Page 1

1    2

ТРИУМФ БРОНИ НАД СНАРЯДОМ

        В полдень 8 марта 1862 года вышедший утром из Норфолка броненосец южан "Мерримак" достиг мыса Сьювелс Пойнт в южной части Гемптонского рейда — обширного водного пространства на восточном   побережье США. Вместе с сопровождающими его канонерками он повернул здесь на запад и начал обходить отмель Мидл Граунд с юга, направляясь к кораблям северян, блокировавшим рейд.
        Первыми открыли огонь северяне- сначала  канонерка "Зуав", потом парусный шлюп "Кумберленд", 50-пушечный корабль "Конгресс" и береговые батареи. Целый час "Мерримак", осыпаемый градом ядер, которые отскакивали от него, как горох от стенки, шел вперед, не отвечая на выстрелы. Лишь в два часа пополудни открылась амбразура его носового орудия, и из нее выдвинулся ствол 179-мм нарезной пушки. Грянул выстрел - и поворотное орудие "Кумберленда" вместе с расчетом было буквально сметено с палубы корабля...
        После этого, обменявшись залпами с отчаянно палившим по нему "Конгрессом", "Мерримак" устремился на "Кумберленд" и со всего хода ударил его в борт тараном. Когда, дав задний ход, "Мерримак" отошел от корабля северян, в борту шлюпа открылась огромная пробоина, и он стал быстро погружаться в воду.
        В предвидении  такой же участи "Конгресс", уже испытавший опустошительный залп "Мерримака", поспешно поставил несколько парусов и выбросился на отмель. Но северяне напрасно опасались тарана; чугунный бивень корабля южан отломился при ударе о корпус "Кумберленда" - в результате в носовой части броненосца открылась течь. Поэтому капитану II ранга Бьюкенену - командиру "Мерримака" - не оставалось ничего другого, как действовать артиллерией: став в 150 м от "Конгресса",  южане  начали расстреливать его залпами из бортовых орудий.
        Спустя час беспомощный, охваченный пламенем корабль северян спустил флаг. Предоставив огню довершить уничтожение "Конгресса", "Мерримак" направился было к застрявшему на мели паровому фрегату "Миннесота", с которым уже завязали перестрелку канонерки южан. Тем временем надвигались сумерки, и Бьюкенен решил не рисковать ценным для южан кораблем: отойдя к мысу Сьювелс Пойнт, "Мерримак" стал на якорь, с тем чтобы на следующее утро добить оставшиеся корабли северян и таким образом снять блокаду. Как раз в эти минуты на Гемптонский рейд, освещаемый сполохами пламени догорающего "Конгресса", вошло неказистое, низко сидящее в воде суденышко с круглой башней - броненосец северян "Монитор".
"МОНИТОР", США, 1862 г.
Первый в истории корабль нового типа. давший название всему классу этих кораблей. Разработан  инженером Дж. Эриксоном  Водоизмещение 987 т. мощность двух паровых машин 320 л. с., скорость хода 6-7 узлов. Длина 52.5м. ширина 12.7 м., среднее углубление 3.05 м. высота борта 46 см. Бронирование: бортовой пояс 5 слоев железа толщиной по 25.4 им. башня 8 слоев железа толщиной по 23,4 им.
Вооружение: 2 279-мм гладкоствольных дульнозарядных орудия Дальгрена. Погиб во время шторма у мыса Гаттерас 31 декабря 1862 года.
        ...Переоборудование парового фрегата "Мерримак" в броненосец, затеянное южанами после захвата Норфолка 20 апреля 1861 года, не ускользнуло от внимания северян. 3 августа того же года в конгрессе решался вопрос о выделении 1,5 млн. долларов на создание "одного или нескольких броненосцев и плавучих батарей". 7 августа морской  департамент обнародовал тактико-техническое задание и назначил весьма сжатый срок представления чертежей  и  расчетов - 1 сентября 1881 года. Комиссия, состоявшая из трех морских офицеров, выбрала из 16 поступивших на конкурс предложений три проекта. Первые два - броненосный корвет "Галена" и броненосный фрегат "Нью Айронсайдс" - представляли собой вполне заурядные корабли с бортовой артиллерией и мало отличались от строившихся в Европе. Что же касается третьего проекта, то его судьба заслуживает более подробного освещения.
        В 1854 году во время Крымской войны к Наполеону III обратился Джон Эриксон, американский  изобретатель шведского происхождения, и предложил французскому императору построить для штурма русских береговых укреплений необычный корабль. Парусов у него не предполагалось вообще. Корпус, обшитый железными листами, находился почти целиком под водой, так что борт возвышался над водной поверхностью всего на 40-50 см. Благодаря этому гребной винт, котлы и машины оказывались ниже ватерлинии и были защищены от вражеских ядер слоем воды. Над совершенно гладкой палубой возвышалась лишь вращающаяся бронированная башня с тяжелыми орудиями, дымовая труба и небольшая боевая рубка.
        Увы, как показали события, Наполеона III ничему не научил опыт его предшественника Наполеона I, который некогда прогнал другого американца - Р. Фултона, предлагавшего ему свой проект вооруженного парохода. Французский император предпочел проект бортовой броненосной батареи, и Эриксону пришлось убрать свой проект на полку.
        В сентябре 1861 года американский судостроитель Бушнел, получивший заказ на постройку "Галены", разговорился о броненосных батареях с Эриксоном, который, дабы нагляднее пояснить коллеге свою позицию, разыскал давние чертежи. Пораженный Бушнел буквально выпросил их, с тем чтобы показать секретарю флота. Тот немедленно передал их на рассмотрение комиссии, и вокруг проекта разгорелись горячие споры.
        Поначалу склонялись к тому, чтобы отвергнуть чересчур смелую и необычную эриксоновскую идею. Но, вспомнив о "Мерримаке", спешно переоборудовавшемся в Норфолке, руководители морского департамента решились на риск: ведь ни один другой проект даже в принципе не сулил возможности сконцентрировать такую броневую защиту и артиллерийскую мощь, которые можно было бы противопоставить броненосцу южан. Сыграла свою роль и высокая инженерная репутация Эриксона, а также его обещание построить корабль за сто дней
        В конце концов Эриксону предложили строить корабль за свой счет, обязываясь выплатить всю контрактную стоимость - 275 тысяч долларов, в шесть приемов по мере окончания определенных этапов работ. Последний платеж предполагался после победы корабля Эриксона над "Мерримаком" и подтверждения в бою заявленных изобретателем достоинств. Эриксон принял это условие и взялся за работу, в ходе которой не раз получил возможность убедиться, сколь спасительным для него оказалось решение строить "Монитор" - так он назвал свое детище - на собственные деньги.
        Монтаж корабля шел вполне успешно, однако хор скептиков и недоброжелателей не только не умолкал, но и усиливался. Чины флота, газеты, политические и общественные деятели находили все новые и новые недостатки. Одни утверждали: вражеские ядра вызовут такие сотрясения башни, что артиллеристы не смогут в, ней находиться. Другие опасались, что моряки не вынесут жизни в помещениях, находящихся ниже ватерлинии, и требовали соорудить на палубе временную жилую надстройку.  Третьи  предрекали, что "Монитор"  вообще не сможет держаться на воде, а если сможет, то будет качаться так, что стрельба окажется невозможной. Все это побудило морской департамент требовать внесения изменений в конструкцию строящегося корабля. Видя в этом угрозу затяжки срока сдачи корабля, Эриксон заявил департаменту: “Монитор” принадлежит мне, а я отказываюсь вносить какие-либо изменения». Эта твердость, проявленная изобретателем, как показало время, оказалась спасительной для северян.
        В самом деле, контракт на постройку был заключен 4 октября 186) года. 30 января 1862 года "Монитор" спустили на воду, 19 февраля в его башню установили два 279-мм гладкоствольных дульнозарядных орудия Дальрена, а открытую сверху башню защитили решеткой из железнодорожных рельсов. И только 25 февраля на корабль, все еще так и не принятый морским департаментом, прибыл его первый командир - лейтенант Джон Уорден. Таким образом, пустые придирки, необдуманные  требования и, главное, задержки платежей привели к тому, что броненосец был готов с 44-дневным опозданием. Еще девять дней ушло на окончательные приготовления, и 6 марта "Монитор" вышел в свой первый поход.

Next page
Back