Page 1

1    2

ОТ КАНОНЕРОК К БРОНЕНОСЦАМ БЕРЕГОВОЙ ОБОРОНЫ
 

        Франция объявила войну Пруссии 19 июля 1870 года. Уже 4 августа французы потерпели первое поражение при Вейсенбурге, а всего через десять месяцев капитулировали, так и не одержав ни одной победы на суше. В отличие от сухопутных сражений действия флотов противников были вялыми и нерешительными; едва ли не самой значительной операцией франко-прусской войны на море стало столкновение двух небольших кораблей. Произошло это в водах, удаленных на тысячи миль от Франции и Пруссии, близ берегов Кубы.
        Утром 7 ноября 1870 года французский авизо "Буве" подошел к Гаване. Наблюдатели на марсах немецкой канонерской лодки "Метеор", находившейся в то время в порту, так и впились глазами во вражеский корабль: прежде всего их, разумеется, интересовало артиллерийское   вооружение "француза". Как удалось определить, оно состояло из одного 160-мм орудия на шкафуте, четырех бортовых 120-мм карронад и четырех медных пушек на поворотных платформах.
        Через некоторое время на борт "Метеора" поднялся адъютант гаванского губернатора. Он сообщил, что французский корабль уйдет с рейда на следующий день в час пополудни, и напомнил немецкому командиру, что по законам морской войны он также имеет право выйти в море, но не раньше, чем через 24 часа после ухода "Буве".
        Исполнив это требование, "Метеор" вышел в море 9 ноября и пройдя 10 миль на север, обнаружил поджидавший его французский авизо. Корабли полным ходом устремились на сближение. и в 2.20, когда расстояние между ними сократилось примерно до 700 м. "Буве" первым открыл огонь. "Метеор" начал отвечать - разгорелся ожесточенный морской бой. Когда расстояние между кораблями сократилось до 250 м, командир "Метеора" увидел, что вражеский корабль взял резко вправо. Решив, что авизо пройдет под носом канонерки и даст мощный продольный залп, немец скомандовал: "Лево на борт!" Правда, он тут же подумал, что маневр "Буве" более похож на таран. Дав полный  ход, командир "Метеора" переложил руль на правый борт и скомандовал: "К абордажу!"
        "Буве" тоже переложил руль и настиг "Метеор" скользящим ударом под углом всего около 5 градусов, но при довольно высокой относительной скорости: корабли двигались навстречу друг другу - авизо 10-узловым, а канонерка 6-узловым ходом. При этом  левый кранбол "Буве" оборвал все левые ванты "Метеора", сорвал шлюпки, раздробил мостик, согнул и наклонил грот-мачту и сломал бизань-мачту. Падая назад, она  окончательно  разрушила мостик и рухнула в воду у правого борта.
        Корабли быстро проскочили мимо друг друга, но с "Буве" успели все же сделать несколько пушечных и ружейных выстрелов. Авизо качал разворачиваться, чтобы снова таранить канонерку. Немцев спасла счастливая случайность: пушка канонерки выстрелила, и 24-фунтовая граната угодила прямо в левый котел "Буве". Авизо мгновенно окутался клубами пара. Командир "Метеора", поняв, что противник лишился хода, устремился на таран. Но тут "везение" перешло к французам: на канонерке лопнул штуртрос и к тому же часть висевших за бортом снастей намоталась на винт. На исправление неполадок ушло полчаса, за это время "Буве" поставил паруса и пошел в Гавану. "Метеор" бросился в погоню, стреляя из носового орудия. Но тут командир испанского корабля, наблюдавший за боем со стороны, просигналил "Метеору", что он уже в территориальных водах Кубы. Так закончилось единственное за всю франко-прусскую войну морское сражение...
        В этой войне французский флот, многократно превосходивший прусский по мощи, так и не смог оказать никакого влияния на ход событий, поскольку у французов не было хорошей осадной флотилии, способной приблизиться к мелководным берегам Германии. В составе же немецкого флота находились двадцать две канонерские лодки, свободно ходившие по мелководью.  И хотя возможности испытать в ходе военных действий их боевые качества так и не представилось, они все время сторожили германское побережье вместе с кораблями других классов, готовые в любой момент принять бой.
        Вся эта флотилия состояла из канонерских лодок двух типов - восьми канонерок 1 класса и четырнадцати - II класса.
        Первые, вступившие в строй в 1860-1865 годах, представляли собой заурядные неброненосные корабли, которые при водоизмещении 331 т имели длину 38,2, ширину 7 и среднее углубление 4 м. В 1870 году они были вооружены тремя орудиями - двумя нарезными 152-мм пушками в носу и в корме и одним гладкоствольным 203-мм бомбическим орудием между грот-мачтой и дымовой трубой. Машины всех восьми лодок английского производства имели мощность от 250 до 350 л. с. Скорость составляла около 9 узлов.
        По первоначальному замыслу эти корабли предназначались для погони за торговыми судами, но их скорость и мореходные качества сказались недостаточными для этой цели. Поэтому канонерки 1 класса стали использовать для защиты берегов и для охраны немецких торговых интересов в дальних странах.
        До начала франко-прусской войны канлодки 1 класса показывали прусский флаг в разных частях земного шара. "Блиц" и "Базилиск" плавали а Средиземном море, ходили в Константинополь и не без успеха участвовали в датско-прусской войне 1864 года: в сражении при Гельголанде тяжелый снаряд одной из канонерок сильно повредил датский фрегат. Позднее "Блиц" нес стационарную службу в Греции и в Константинополе. "Комета" на протяжении многих лет стояла в Северном море, охраняя рыбные промыслы, оказывая помощь терпящим бедствие судам и промеряя глубины. "Метеор" же находился у берегов Венесуэлы. После начала войны все эти лодки исправно несли охранную службу. "Блиц" участвовал в перестрелке с французскими кораблями при  Гиддензе   17 августа 1870 года, а потом стоял на брандвахте в устье Эльбы. "Метеор" сразился с "Буве" близ Кубы. "Хамелеон" с другими кораблями в сентябре 1870 года участвовал в рекогносцировке, предприпятой, чтобы убедиться в уходе французского флота из Балтийского моря.

Next page
Back