно таких же деревянных броненосных батарей уменьшенной длины н водоизмещения (1539 т и 47.5 м) - "Пексан", "Палестро" и "Сайгон". Лишь в 1864 году французы спустили на воду свои первые железные двухвинтовые броненосные батареи - "Арроганте", "Имплакабль" и "Опиниатр". При водоизмещении 1338 т и мощности паровых машин 490 л. с. они развивали скорость хода 6,75 узла. Их наибольшая длина 44,2 м, ширина 14.8 м, среднее углубление 2.65 м. Броневая защита: железный пояс по ватерлинии толщиной 120 мм, каземат - 110 мм.
Вооружение: 6 240-мм орудий.
Завершают развитие типа плавучих батарей корабли четвертой серии, спущенные на воду в 1865 году, - "Амбускада", "Импргнабль", "Протектрис" н "Рефюжи". При водоизмещении 1422 т и мощности паровых машин 440 л. с. они развивали скорость хода 8.5 узла. Длина наибольшая 40 м, ширина 15.6 м, среднее углубление 3.1 м. Бронирование: железный пояс по ватерлинии 140 мм. каземат 110 мм.
Вооружение: 4 240-мм орудия.
        Таким образом, всего два года разделяют Синопское сражение, где миру впервые была явлена мощь бомбических орудий, в мгновение ока аннулировавших   могущество   деревянных эскадр, и бомбардировку Кинбурна, где огню бомбических пушек была впервые с успехом противопоставлена железная броня. Всего два года понадобилось военно-морским деятелям для того, чтобы правильно оценить, воплотить в металл и испробовать в бою идеи тех изобретателей и инженеров, которые они пренебрежительно отвергали на протяжении нескольких десятилетий,   предшествовавших  Крымской войне.
        Слава создания первых броненосных кораблей нередко приписывается французскому императору Наполеону III, который 5 сентября 1854 года приказал приступить к постройке пяти броненосных батарей - "Лавэ", "Тоннант", "Девастасьон", "Фудройян" и "Конгрев". Но действительным инициатором этих разработок был главный кораблестроитель французского флота Дюпюи де Лом, который еще в 1845 году предложил строить бронированные паровые корабли, вооруженные несколькими тяжелыми орудиями. Небольшое парусное  вооружение  предусматривалось только как вспомогательное средство передвижения.
        В соответствии с  проектом де Лома на полигоне в Венсенне еще до начала Крымской войны испытали стрельбой железные плиты, и благоприятные результаты испытаний послужили основанием для постройки первых броненосных батарей. Это были неуклюжие деревянные  корабли  водоизмещением 1400 т, обшитые полосами  сварного железа толщиной 102 мм и вооруженные восемнадцатью 240-мм гладкоствольными орудиями. Первоначально предполагалось, что они станут ходить под парусами, а паровая машина с гребным винтом будет использоваться только как вспомогательный двигатель.
        Однако на испытаниях батареи так плохо слушались парусов, что полное парусное вооружение заменили двумя легкими складывающимися мачтами, а трубы и другие выступающие части сделали убирающимися перед боем внутрь корпуса. Палуба была покрыта полосами железа толщиной 25 мм.
        Первое появление броненосных батарей вызвало немало насмешек и скептических замечаний. Утверждали, что система искусственной  вентиляции не способна эффективно освежать воздух в броневом каземате, и команда погибнет от удушья уже после третьего залпа. Доказывали, что батареи вообще не смогут плавать, а если и удержатся на воде, то окажутся бесполезными в бою. Только участие броненосцев в бомбардировке Кинбурна положило конец мрачным прогнозам и породило приоритетные споры, в ходе которых выяснилось, что у броненосных кораблей есть долгая предыстория.
        Еще во время англо-американской войны 1812-1814 годов, когда британские корабли начали совершать безнаказанные набеги на американские портовые города и даже сожгли столицу Штатов город Вашингтон, в Нью-Йорке возникла Ассоциация защиты побережья и гавани. Именно этой организации представил чертежи и модель первого в мира парового военного корабля знаменитый изобретатель Р. Фултон. Предложенная им паровая плавучая батарея "Демологос"  приводилась в движение паровой машиной и гребным колесом, установленным в продольном сквозном канале посередине корпуса. Гребное колесо, машина, котел, а также 20 орудий на батарейной палубе были защищены столь мощными деревянными бортами, что ни одно из тогдашних орудий не могло их пробить. Да и не мудрено: в средней части толщина дубового борта достигала 1,5 м!
"Демоголос", США, 1814 г.
Плавучая батарея для обороны нью-йоркской гавани, разработана Р. Фултоном в 1812 году. Примерное водоизмещение 2500 т, мощность паровой машины, приводящей расположенное в канале в середине корпуса гребное колесо примерно 120 л. с., скорость хода 5.4 узла. Защита от вражеских ядер - борт из дерева толщиной 1500 мм. Длина 41,5 м. ширина 17 м, среднее углубление 3 м.
Вооружение: 20 163-мм пушек.
        29 октября 1814 года "Демологос" торжественно спустили на воду, и Фултон приступил к доработке и отладке двигателя. Однако после заключения мира 24 декабря 1814 года американское правительство утратило интерес к уникальному боевому кораблю, и изобретатель продолжал работы над ним на собственный страх и риск. 4 июня 1815 года плавучая батарея, переименованная в “Фултон-1", совершила пробный переход под парами со скоростью 5,4 узла. После смерти Фултона батарею поставили на прикол на одной из бруклинских верфей. Здесь в 1829 году она погибла от взрыва, при котором 25 человек было убито и 19 ранено.
        Применять железную броню для защиты кораблей от огня вражеской артиллерии предложил первым французский артиллерист Пексан. В 1822 году он писал: "Необходимы короткие пушки большого калибра, стреляющие с далеких дистанций по деревянному флоту разрывными снарядами с большим разрывным зарядом. Необходима железная броня для бортов военных судов против бомб". Но, удивительное дело: в то время, как первое предложение Пексана - бомбические пушки - быстро   принимается  на вооружение французского флота, о его второй идее забывают на целых двадцать лет.
        По мнению некоторых специалистов. это произошло потому, что французский морской министр адмирал Мако, проверив идею Пексана и убедившись в высокой эффективности брони, тщательно засекретил результаты исследований с тем, чтобы в случае войны с Англией внезапно забронировать французские корабли.

Next page
Back