Page 1

1    2

ИЗ КАНОНЕРОК - В ШЛЮПЫ

        Германскую эскадру минных заградителей под прикрытием легких и линейных.  крейсеров,  приближавшуюся  к английскому побережью близ Ярмута. обнаружила утром 3 ноября 1914 года старая канонерка "Хэлсион". Подняв по радио тревогу, "Хэлсион"  скрылась в дымовой завесе,  поставленной английскими эсминцами. Таким образом, внезапность немецкой акции была сорвана, и, хотя на поставленных минах погибла одна субмарина, потери могли бы стать гораздо большими, не окажись на пути германской эскадры старой канонерки, занимавшейся тралением...
        Из огромного флота английских колониальных канонерок викторианской эпохи к началу первой мировой войны в строю осталось всего 12 кораблей. На станциях Дальнего Востока несли службу "Ринальдо", "Розарио", "Шируотер" и "Вестал" постройки 1898-1900 годов;
"Кадмус", "Слайо", "Эшпигль" и "Один" (1900-1909 гг.);  "Брамбл",  "Бритомарт", "Дварф" и "Тистл" (1898- 1899 гг.). В английских же водах находились пятнадцать старых так называемых торпедных канонерских лодок:
"Госсамер",   "Сигал",   "Скипджек", "Спанкер", "Спидуэлл", "Цирцея", "Геба", "Язон", "Леда", "Нигер", "Драйд", "Хэлсион", "Харриер", "Хазард" и "Гусар".
        Построенные в 1892-1894 годах, они первоначально   предназначались   для борьбы с быстроходными  вражескими миноносцами в прибрежных водах Великобритании. Для этого, кроме артиллерийских орудий, на них устанавливались и торпедные аппараты. Но к началу войны эти  корабли - предшественники эсминцев - устарели и были перечислены в класс шлюпов. В парусном флоте так называли   трехмачтовые корабли, меньшие, чем корветы, но большие, чем бриги, служившие для транспортных и экспедиционных нужд.   Это название снова возродилось в английском флоте в годы первой мировой войны: им стали обозначать класс кораблей среднего водоизмещения для выполнения широкого круга вспомогательных задач в прибрежных водах - конвоирования, дозора, борьбы с легкими силами противника, минных постановок, траления.
        Последняя задача стояла  настолько остро,   что в первые же дни войны английский флот срочно реквизировал гражданские суда прибрежного плавания, приспособив их для траления. Но все это оказалось каплей в море, и уже в декабре 1914 года было принято решение о неотложной  постройке кораблей, вооружение которых оставалось бы таким же, как у канонерок, а корпус и машины как у гражданских судов. Так появился шлюп типа "Флауэр", один из самых удачных и практичных кораблей английского флота Времен первой мировой войны.   Имея хорошо обтекаемый, но простой в постройке корпус,  хорошо освоенные в гражданском  судостроении, огнетрубные котлы и паровые машины мощностью 2400 л. с., они были вооружены двумя 102-мм или 120-мм орудиями.
Шлюп "ФЛАУЭР", Англия, 1915 г.
Водоизмещение 1250 т, мощность паровой машины тройного расширения 2400 л. с„ скорость хода 17 узлов. Длина наибольшая 82 м, ширина 10,2 м, среднее углубление 3,35 м.
Вооружение: два 102-120-мм орудия и две 47-мм пушки. Всего было построено более 100 единиц. во время второй мировой войны были перечислены в корветы. Несколько единиц переданы норвежскому флоту.
        Всего за годы войны английский флот получил около ста таких шлюпов, которые оказались хорошими мореходными кораблями и широко использовались не только для траления, но и для конвоирования, дозоров, борьбы с подводными лодками.   По окончании военных действий их с успехом использовали в качестве транспортных судов. Несколько шлюпов типа "Флауэр" подорвалось на минах, но,  несмотря на тяжелые повреждения, они остались на плаву, были отремонтированы и снова вернулись в строй.  Восемь таких шлюпов с более сильным артиллерийским  вооружением построили в ходе войны по заказу французского правительства.
        Боевые качества кораблей нового класса в полной мере оценили английские моряки, и в промежутке  между войнами флот продолжал пополняться шлюпами новых типов. В 1929 году в строй флота вступили "Бриджуотер" и "Сэндвич" (1045 т, мощность двух турбозубчатых агрегатов 2000 л. с., скорость хода 16,5 узла, вооружение: две 102-мм и две 47-мм пушки, 8 пулеметов и тральное вооружение). Спустя два года флот пополняется четырьмя подобными шлюпами типа "Шорхем" - "Шорхем", "Рочестер", "Фовей" и "Бидефорд", четырьмя типа  "Фолкстон" - "Фолкстон", "Гастингс", "Пензанс" и "Скарборо", четырьмя типа "Данди" - "Данди", "Фалмут", "Милфорд" и "Бестон".
Шлюп "ШОРХЕМ", Англия, 1930 г.
Спущен на воду в 1930 году в Чатэмском адмиралтействе в Англии. Водоизмещение 1105 т, мощность двух турбозубчатых агрегатов 2000 л. с., спорость хода  16,5  узла. Длина  наибольшая 81,5 м. ширина 10,4. среднее углубление 2,75 м.
Вооружение: две 102-мм зенитки, две 47-мм пушки, восемь пулеметов, тральное вооружение. Всего построено 4 единицы.
        В начале 30-х годов класс шлюпов разделяется на два подкласса - корабли для прибрежных действий и эскортные для конвоирования в открытом море. Представителями первого подкласса в английском флоте стали шлюпы типа "Кингфишер", второго - типа "Гримсби". В отличие от предшественников на них отсутствовало тральное вооружение. Шлюпы типа "Кингфишер" - "Кингфишер" , "Киттиуэйк", "Маллард", "Паффин", "Шелдрейк" и "Виджн" — сходили на воду на протяжении 1935 -1938 годов. При водоизмещении 510 т. они развивали скорость хода до 20 узлов и вооружались одним 102-мм орудием, восемью пулеметами и глубинными бомбами. Мореходные шлюпы типа "Гримсби" - "Гримсби" , "Дептфорд", "Лейт", "Лондондерри", "Ловестофт" и "Беллингтон", спущенные на воду в 1933-1935 годах, были крупнее (водоизмещение 990 т) и имели более сильную артиллерию: два 120-мм орудия, 76-мм зенитку, две-четыре 47-мм пушки, десять пулеметов. При необходимости некоторые из них могли нести мины. Завершили эту серию шлюпы "Эбердин" и "Флитвуд", спущенные в 1936 году, отличавшиеся от предыдущих артиллерийским вооружением: четыре спаренных 102-мм зенитки, две 47-мм пушки, четыре зенитных пулемета и пять обычных пулеметов.
Корвет "КИНГФИШЕР",  Англия. 1935 г.
Спущен на воду в 1935 году в Глазго. Водоизмещение 510 т, мощность двух турбозубчатых агрегатов 3600 л. с., скорость хода 20 узлов. Длина наибольшая 74 м, ширина 8,2. среднее углубление 1,83 м.
Вооружение: одна 102-мм зенитка, восемь пулеметов, два бомбомета, глубинные бомбы. Всего построено 9 единиц различных модификаций.
Шлюп "ГРИМСБИ", Англия, 1933г.
Спущен на воду в 1939 году в Девонпортском адмиралтействе.
Водоизмещение 990 т. мощность двух турбозубчатых агрегатов 2000 л. с.. скорость хода 16,5 узла. Длина наибольшая 81.5м, ширина 10,4, среднее углубление 2,2 м.
Вооружение: два 120-мм орудия, одна 76-мм зенитка,  четыре 47-мм пушки, десять пулеметов, мины. Всего построено 6 единиц.
        В 1934-1937 годах на воду спустили еще три шлюпа - "Биттерн", "Энчантресс" и "Сторк", близкие по конструкции с "Гримсби", но несколько большего водоизмещения (1090-1190 т) и с более мощной силовой установкой (3300 л. с.), позволившей увеличить скорость хода до 18,7 узла. Завершили линию развития английских шлюпов корабли, которые начали сходить на воду в 1938 году, - "Окленд", "Эгрет" и "Пеликан". При водоизмещении 1200 т скорость их хода составляла 19,2 узла, а вооружение: восемь 102-мм зениток, четыре 47-мм пушки и четыре зенитных пулемета. Эти корабли послужили основой для следующей серии   шлюпов - "Блэк Суон" , "Эрне", "Фламинго" и "Ибис", заложенных накануне второй мировой войны. И наконец, уже в ходе боевых действий, в строй флота было введено 13 кораблей, полученных в результате усовершенствования проекта "Блэк Суона": "Вудкок", "Вимбрел", "Уайлд Гуз", "Рен", "Старлинг", "Физант", "Мэгпи", "Ларк", "Лэпвинг", "Кайт", "Сайнет", "Крейн" и "Шантеклер". Их водоизмещение составляло 1470-1490 т, скорость хода до 20 узлов, в вооружение входили: 102-мм зенитка, 40-мм автомат и пулеметы. Во время войны вступили в строй и три корабля - "Гуиллемот", "Пинтайл" и "Шируотер", - завершившие серию корветов типа "Кингфишер". Они были несколько больше предшественников по водоизмещению (580 т), развивали до 20 узлов и вооружались одним 102-мм  зенитным орудием, восемью зенитными пулеметами и глубинными бомбами.
Шлюп "БЛЭК СУОН", Англия 1939 г.
Спущен на воду в 1939 году на верфи Ярроу в Глазго. Водоизмещение 1300 т, мощность двух турбозубчатых  агрегатов 4300 л. с., скорость хода 19,2 узла. Длина наибольшая 91 м, ширина 11,4, среднее углубление 3,36 м.
Вооружение: шесть 102-мм зениток, четыре 40-мм зенитных автомата, четыре 20-мм зенитных автомата, восемь бомбометов, глубинные бомбы, мины. Всего вместе с модификациями построено 17 единиц.
        Шлюпы и корветы английского флота, созданные на базе прежних канонерских лодок, с первых дней войны стали широко использоваться для охраны конвоев, противовоздушной обороны, борьбы с подводными лодками, высадки небольших десантов, патрулирования, а также для постановки и траления минных заграждений. Потребность в таких универсальных кораблях была столь велика, что английское правительство обратилось к США с просьбой предоставить Великобритании ряд кораблей для прибрежных действий и конвоирования. И в 1941 году английский флот пополнился десятью американскими кораблями пограничной стражи, получившими новые названия:   "Банф", "Калвер", "Фишгард", "Горлестон", "Лэндгард", "Лулворт", "Сеннен", "Тотлэнд", "Уолни" и "Хартлэнд". Водоизмещение каждого - 1980 т, скорость - до 16 узлов, вооружение — две 127-мм, три 76-мм и две 57-мм пушки. Таким образом, в строю английского флота на протяжении войны находилось около 175 шлюпов и корветов. И на них, особенно в начале войны. выпала немалая боевая нагрузка...

Next page
Back