Page 1

1    2

БРОНЯ, БАШНИ И ТАРАНЫ

        30 мая 1862 года, всего через два с половиной месяца после знаменитого сражения на Гемптонском рейде (см. "М-К" № 10 за 1983 год), в России появился на свет любопытный документ. Это был "Приказ № 4", подписанный командующим  практической эскадрой канонерских винтовых лодок  Балтийского флота контр-адмиралом Г. И. Бутаковым. В числе прочих были в нем и такие слова: "Мерримак" ударил в бок не столько корвет, стоявший на якоре, сколько бюрократические морские администрации Северных Штатов и Англии, которые дремали под защитой деревянных стен своих кораблей и только в виде лакомства для балованных детей строили своим нациям несколько железных судов. Теперь вопрос о деревянных судах решен окончательно в самых тупых и непредусмотрительных головах... Итак - броня, башни и тараны!"
        Этот девиз  знаменитого участника Крымской войны и героя Севастопольской обороны базировался на крепком основании: к лету 1862 года усилиями дальновидных офицеров и инженеров русская промышленность уже была подготовлена к постройке броненосцев...
        После окончания Крымской  войны морское ведомство прекратило испытания бронированных батарейных плотов, сооружаемых на Балтике для усиления обороны Кронштадта (см. "М-К" № 8 за 1983 год), и приступило к систематическим испытаниям   броневых плит, поставляемых русскими заводами - Кронштадтским, Ижорским и заводом Берда. В 1856-1858 годах были опробованы кованые железные плиты толщиной до 130 мм, плиты из "уклада" - пакеты из четырех-пяти листов железа толщиной 10-15 мм, скрепленных болтами, а также 60-мм плиты, отлитые из стали по способу знаменитого металлурга И. Обухова. Образцы закреплялись на деревянных срубах и с дистанции 530   м обстреливались из 214-мм и 245-мм орудий.
        Еще до Гемптонского  сражения, 27 сентября 1861 года, сошел на воду первый русский броненосный корабль - канонерская   лодка "Опыт" (водоизмещение   270 т,  размерения 37,7x6,8x1,8 м), построенная в Петербурге из английского и русского железа. Все бронирование заключалось в бруствере из железных плит толщиной 114 мм на 305-мм тиковой подкладке, прикрывающем носовое 196-мм бомбическое орудие. В том же   году в Англии заказали броненосец "Первенец" - сравнительно крупный корабль водоизмещением 3280 т, вооруженный 24    бортовыми гладкоствольными 196-мм орудиями   (см. "М-К" № 9 за 1971 год).
        В следующем году в России произошли три важных для развития отечественного броненосного кораблестроения события. В Петербурге на Галерном островке на заводе Митчела заложили вторую броненосную батарею "Не тронь меня",  однотипную с  "Первенцем". Ее отличало лишь наличие на открытой палубе двух орудий для ведения продольной стрельбы. Толщину поясной брони по ватерлинии увеличили до 140 мм, пороховые погреба прикрыли броней от попадания навесных снарядов. В том же году в США были командированы капитан 1 ранга В. Лесовский и корабельный инженер капитан Н. Арцеулов, чтобы на месте оценить достоинства и недостатки эриксоновских  мониторов. И наконец, в конце года приняли решение обшить железной броней два новейших 58-пушечных фрегата "Севастополь" и "Петропавловск",  строившихся соответственно в Кронштадте и Петербурге. Броню толщиной 114 мм для них, правда, заказали в Англии, но к тому времени морское ведомство уже разработало первый проект технических условий на поставку брони русскими заводами и подготовило промышленность к ее производству.
        Опасность внезапного появления вражеских соединений у русских берегов в начале 60-х годов побудила командование всерьез заняться проблемой береговой и прибрежной обороны. С самого начала стало ясно, что создание непрерывной  линии укреплений вдоль всего берега немыслимо. Разумнее было сосредоточить усилия только на стратегически важных пунктах побережья - арсеналах, базах, портах, связав их своеобразной плавающей подвижной обороной из специально спроектированных кораблей.
        Предполагалось использовать  для этого суда с малой осадкой, позволяющей маневрировать в водах, изобилующих мелями и камнями. Их применение позволило бы сконцентрировать высокую огневую мощь около любой точки побережья,  которой стал бы угрожать противник. Большая скорость для таких кораблей не обязательна, ибо у них всегда остается возможность уйти на недоступное для неприятеля мелководье. Зато они должны были нести самое мощное артиллерийское вооружение и самую толстую броню. Для усиления обороны с моря Кронштадта и Петербурга как раз и предназначались броненосные батареи "Первенец" и "Не тронь меня", а также мониторы.
        В августе 1863 года недостроенный "Первенец" перевели из Англии в Кронштадт, и почти одновременно в списки Балтийского флота зачислили сразу 10 мониторов, построенных по чертежам  эриксоновского "Пассаика", привезенным из Америки Лесовским и Арцеуловым. Два из них - "Ураган" и "Тифон" - строились на казенной верфи "Новое Адмиралтейство", а остальные - по подряду на частных верфях: "Единорог" и "Стрелец" на Галерном островке, "Броненосец" и "Латник" на заводе Карра и Макферсона, "Лава" и "Перун" на заводе Полетики и Семянникова, и, наконец, "Колдун" и "Вещун" изготавливались по частям в Бельгии на заводе Кокериля и собирались в Петербурге на Гутуевском острове. Все эти мониторы первоначально были вооружены двумя 381-мм гладкоствольными орудиями, которые позднее заменили двумя 229-мм нарезными.
        Когда работы на всех мониторах близились к завершению, в Петербурге на заводе Полетики и Семянникова заложили третью   броненосную батарею - "Кремль". Поскольку было решено вооружить все три батареи нарезными 203-мм орудиями, пришлось отказаться от завала бортов, принятого на "Первенце" и "Не тронь меня", а также от таранных штевней и, кроме того, усилить бронирование и немного повысить скорость.
        Флоту потребовались и более скоростные и мореходные корабли для связи между сравнительно малоподвижными батареями и мониторами прибрежной обороны. Начало им в русском флоте положила двухбашенная броненосная лодка "Смерч", ставшая первым русским   монитором   европейского типа.
Двухбашенный монитор "СМЕРЧ", Россия, 1864 г.
Прототипом корабля послужил датский монитор "Рольф Краке". Заложен в Петербурге на Галерном островке в 1863 году, спущен на воду 11 июня 1864-го. вступил в строй в 1865 году. Водоизмещение - 1521 т. мощность двухвинтовой  паросиловой  установки - 700 л. с., скорость хода - 8,75 узла. Длина наибольшая - 57,5 м, ширина - 11,6, среднее углубление - 3.5 м. Бронирование: башни 114 мм, около амбразур 152, пояс 114, на оконечностях 102, палуба 25,4, боевая рубка 114 мм.
Вооружение:   2 229-мм орудия, 4 37-мм пушки, 4 4-фунтовые пушки. С 1892 года - броненосец береговой обороны. С 1909 года - блокшив № 2. В первой мировой войне использовался как склад мин заграждения. В 1918 году совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт.
В годы Великой Отечественной войны обеспечивал действия сил флота, после окончания боевых действий разобран на металл. "Смерч" послужил прототипом для двух более крупных башенных броненосных лодок - "Русалка" и "Чародейка".
        В 1854 году, в то самое время, когда Эриксон предлагал французскому императору проект своего монитора, на английской эскадре, действовавшей в Крыму, капитан К. Кольз соорудил необычное устройство под названием "Леди Нэнси". Оно представляло собой 68-фунтовое орудие, установленное на плоту и защищенное железным колпаком. Устойчивость платформы, малая осадка и низкий силуэт произвели впечатление на офицеров эскадры, и Кольза отправили в Англию для доработки идеи. К 1860 году ему удалось спроектировать башню, конструкция которой оказалась более удачной, чем у Эриксона. В самом деле, башня Эриксона опиралась на верхнюю палубу. Для горизонтального наведения ее требовалось приподнять на центральной опорной колонне, занимавшей всю среднюю часть, повернуть вместе с колонной и снова опустить. Башня Кольза была устроена иначе: она лежала на катках, расположенных по периметру башни, и на центральном опорном штыре, находившемся под верхней палубой; в результате горизонтальная наводка не требовала никаких   предварительных операций. К тому же уменьшилась высота башни - это делало ее менее уязвимой для снарядов.

Next page
Back