Page 2

1    2

        Через два дня после этой операции, 25 августа, монитор "Смоленск" и канонерка "Верный" сорвали попытку немцев организовать переправу в Сухолучье, в 10- 12 км ниже Окунинова: прежде чем подоспела вражеская авиация, советские корабли уничтожили  артиллерийским огнем значительную часть переправочного парка. И хотя самолетам люфтваффе удалось потопить канонерку "Верный", задача была выполнена: от наведения переправы в Сухолучье противнику пришлось отказаться.
        К 30 августа немцы заняли оба берега Днепра южнее устья Припяти на протяжении 60 км. Семь кораблей Березинского и Припятского отрядов решили с боем прорываться вниз по течению. Три из них погибли, а четыре - мониторы "Левачев" и "Флягин", канонерка "Кремль" и госпитальное судно "Каманин" - прибыли в Киев. Остальные остались в зоне переправ и до конца поддерживали отход арьергардных частей. В числе этих кораблей был и героический "Смоленск".  11 сентября 1941 года, переправив на левый берег Десны последние части Красной Армии, экипаж "Смоленска" взорвал свой корабль и отошел на восток вместе с сухопутными войсками. Так погиб один из четырех так называемых "гданьских мониторов", вступивших в строй польского флота в 1920 году.
        Мысль о необходимости постройки современных речных мониторов для польских ВМС зародилась в Департаменте морских дел в 1919 году. Осенью того же года Техническая секция департамента разработала эскизный проект речного монитора типа А: при водоизмещении 60 т они должны были вооружаться двумя 120-мм орудиями и четырьмя пулеметами либо четырьмя 75-мм орудиями и четырьмя пулеметами. После этого появился долгосрочный план, согласно которому польские речные флотилии  на протяжении 1920- 1929 годов должны были получить 4 больших и 20 малых мониторов. Несмотря на то что план не был утвержден, с рядом иностранных верфей провели переговоры  о возможности постройки восьми малых мониторов типа А.
        Тем временем Техническая секция разработала проект более крупного монитора типа В, и в начале 1920 года гданьскне верфи получили заказ на постройку четырех таких кораблей. При водоизмещении 110 т они должны были вооружаться   двумя 88-мм   орудиями и пятью пулеметами. Первым вступил в строй монитор "Варшава" (56), за  ним   последовали "Городище", "Пинск" и "Мозырь". Испытания показали, однако, что подрядчики не только нарушили сроки, но и не выполнили ряда требований проекта. Так, вместо 88-мм орудий они установили 105-мм, вместо 12 - 14-мм брони - 10 - 11-мм. Вес установленного оборудования на 1,5 - 2т превысил проектный, в результате чего осадка увеличилась на 6 - 9 см, а скорость снизилась с 10 узлов до 9.
Речной  монитор  "ВАРШАВА", Польша, 1920 г.
Строился в Гданьске, вступил в строй 13 августа 1920 года. Водоизмещение - 110 т, мощность трех моторов - 180 л. с., три винта, скорость - 9 узлов. Длина наибольшая - 34,5 м, ширина - 5,05, осадка - 0,84 м.
Бронирование - 10- 11 мм.
Вооружение: два 88-мм орудия и пять пулеметов. Всего построено четыре единицы: "Варшава", "Городище", "Пинск" и "Мозырь".
        Сначала гданьские мониторы образовали 1-й дивизион Вислянской флотилии, но после того, как панская Польша захватила Западную Украину и Белоруссию, "Варшава" и "Мозырь" дошли до Пинска и были включены в состав польской Пинской флотилии. В 1926 году в нее же перевели из расформированной Вислянской остальные мониторы - "Пинск" и "Городище". В 1923 году "Мозырь" получил новое название "Торунь".
        Вскоре корабли прошли первую модернизацию - два 105-мм орудия заменили двумя 75-мм пушками и одной 100-мм гаубицей. В 1930 году вместо пулеметных башен на левом борту появилась пулеметная установка, способная стрелять по самолетам. Большая осадка мониторов ограничивала запас боеприпасов  и топлива, поэтому в 1936-1938 годах их снабдили бортовыми наделками, которые уменьшили осадку с 80 см до 60-64 см и снизили скорость до 6 узлов. Монитор "Торунь" в 1934-1936 годах получил новую артиллерию и башни и вместо двух 75-мм пушек и одной 100-мм гаубицы стал нести три 75-мм орудия в двухорудийной и одноорудийной башнях. Прежнюю боевую рубку заменили броневым казематом, на крыше которого установили дальномер, две пулеметные башни и прожектор. Броню заменили новой, хромоникелевой, толщиной 8 мм, а вместо трех моторов по 60 л. с. установили два мощностью по 100 л. с. каждый. Число винтов также уменьшилось с трех до двух. Позднее такую же модернизацию прошли и остальные три гданьских монитора.
        18 сентября 1939 года после нападения фашистской Германии на Польшу экипажи гданьских мониторов затопили свои корабли на реке Припяти и ушли сражаться в сухопутных частях. Вместе с ними были затоплены и легкие мониторы, основой для которых послужили разработки 1919 года. (Первый в этой серии монитор "Краков" вступил в строй в 1925 году; при водоизмещении 70 т он был вооружен одной 105-мм гаубицей, двумя 76-мм зенитками и тремя пулеметами.)
Речной монитор "КРАКОВ", Польша,1925 г.
Водоизмещение - 70 т, суммарная мощность   моторов - 140 л. с., скорость - 9 узлов. Длина наибольшая - 35 м, ширина - 6,1, осадка - 0,4 м.
Вооружение: одна 105-мм гаубица, два 76-мм зенитных орудия, три пулемета. Всего построено восемь единиц. Три из них впоследствии входили в состав советской Пинской флотилии под названиями "Винница", "Житомир" и "Бобруйск".
        После воссоединения Западной Украины и Белоруссии с СССР советские специалисты подняли и отремонтировали часть затопленных на Припяти польских мониторов. В частности, "Пинск" и "Торунь" получили новое вооружение: две 122-мм гаубицы и два 45-мм орудия, и стали называться "Витебском" и "Смоленском". Три легких монитора переименовали в "Винницу", "Житомир" и "Бобруйск".
        Вместе с речными мониторами советской постройки эти корабли активно содействовали советским сухопутным войскам, принявшим на себя первые удары фашистских полчищ. Они оказывали артиллерийскую поддержку  частям, оборонявшим предмостные  позиции:
прикрывали свои и уничтожали вражеские переправы; поддерживали приречные фланги советских войск при обороне и контратаках. Нередко им приходилось действовать на реках, один берег которых был занят противником, а иногда случалось; прорываться через участки рек, оба берега которых на большом протяжении находились в руках фашистов.
        Первым из мониторов польской постройки погибла "Винница": она была взорвана своим экипажем 16 июля 1941 года. Спустя два месяца экипаж "Витебска" тоже взорвал свой корабль, который вместе с "Левачевым", "Ростовцевым" и "Флягиным", прикрывая отход 37-й армии, не допустил преждевременного форсирования Днепра фашистскими войсками.
        Адмирал флота И. Исаков в своем широко известном труде "Военно-Морской Флот СССР в Отечественной войне", вышедшем в 1944 году, так писал о героических действиях экипажей речных флотилий в первые месяцы войны: "В течение почти полугода выбирались из окружения и возвращались одиночным порядком или группами офицеры и команды Днепровской и Дунайской флотилий из числа тех, что уходили последними, взорвав корабли и минировав фарватеры в тылу противника. Все они, как один, высказывали стереотипную просьбу - послать их опять в бой и по возможности вместе. Часть моряков ушла к партизанам. Связанные пережитыми тяжелыми испытаниями, видевшие своими глазами, какие злодеяния творит озверевший враг в оккупированных районах, сохранившие горькую память о затоплении родных кораблей, все они горели священной ненавистью к врагу и в дальнейшем показали себя неистовыми мстителями и наиболее отважными бойцами в составе других флотилий, особенно при высадке десантов. Они верили, что "будет и на нашей улице праздник", и знали, что придет день, когда, вернувшись в родные места на Днепре и Дунае, они будут громить врага и рассчитываться с насильниками и убийцами. Днепровцы уже дождались этого часа... Недалеко время, когда и моряки Дунайской флотилии выйдут снова к юго-западным границам нашей Родины..."
        И действительно, время это наступило в августе сорок четвертого!
МОРЕХОДНЫЙ МОНИТОР "ХАСАН", СССР, 1942 г.
Самые сильные в мире речные боевые корабли, способные выдерживать волнение до 7 баллов. Три корабля этого типа - "Сибирцев", "Серышев" и "Лазо" - заложены 18 апреля 1936 года. Впоследствии переименованы в "Хасан", "Перекоп" и "Сиваш". "Хасан" спущен на воду в Хабаровске 30 августа 1940-го, в строй вступил 26 декабря 1942 года.
Водоизмещение - 2400 т, мощность четырех дизелей - 3600 л. с., скорость хода - 15,1 узла.
Бронирование: пояс - 75 мм, палуба - 40 мм. Длина наибольшая - 88,3 м, ширина - 11,1 м, осадка - 2,8 м.
Вооружение: шесть 130-мм орудий, четыре 76-мм орудия и шесть 45-мм орудия. В боевых действиях не участвовали, после 1945 года использовались в качестве опытовых и учебных кораблей.

Prev. page
Back