Page 1

1    2

БРОНЕНОСЦЫ ДЛЯ МИССИСИПИ

        Стрелка компаса внезапно повернулась на 180°. Небольшой катер, шедший 12 ноября 1956 года неподалеку от Виксберга по Язу - притоку Миссисипи, немедленно остановился. Отдали якорь, после чего историк Э. Бирсс, специализировавшийся на изучении событий гражданской войны в США, и двое его друзей принялись зондировать толщу донного ила длинным металлическим прутом.  Искать  пришлось  недолго. Вскоре щуп уперся в находившийся под водой металл...
        Спустя год  два нанятых  Бирссом водолаза обследовали дно Язу в указанном месте и обнаружили корабль. Поднятые ими на поверхность вещи - шпаги, мыльница, таз для умывания, зеркало, банка ваксы, пузырьки из-под лекарств, складной стул, ванна, а также наковальня, молоты, стамеска и резец - не оставляли сомнений: исследователи обнаружили "Кейро" - один из девяти речных броненосцев, построенных почти сто лет назад...
        Весной 1861 года, когда разразилась война между Севером и Югом, река Миссисипи - от города Кейро в среднем течении до Нового Орлеана в устье - оказалась в руках мятежников. Прекрасно понимая значение этой водной артерии, проходившей по плодороднейшим штатам и открывавшей прямой путь в сердце Северо-Американского континента, южане спешили укрепить оборону Миссисипи, лихорадочно сооружая и усиливая форты на ее берегах. Так, реки Теннесси и Кумберленд были заперты фортами Генри и Донельсон, на самой Миссисипи сильные батареи были установлены на Острове № 10 близ Нью-Мадрида, на форте Пиллоу у Мемфиса, а Виксберг превратился а настоящий   "Гибралтар   Миссисипи". Далее следовали укрепления Порт-Гудзона и Батон Ружа. Что касается Нового Орлеана, то к нему доступ с Мексиканского зализа был закрыт сильнейшими фортами Филлип и Джексон.
        Все эти укрепления делали невозможной доставку продовольствия и боеприпасов по рекам, а отсутствие надежного железнодорожного сообщения сковало действия сухопутных войск федерального правительства и придало устойчивость стратегическому положению южан. Даже овладение всем морским побережьем - и это руководители северных штатов прекрасно понимали - не укротило бы мятежа до тех пор, пока в руках Конфедерации оставался бассейн Миссисипи до реки Огайо. "Миссисипи - становой хребет мятежа, - твердил президент Линкольн. - Она - ключ всей проблемы".
        Вначале военное ведомство северян намеревалось заказать несколько обычных речных пароходов для снабжения наступающих войск по рекам. Первый же опыт показал, что для таких судов сосредоточенный артиллерийский огонь береговых батарей или даже обычных полевых орудий, как правило, оказывался роковым. Так, уже в самом начале войны со всей остротой стал вопрос о создании мелкосидящих речных канонерок, орудия которых могли бы соперничать с артиллерией фортов и речных броненосцев, способных противостоять ударам вражеских ядер...
        17 апреля 1861 года житель города Сент-Луиса Дж. Идс получил письмо из Вашингтона. "Не удивляйтесь, если вас вызовут вдруг телеграммой, - писал ему генерал-прокурор Вэтс. - Если это случится,  приезжайте немедленно... Здесь необходим человек, совершенно знающий наши западные реки и условия по ним пароходства, и я предложил в этом случае посоветоваться с вами". 29 апреля Идс, который действительно был одним из самых сведущих людей в деле речного судостроения и судоподъема, приехал в столицу с планом постройки канонерок,  броненосцев и береговых батарей на западных реках. А спустя неделю он и капитан Роджерс начали закупку пароходов и переоборудование их в канонерки.
        К 1 сентября 1861 года в Кейро уже стояли три готовые к бою колесные деревянные канонерки: "Коннестога", "Тайлер" и "Лексингтон". От ружейных пуль их котлы прикрыли угольными ящиками и толстыми дубовыми щитами. Одновременно велась лихорадочная работа над созданием речных броненосцев.
        7 августа Идс подписал контракт на их постройку. А всего через 65 дней после этого в Сент-Луисе сошел на воду первый в истории американского флота броненосный корабль. Им был не "Мерримак", как считают некоторые, а "Сент-Луис" , впоследствии переименованный в "Барон де Кальб". Вслед за "Сент-Луисом" 22 октября вступил в строй однотипный "Каронделе", потом пришла очередь "Цинциннати", "Луисвилла", "Маунт-Сити", "Кейро" и "Питтсбурга". Это были деревянные мелкосидящие корабли водоизмещением около 600 т. На палубе каждого высились казематы с 13 орудиями, защищенные железными полосами шириной 330 мм и толщиной 63 мм. Кроме этих семи кораблей, Идс переоборудовал в броненосцы два деревянных судна: "Бентон" (водоизмещение 1 тыс. т, длина 61,7 м и ширина 22 м) и "Эссекс", несколько меньших размеров.
СЕНТ-ЛУИС. ("БАРОН ДЕ КАЛЬБ"), США, 1861 г
Первый броненосец в истории американского   флота.   Разработан  судостроителем Дж. Идсом Водоизмещение 600 т, паровая машина приводила в действие гребное колесо, помещенное в канале в средней части корпуса, которое сообщало кораблю скорость около 7 узлов. Наибольшая длина 53,В и, ширина 15,6, среднее углубление  1,85 и. Бронирование: каземат из дубовых брусьев толщиной 605 мм и железные полосы толщиной от 51 до 76 мм.
Вооружение: 3 носовых орудия 229- или 254-мм, 7 таких же бортовых и 2 кормовых, меньшего калибра. Всего построено семь - "Сент-Луис" ("Барон де Кальб"),   "Каронделе", "Цинциннати", "Луисвилл", "Маунт-Сити", "Кейро" и "Питтсбург". Из них три погибли в сражениях: "Цинциннати" от артиллерийского огня, а "Кейро" и "Барон де Кальб" - от подводных мин.
        Огромное влияние на дальнейшее развитие американских речных броненосцев оказал сенсационный успех "Монитора" в бою на Гемптонском рейде. В апреле 1862 года, всего через месяц после этого знаменитого сражения, Идсу, который проектировал новые мелкосидящие речные корабли с броневыми казематами и с осадкой 1,7 м, было предложено воспользоваться опытом Эриксона. Идс спроектировал речной броненосец "Озарк", вооружение которого состояло из двух 279-мм орудий Дальгрена, установленных в эриксоновской башне с толщиной брони 152 мм, одной поворотной 254-мм пушки на палубе и трех 229-мм орудий в броневом каземате с толщиной железных стенок 63 мм.
        Чтобы среднее углубление этого корабля длиной 55 и шириной 17 м не превосходило 1,5 м, Идсу пришлось пуститься   на  небывалые   ухищрения: на "Озарке" было установлено шесть котлов и четыре паровые машины, приводившие в действие четыре винта. Их диаметр достигал 2,13 м, так что лопасти больше чем на 70 см выходили из воды. Заказ на этот необычный корабле был выдан 14 мая 1862 года, а пару дней спустя в Питтсбурге заложили еще два близких к нему по конструкции речных броненосца: "Мариотта" и "Сандуски".
        Трудности размещения силовой установки, связанные с требованием морского департамента уменьшить осадку до 1,35 м, побудили Идса спроектировать первый чисто речной монитор - корабль с кормовым гребным колесом диаметром 5,8 м и шириной 5,2 м, размещенным в броневом кожухе. Кроме того, он разработал оригинальную орудийную платформу, которая могла подниматься и опускаться внутри вращающейся броневой башни с помощью пара, впускаемого в вертикальный цилиндр. Однако морской департамент отверг этот вариант и обязал конструктора принять башни Эриксона.

Next page
Back