Page 1

1    2

КАНОНЕРКИ В "МОСКИТНОМ" ФЛОТЕ

        В ночь с 18 на 19 августа 1942 года из трех портов южной Англии вышли тринадцать отрядов. Пройдя вслед за тральщиками зону минных заграждений, они вышли в Ла-Манш, соединились здесь с группой эскорта, перестроились в походный ордер, и вся группа из 237 кораблей различных классов в полной темноте двинулась на юго-восток к Дьеппу - порту на оккупированной гитлеровцами территории Франции. В три часа ночи армада остановилась в десяти килях от французского берега. С десантных кораблей спустили десантные баржи со штурмовыми группами. Корабли перестроились н устремились к намеченным пунктам высадки. Таких пунктов было пять: главный десант высаживался прямо на морской мол Дьеппа, и еще по два десанта должны были высадиться восточное и западнее города.
        Поначалу казалось, что все складывается как нельзя лучше. Штурмовые группы приближались к берегу, а противник все еще пребывал в неведении о том, что происходит. Но в 3 часа 47 минут в семи милях от берега произошло непредвиденное: группа английских кораблей, направлявшихся к восточному внешнему флангу высадки, напоролась на вооруженные фашистские траулеры, которые внезапно  открыли ураганный артиллерийский огонь. Командир канонерской лодки SGB-7, руководивший всей группой, решил проложить путь к берегу, невзирая ни на что. По нему вели огонь не менее пяти вражеских кораблей, добившихся нескольких прямых попаданий на протяжении каких-нибудь десяти минут. Все орудия и радиоаппаратура на английском корабле были уничтожены. В 4 часа 07 минут канонерка отвернула с курса н потеряла ход. Ее экипаж был спасен только потому, что один из кораблей прикрытия принял на себя всю тяжесть боя и даже потопил один немецкий траулер. Но было уже поздно. Из 23 десантно-высадочных средств до берега смогли дойти только 7, да и они высаживали штурмовые группы под жесточайшим артиллерийским обстрелом...
        Весь рейд на Дьепп закончился полным разгромом английских сил. Из шести тысяч десантников погибли и попали в плен 3600; флот потерял более 35 кораблей и 530 человек; ВВС - 106 самолетов и 190 человек. Все это явилось результатом из рук вон плохой подготовки, возможно даже преднамеренно плохой! "Создается впечатление. - писал об этой операции советский адмирал А. Чабаненко, - что политическая цель рейда, провал которого был очевиден еще до выхода сил, состояла в том, чтобы показать сторонникам открытия второго фронта, что пока это невозможно". Так или иначе первой жертвой этого запланированного провала стала SGB-7 - представительница одной из самых необычных серий английских канонерских лодок...
        Прослеживая эволюцию канонерок со времен парусного флота до начала второй мировой войны. нетрудно убедиться, что она зависела от изменения целей, против которых должны были действовать канонерские лодки. Так, первоначально канонерки предназначались для поражения неукрытой живой силы противника на берегу. Затем появилась идея использовать канонерки, вооруженные одним тяжелым орудием, для борьбы с вражескими крупными кораблями вблизи своих берегов. Появление быстроходных миноносок привело к появлению так называемых торпедных канонерских лодок. Действуя в системе береговой обороны, они должны были противопоставлять вражеским миноносцам скорострельную артиллерию, а крупным кораблям - торпеды. Для первой мировой войны характерным оказалось активное применение морских мин и подводных лодок. Ответом на них в английском флоте стали шлюпы - те же канонерские лодки, только приспособленные для траления мин и борьбы с подводными лодками. Следующий сюрприз преподнесла англичанам вторая мировая война...
        В 1940 году после того, как фашистская армия оккупировала северную Францию, англичане столкнулись в своих водах с новым, доселе невиданным противником - немецкими катерами, нападавшими на конвои и ставившими мины в прибрежной зоне. Против них были бессильны и самолеты, и торпедные катера, н шлюпы, и корветы. Здесь требовались корабли, не уступающие немецким катерам в скорости, но оснащенные более мощным артиллерийским и стрелковым вооружением.
        Нужда в кораблях нового класса потребовала принятия экстренных мер. Английским флот поспешил реквизировать несколько торпедных катеров, строившихся на английских верфях по заказам Франции и Швеции, и началось их переоборудование в артиллерийские катера - по английской классификации MGB - "Мотор ган бот". Специального вооружения для них пока еще не было, поэтому его собирали, как говорят, "с бору по сосенке". Испытания показали, что корпуса оказались все же слабоватыми для устанавливаемого вооружения и боезапаса: на высоких скоростях случались поломки корпуса, бензиновые моторы нередко выходили из строя. Поэтому было принято решение переработать их проекты с учетом нового вооружения.  Модернизированные катера, получившие название "71,5-футовые MGB" (69), имели усиленный корпус и вооружались одной 40-мм и двумя 20-мм автоматическими пушками. Три паккардовских карбюраторных двигателя суммарной мощностью 3600 л. с. сообщали катеру скорость до 40 узлов.
Артиллерийский натер "71, 5-футовый SGB", Англия. 1942 г.
Строились фирмой "Бритиш Пауэр Бот Компани" в 1942-1943 годах. Водоизмещение 47 т, максимальная мощность трех карбюраторных двигателей "паккард" 4050 л. с„ максимальная скорость хода 40 узлов. Длина наибольшая 22,5, ширина 6,3, среднее углубление 1,5 м.
Вооружение: одно 37-мм орудие, два 20-мм автомата, четыре 7,6-мм пулемета. Всего построено 7 единиц.
        Тем не менее даже они сильно уступали вражеским. Немецкие катера типа "Е" были крупнее английских по размерам и мощнее по вооружению. На них устанавливались дизели, существенно уменьшавшие пожаро- и взрывоопасность по сравнению с карбюраторными моторами. Большим недостатком английских катеров являлся также сильнейший шум двигателей. Поэтому Адмиралтейство начало разрабатывать задание на скоростные канонерские лодки с паротурбинной установкой - так называемые SGB - "Стим ган бот".
        Заказ на проектирование был выдан в октябре 1940 года, а в ноябре 1941-го первая канонерка   такого   типа - SGB-5 - вышла на испытания. Водоизмещение ее составляло всего 165 т. а два турбозубчатых агрегата суммарной мощностью 8 тыс. л. с. сообщали скорость 35 узлов. В вооружение входили два 40-мм орудия, две спаренные 12,7-мм пулеметные установки и две торпедные трубы.
        Первые же испытания показали, что паропроизводительность котла не позволяет набирать турбине полную мощность и что сильно кавитируют гребные винты. Высоким оказался и расход топлива. После устранения явных недостатков и неполадок паровые канонерки вступили в строй и сразу же включились в активную прибрежную войну. Боевой опыт показал, что они весьма уязвимы для пулеметного огня. В стычках с катерами и вооруженными траулерами противника одной пулевой пробоины в паропроводах, котлах, насосах и другом оборудовании было достаточно. чтобы лишить канонерку хода в самый ответственный момент боя. Именно так погибла и SGB-7 во время рейда на Дьепп. Это побудило англичан произвести срочное переоборудование паровых канонерок. Их машинные н котельные отделения защитили 19-мм броней. Полностью заменили артиллерийское вооружение, оно теперь состояло  из двух 57-мм автоматических пушек, одного 76-мм орудия, двух спаренных 20-мм установок и двух торпедных труб. Все корабли оснастили радио- и гидролокационным оборудованием. В результате водоизмещение возросло до 260 т. но эти канонерки оказались грозной силой. По свидетельству командиров немецких катеров, их самым опасным противником в прибрежной войне были именно паровые канонерки и эсминцы.
        Первоначально планировалась постройка примерно шестидесяти таких кораблей, но события сложились так. что от этого намерения пришлось отказаться, и построено было всего семь - В 1944 году у оставшихся шести канонерок номерные обозначения были заменены именными: SGB-3 стала называться "Грей Сил". SGB-4 - "Грей Фокс", SGB-5 - "Грей Оул", SGB-6 - "Грей Шарк", SGB-8 -  "Грей Вулф", SGB-9 - "Грей Гуз".
Канонерская лодка "Грей Гуз", Англия, 1942 г.
Строились разными фирмами в 1941 - 1942 годах. Водоизмещение 165 т, суммарная мощность двух турбозубчатых агрегатов 8 тыс. л. с., скорость хода 35 узлов. Длина наибольшая 42 м, ширина 6,1. среднее углубление 1,68 м.
Вооружение: два 40-мм автомата, четыре 12,7-мм пулемета, дна - торпедных аппарата.
В 1943 году модернизированы. Машинно-котельные отделения защищены 19-ми броней. Вооружение: одно 76-мм орудие, два - 57-мм орудия, шесть - 20-мм автоматов, два - торпедных аппарата. Водоизмещение 260 т, скорость хода 30 узлов. Всего построено 7 единиц.

Next page
Back