Page 1

1    2

"БАТАЛИИ У ЕВРОПЕЙСКОГО ЗАМКА"

С тех незапамятных времен, когда первые суденышки вышли в открытое море, началось и не прекращается до сих пор использование водного пространства для военных целей. Сведения о морских десантах содержатся в самых древних исторических документах. Корабли с войсками на борту помогли основать, а затем расширить свои государства финикийцам и египтянам. История античных Греции и Рима пестрит морскими операциями, в которых участвовали сотни кораблей и десятки тысяч людей. Сражениям между греками и персами обычно предшествовала высадка войск. Знаменитые карфагенские войны по сути своей представляли ряд крупных десантных операций.
В эпоху парусно-гребных судов десант являлся делом несложным. Корабли имели малую осадку и могли подходить прямо к берегу, при этом зачастую воины одновременно играли и роль гребцов. Этим достигалась полная мобильность: нападающий мог выбрать для высадки любое удобное место, и пока обороняющиеся войска передвигались по тогдашним дорогам к месту боя, их встречал уже полностью готовый к атаке противник. Небольшая численность армий в древние и средние века также способствовала достижению полной внезапности. Действуя методом набегов-десантов, викинги в течение многих лет держали под контролем почти все побережье Северной Европы.
С появлением крупных чисто парусных судов у нападающих с моря появились проблемы. Большая осадка парусников не позволяла им приближаться непосредственно к береговой линии. Солдаты уже не могли заменить матросов, поскольку для управления снастями на мачтах требовалась специальная подготовка. Кроме того, с увеличением продолжительности плавания уменьшилась и полезная вместимость судов, трюмы которых занимали припасы. Поэтому людей на берег приходилось свозить на шлюпках. Этот способ оставался единственным на протяжении всей эпохи паруса. Теперь военачальникам приходилось заботиться о достижении оперативной внезапности, чтобы не попасть впросак, бросая своих людей на оборонительные позиции противника. Скорость движения войск по суше все еще оставалась низкой, и флоту обычно удавалось найти незащищенное место. В тех же случаях, когда требовалось высадиться у вражеских укреплений, десант спасала невысокая эффективность тогдашнего оружия. Как правило, люди успевали выбраться из шлюпок и построиться в боевой порядок до того, как их начинали поражать пули или стрелы обороняющихся. Как правило, но не всегда. Известно немало случаев, когда десанты терпели поражения даже при значительно превосходящих силах. Достаточно вспомнить знаменитую оборону Петропавловска-на-Камчатке в Крымскую войну, где русским удалось отразить все попытки англичан и французов высадить шлюпочный десант. Немаловажно также, что при использовании шлюпок крайне затруднялась доставка с борта транспортов крупных грузов, от чего в особенности страдали такие рода войск, как артиллерия и кавалерия. Все чаще приходилось захватывать мало-мальски пригодный порт, в котором можно было подойти к причалу и с меньшими хлопотами выгрузить орудия и лошадей.
С появлением на море пара и железа ситуация еще более осложнилась. Осадка кораблей все увеличивалась, гребные колеса и винты теперь требовалось беречь от повреждений и не допускать их касания о дно. Все это еще более отдаляло место "старта" десанта от его цели. Методика оставалась прежней: шлюпки неспешно загружались солдатами и грузами, затем в течение часа, а то и двух <ползли> к берегу. Когда их днище касалось грунта, люди выпрыгивали за борт и брели по камням по пояс, а когда и по грудь в воде. Излишне говорить, насколько это малоприятное дело, особенно в холодной воде и с тяжелым грузом...
Тем временем момент выхода на побережье становился все более и более опасным. В конце ХIХ века дальность стрельбы из винтовок превысила полтора километра. А появление пулеметов окончательно похоронило возможность лобовой атаки с моря без специальной подготовки. Теперь небольшой отряд стрелков мог контролировать солидный участок побережья.
В первых морских десантах эпохи стали и пара перечисленные опасности оставались скорее умозрительными. В испано-американскую войну корпус вторжения США высадился на Кубе в небольшом рыбацком порту Дайкири вблизи Сантьяго, пройдя через единственный деревянный причал. В русско- японскую войну японцы перевезли морем всю свою армию. Единственной относительно рискованной операцией явилась высадка у Бицзы-во, в непосредственной близости от Порт-Артура. Армия генерала Оку переправлялась с пароходов на пустынный пляж традиционным "шлюпочным" способом. Чтобы понять, насколько усложнился этот процесс в начале XX века, достаточно упомянуть, что последний солдат первого эшелона сошел на берег только на 8-й день высадки, а заключительные партии груза доставлялись на протяжении нескольких недель в уже захваченный японцами порт Дальний. При большей активности у нашего флота и армии имелись отличные шансы нанести японским войскам ощутимый урон.
Последним актом многовековой истории применения корабельных шлюпок как основного средства высадки войск стала первая мировая война, а точнее, ее главная десантная операция - высадка на Галлипольский полуостров. Западные союзники России решили захватить с моря побережье Дарданелльского пролива и столицу Турции Константинополь. Целью этого предприятия, основным вдохновителем которого стал тогдашний морской министр Великобритании Уинстон Черчилль, являлось "вскрытие" прямой дороги в Россию. Однако есть немало оснований полагать, что англичане заодно хотели пресечь претензии своих восточных соратников по Антанте на захват проливов. Операция сулила англичанам м французам много выгод.
Однако перед англо-французскими войсками стояли серьезные проблемы. Турки прекрасно понимали уязвимость Галлипольского полуострова, длинным языком спускавшегося от Мраморного моря на юг и служившего удобным плацдармом для атаки на их столицу. Под руководством германских военных специалистов они организовали мощную оборону береговой линии, протянув на всех удобных для высадки пляжах колючую проволоку и установив пулеметы на близлежащих высотах.
Пожалуй, наиболее трудным для десантирования участком являлся небольшой, вдававшийся в глубь берега песчаный пляж, над которым возвышался полуразрушенный древний форт Сед-уль-Бар - Европейский замок. Но именно он был выбран англичанами в качестве одной из точек высадки и получил условное обозначение "участок V".
Было очевидным, что при высадке на шлюпках солдаты союзников будут перебиты, еще не успев выйти из воды. И тогда командир английского эсминца "Хуссар" Анвин предложил использовать какой-нибудь транспорт с небольшой осадкой, который мог бы подойти как можно ближе к берегу. А между транспортом и сушей Анвин предложил соорудить из нескольких лихтеров и самоходной шаланды своего рода мост. Солдатам предстояло перебраться с борта судна на лихтеры, быстро перебежать по широким трапам на шаланду, а с нее по сходням - на берег.
В качестве основы для столь сложной конструкции был выбран отслуживший свой срок угольщик "Ривер Клайд", имеющий еще довольно прочный корпус из толстых железных листов, способных защитить от пуль. В бортах вырезали широкие порты, позволявшие проскочить одновременно нескольким десяткам человек. На полубаке установили пулеметы со стальными щитами, а в трюм помимо войскового имущества загрузили материалы для постройки более солидного причала. Всего на "Ривер Клайд" набилось две с половиной тысячи человек.
Но операции предшествовало трагическое начало. Первые части войск выгружались с пароходов традиционным способом. Ранним утром шлюпки с тремя ротами ирландских стрелков на буксире паровых катеров приблизились к берегу. Но едва гребцы взялись за весла, как турецкие пулеметы открыли по ним убийственный огонь. Не прошло и пяти минут, как почти все люди в шлюпках оказались перебиты. Беспомощные суденышки медленно дрейфовали по течению, а уцелевшие тщетно пытались спрятаться от свинцового ливня за деревянными бортами.
Спасти дело мог только "Ривер Клайд". Пароход уверенно шел под градом пуль и снарядов и достиг намеченного места. Однако глубина там оказалась меньше ожидаемой, и шаланда села на мель слишком далеко от берега. Лихтер, служивший звеном моста, связывающего угольщик с берегом, немедленно снесло течением. Британские моряки под руководством Анвина, стоя по грудь в воде, пытались наладить переправу.
Еще хуже пришлось солдатам. Шаланда и лихтеры наполнились убитыми и ранеными. В довершение бед течение окончательно растащило компоненты "моста". Турки методично расстреливали людей в лихтерах. Погиб и командир бригады генерал Непир. Лишь немногие достигли береговой черты. Им срочно требовалась огневая поддержка. И тут вдруг выяснилось, что тяжелые снаряды линкоров и крейсеров намного уступают по ценности пулеметам, находившимся на борту "Ривер Клайда". Все наблюдавшие за боем специалисты согласились, что только они спасли десант от полного разгрома.
Из бойни у Европейского замка можно сделать ряд важных выводов. Прежде всего для десантирования на занятый противником берег необходимы суда, способные подойти вплотную к границе суши и буквально в считанные секунды высадить людей с необходимым вооружением, включая пулеметы и легкие пушки. Эти суда обязательно должны быть самоходными. Далее, очень полезны корабли огневого прикрытия, вооруженные пусть и не очень сильно, но пригодные для действия у самой береговой черты. Другими словами, серьезный десант требовал специальных средств.

Next page
Back