Page 1

1    2

"КАПИТАН ПРАТТ" И "АДМИРАЛ ГРАУ"

        В строю перуанского флота вот уже более ста лет всегда значится корабль с названием "Адмирал Грау". Столь же долго существуют чилийские корабли "Капитан Пратт". Согласно военно-морской традиции именно так увековечена память о двух известных участниках чилийско-перуанской войны. А началась она из-за спора между Чили и Боливией, не поделивших богатую селитрой провинцию на границе этих государств. Боливию поддержало Перу, в ответ чилийцы блокировали перуанский порт Икике.
        В мае 1879 года командующий чилийской эскадрой адмирал Рибоделло получил сведения о появлении в море перуанских кораблей. Он тут же поспешил на перехват, оставив у Икике два тихоходных шлюпа - "Эсмеральду" и "Ковандонгу". Однако противники разошлись в тумане, и перуанская эскадра благополучно прибыла в порт Арику. Там-то и выяснилось, что в Икике осталось всего два чилийских корабля, и туда немедленно отрядили монитор "Гуаскар" и броненосную батарею "Индепенденция".
        Командир "Эсмеральды" капитан Артуро Пратт обнаружил вражеские корабли на рассвете 21 мая. Понимая, что шлюпы обречены, Пратт тем не менее приказал изготовиться и бою - тарану, и пушкам решено было противопоставить особую тактику...
        Еще до появления противника Пратт распространил в городе слухи, будто вокруг чилийских кораблей в изобилии набросаны мины. Когда это дошло до губернатора блокированного города,  тот поспешил уведомить об этом капитана Грау. Расчет Пратта оправдался - опасение подорваться на мине сильно сковывало действия перуанского монитора. К тому же Пратт поставил "Эсмеральду" так близко к береговой черте, что ядра пушек "Гуаскара" неизбежно попадали бы в городские здания.
        Перуанцы быстро нашли "противоядие" хитрости Пратта:  по "Эсмеральде", стоявшей всего в 300 метрах от берега, открыла огонь полевая батарея. Ядра ее пушек сразу же вывели из строя два котла на шлюпе. "Эсмеральде" пришлось покинуть мелководье и двинуться навстречу монитору. В этот момент единственная из сорока бомб, выпущенных "Гуаскаром", пробила борт шлюпа и взорвалась в машинном отделении.
        В 10.30 "Гуаскар" решил таранить "Эсмеральду", но удар оказался скользящим. Пратт скомандовал  "На абордаж!" и перепрыгнул на монитор, однако приказ его не был услышан в грохоте боя. и он оказался на вражеском корабле один. Отказавшись сдаться в плен, он продолжал отчаянно сражаться: застрелил подбегавшего и нему перуанца, и в тот же миг пуля сразила его...
        "Гуаскар" снова и снова таранил шлюп. Когда он ударил в третий раз, "Эсмеральда" пошла на дно. Что же касается "Ковандонги", то ей удалось не только уйти от преследования, но и заманить броненосную батарею на рифы, после чего перуанцам оставалось только сжечь свой новый могучий корабль.
        А через полгода - 8 октября 1879 года - "Ковандонга", участвуя в операции по захвату перуанского монитора, вновь встретилась с "Гуаскаром", которым командовал все тот же Грау, однако уже в чине адмирала, полученном за потопление "Эсмеральды". Настигнутый двумя цитадельными броненосцами "Бланке Энкалада" и "Альмиранте Корхен", "Гуаскар" через полтора часа губительной канонады захватили в плен. Адмирал Грау, руководивший боем, погиб, разорванный взрывом снаряда из орудия "Альмиранте Корхена". А исковерканный ядрами и бомбами "Гуаскар" был отбуксирован в Вальпараисо, отремонтирован и включен в состав чилийского флота. Этому кораблю за полтора десятилетия существования пришлось сражаться с "Шахом" и "Аметистом" (см. "М-К" № 4 за 1978 г.), "Эсмеральдой", "Альмиранте Корхеном" и "Бланке Энкаладой", а также участвовать в операциях чилийской междоусобной войны... Он стал, пожалуй, самым знаменитым из всех мониторов, построенных в Англии по заказам других стран.
        Как уже говорилось в предыдущих выпусках "Морской коллекции", после знаменитого сражения на Гемптонском рейде во всем мире началось повальное увлечение мониторами. При этом малые государства предпочитали заказывать корабли в Англии. Вслед за Данией, для которой там построили монитор "Рольф Краке" (1863 г.), на британских верфях в 1865 году сооружается "Гуаскар"  для Перу, в 1866-м - "Люфти Джелиль" и "Хивзи Рахман" для Турции, в 1868-м - "Аддер", "Хейлигерлее", "Тийгер" и "Крокодил" для Голландии (эта страна с 1869 года начала  самостоятельно строить броненосцы и до 1878-го ввела еще 9 единиц).
Монитор "ГУАСКАР", Перу - Чили, 1865 г.
Строился в Англии по заказу правительства Перу. Водоизмещение 2030 т, мощность паровой машины 1050 л. с., скорость хода 12 узлов. Длина между перпендикулярами 58 м, ширина 11, среднее углубление 4,7 м. Бронирование: бортовой пояс 114 мм, башня 138,
палуба 36 мм.
Вооружение: 2 254-мм орудия, 2 40-фунтовые пушки, 1 2-фунтовая пушка, 1 пулемет (картечница Р. Гатлинга).
Монитор "ЛЮФТИ ДЖЕЛИЛЬ", Турция, 1866 г.
Строился в Англии по заказу турецкого   правительства.   Водоизмещение: 2500 т, мощность паровой машины примерно 1500 л. с., скорость хода 12 узлов. Длина между перпендикулярами 69 м, ширина 9,8, среднее углубление 5,35 м. Бронирование: бортовой пояс 88, башня 127 мм.
Вооружение: 2 150-фунтовых орудия, 2 40-фунтовые пушки, 1 32-фунтовая пушка. По заказу Турции построено два однотипных монитора: "Люфти Джелиль" и "Хивзи Рахман". Оба они участвовали в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, "Люфти Джелиль" затонул 29 апреля 1877 года на Дунае. В перестрелке с русскими береговыми батареями в него попали два снаряда, которые, пробив небронированную палубу, проникли внутрь монитора и вызвали сильнейший взрыв. «Хивзи Рахман» был сильно поврежден снарядом русской шхуны "Ворон" 28 сентября 1877 года.
        В самой же Англии первыми мониторами, включенными в состав британского флота, оказались, как это ни парадоксально, корабли, построенные по заказу Конфедерации южных штатов. Южане не располагали развитым машиностроением и после сражения на Гемптонском рейде заказали три броненосца в Англии. Но до окончания гражданской войны в Америке сдан был лишь один - монитор "Стонвелл Джонсон", да и тот после войны был продан Японии, где получил название "Адзумакан". Два же других  (в британском флоте "Скорпион" и "Уиверн") купило английское правительство.
        В этих кораблях мало что осталось от идеи Эриксона, считавшего главным в мониторе малую высоту борта. Англичане делали ставку на принцип размещения артиллерии в башнях. И это понятно - прежде всего их беспокоили качества, необходимые для действий в открытом море. Заказ южан, пожелавших иметь корабли с мореходностью высокобортных крейсеров и неуязвимостью мониторов, оживил давнюю, всеми отвергнутую идею капитана Кольза. Он предлагал проект океанского башенного броненосца с низким бортом и полным парусным вооружением. Правоту Кольза относительно выгодности башенного расположения артиллерии в полной мере подтвердил успех мониторов в США. И в 1862 году адмиралтейство поручает ему переоборудовать "Ройал Соверен" (17) - старый деревянный линейный корабль с паровой машиной - в башенный броненосец береговой обороны.
Башенный броненосец "РОЙАЛ СОВЕРЕН", Англия, 1864 г.
Переделан в башенный броненосец из старого трехдечного парусно-парового линейного корабля. Водоизмещение: 5079 т, мощность паровой машины 2463 л. с., скорость хода 11 узлов. Длина между перпендикулярами 73,5 м, ширина 19, среднее углубление 7 м. Бронирование: бортовой пояс 114, башни 127 - 254 мм.
Вооружение: 5 229-мм орудий в 4 башнях.

Next page
Back