Page 1

1    2

ДЕСАНТНЫЕ УНИВЕРСАЛЫ

В ситуации, сложившейся в мире после второй мировой войны, десантные силы большинства бывших "морских держав первого класса" имели весьма ограниченные возможности. Дело в том, что составляющие этих сил требуют крупных и, самое главное, постоянных затрат на подготовку морской пехоты и создание специализированных кораблей. Поэтому в течение многих лет после окончания войны ведущие страны Европы довольствовались приобретенными английскими и американскими судами постройки 1942 - 1945 годов. Однако годы шли, многочисленные LSD, LST, LCT, LCI и другие разновидности "десантников" постепенно старели, даже не столько морально, сколько просто приходили в негодность. В целом о создавшейся ситуации можно было сказать следующее: хотя число стран, способных содержать три-четыре средних или даже больших танкодесантных корабля, возросло, возможности таких могущественных в прошлом держав, как Англия, Франция, Германия, значительно уменьшились. Наиболее отвечающие духу времени корабли-доки строились считанными единицами, причем только англичанами и французами.
Положение заметно изменилось после 1982 года. Столкновение Аргентины и Великобритании из-за Фолклендских островов заставило многих морских теоретиков пересмотреть свое мнение о приоритетах десантных сил. Меньшие по численности, но специально подготовленные для амфибийных операций британские войска сумели высадиться в условиях противодействия противника и одолеть его на суше. Англичанам пришлось везти солдат через десятки тысяч километров и действовать в отрыве от своих баз. Фолклендская война показала, насколько полезными, а в ряде случаев и просто незаменимыми стали вертолеты и суда - их носители. Операцию спасли корабли-доки и спешно оборудованные вертолетоносцы; без них королевской морской пехоте пришлось бы совсем несладко даже в противоборстве с необстрелянными молодыми аргентинскими солдатами.
В результате на 80-е и 90-е годы пришлась пора расцвета универсальных десантных кораблей - носителей вертолетов. К разработке и постройке этих кораблей приступили "засидевшиеся" европейские державы, сколь-нибудь претендующие на защиту собственных интересов на удалении от своих берегов. Тут же выяснилось, что большое, хорошо оборудованное судно предоставляет несомненные выгоды при обслуживании даже немногочисленных, но специально подготовленных морских пехотинцев. Поэтому к нашему времени счастливыми обладателями современных десантных доков и кораблей "вертикального охвата" стали или готовы стать не только Соединенные Штаты и Англия, но также Франция, Италия, Испания, Голландия, Германия и даже Таиланд. Различные варианты решения вопроса о создании "большой амфибийной единицы" рассматривают и другие страны.
Конкретное воплощение идеи десантного универсала в разных странах заметно различалось. Несомненными пионерами в этой области стали французы. Еще в конце 50-х годов они построили многоцелевой вертолетоносец, который можно было при необходимости использовать и в качестве десантного. Так на свет появился трудно поддающийся классификации проект "Ля Резолю". Иногда его называют учебным кораблем, чаще - крейсером. Формально новичок предназначался для замены старого учебного крейсера "Жанна д'Арк" - позже к нему перешло это имя. В действительности же нельзя однозначно определить истинный класс этого корабля, имевшего полетную палубу, высокую скорость и мощное вооружение. Чего только не предполагалось установить на этом интересном "гибриде"! В носу сначала планировалось разместить мощный противолодочный бомбомет, затем его хотели заменить на ЗУР среднего радиуса "Масурка", но от обоих вариантов отказались. Так называемый учебный корабль имел электронное и радиолокационное оборудование, почти полностью пов- торявшее установленное на авианосцах типа "Клемансо". И все же, несмотря на всю пестроту оснащения и вариантов применения, новая "Жанна д'Арк" более всего подходит под определение десантного вертолетоносца. Он мог принимать полный батальон в 700 человек и высаживать его в несколько приемов с помощью тяжёлых транспортных вертолетов типа "Супер Фрелон". На "Жанне" также имелся центр управления высадкой. Реально же единственный французский вертолетоносец ни разу не использовался как десантный, хотя ему пришлось совершить не одно дальнее плавание в качестве флагмана учебной эскадры, а однажды даже обойти почти все острова Вест-Индии с президентом Франции на борту. В 1974 году "Жанна д'Арк" получила шесть установок противокорабельных ракет "Экзосет", заметно увеличивших ее боевую мощь. Возможности этого оригинального судна так и не были никогда проверены в боевой обстановке, однако передовая идея универсального десантного корабля - судна управления - вертолетоносца не только не угасла, но и получила дальнейшее развитие.
Новый французский амфибийный универсал должен был стать преемником и "Жанны д'Арк", и десантных доков типа "Ураган". Требования армии предусматривали возможность доставки через океан и высадки на необорудованное побережье механизированного полка в 350 человек со всей техникой и соединениями обеспечения из состава Force d'Action Rapide - аналога американских <сил быстрого реагирования>. Опыт Фолклендов заключался в том, что новые суда должны были совмещать еще и функции снабжения и поддержки боевого соединения. В итоге после долгих проработок в программе строительства флота 1984 года появился головной корабль серии "Фудр".
Больший по размерам, чем предшественники, он по-прежнему имел в кормовой части доковую камеру, вмещавшую десять десантных катеров или два специальных больших плашкоута типа CDIC. Комплект высадочных средств дополняли два LCVP, принимаемые на шлюпбалки. Размеры доковой камеры (122х13,5м) позволяли при необходимости разместить в ней практически любой боевой катер или прибрежный буксир водоизмещением до 400 т. Традиционные средства доставки на берег людей и грузов сочетались с новыми: над доковым пространством располагалась полетная палуба и ангар на четыре вертолета "Супер-Пума". Принцип универсальности соблюдался и в авиавооружении: стационарную 50-метровую полетную палубу, рассчитанную на одновременный взлет или посадку двух вертолетов, можно было удлинить еще на 30 м, разместив над доковой камерой дополнительные секции длиной по 6 м. В результате появлялось еще одно взлетно-посадочное место. Кроме того, "Фудр" отличала высокая скорость погрузки и выгрузки тяжелого вооружения. Подъемник на 52 т позволял перебрасывать любую технику с палуб для машин и грузов вниз, на уровень доковой камеры, или наверх, на полетную палубу. Два 37-тонных крана обслуживали док и вертолетные площадки. Для быстрой выгрузки на оборудованный причал предусматривалась специальная боковая аппарель. Экстренный ремонт поврежденной техники можно было производить не сходя с судна, в специальных мастерских.
Конструкторы "Фудра" позаботились не только о машинах, но и о людях. Судно имело достаточно комфортабельные помещения на 470 солдат ("Ураган" мог брать на борт столько же, но в чрезвычайных условиях, и некоторым десантникам приходилось обходиться без личных спальных мест).
Мы приводим столь подробное описание нового французского универсального дока для того, чтобы показать, насколько разнообразны возможности современных многоцелевых десантных судов даже относительно небольших размеров. Список специального оборудования "Фудра" можно продолжить, отметим лишь командный центр амфибийных операций, расположенный в носовой надстройке, который включает несколько мощных ЭВМ и систему спутниковой связи "Сиракузы".
Создавая проект "Фудра", французы приняли все меры для его удешевления. Так, в качестве энергетической установки использовали уже опробованные и запущенные в производство механизмы флотских танкеров типа "Дюранс". Это не только снижало стоимость, но еще и облегчало обслуживание, а кроме того, появлялось преимущество в скорости в четыре узла по сравнению с "ураганами". Однако всех этих ухищрений оказалось недостаточно: финансовые затруднения заставили отменить постройку двух судов из трех запланированных. Только в 1994 году удалось заложить второй универсальный док - "Сирокко", который должен вступить в строй в 1998 году. На нем несколько увеличили ширину полетной палубы и установили более мощное зенитное вооружение, включая 30-мм автомат "Бреда-Маузер" и управляемые ракеты "Симбад".
Универсальный десантный корабль-док "Фудр", Франция, 1992 г.
Водоизмещение стандартное 9300 т, полное 11 800 т. Длина 168.0 м, ширина 23.5 м, осадка 5.2 м. Два дизеля общей мощностью 21 600 л.с., скорость 21 узел.
Вооружение: один 40-мм и два 20-мм автомата, две спаренные ПУ ЗУР "Симбад", четыре десантных вертолета.
Вместимость: 470 человек (в чрезвычайных условиях - до 1200), 1100 т груза, два средних или до десяти малых плашкоутов. Построена одна единица: "Фудр" (спущен на воду в 1988 г.), второй, "Сирокко", находится в постройке. Запланированы еще две единицы.
Появление "Фудра" заставило наконец раскачаться долго дремавший немецкий флот. Германия, получившая в качестве "приданого" после объединения с ГДР несколько единиц традиционных десантных судов, в конце 1995 года объявила о намерении построить для них своего рода "лидер". На самом деле немцы размахнулись еще шире: их "многоцелевой корабль" (MZW или Merkzweckshiff) под условным обозначением "тип 707" по проекту имеет полное водоизмещение 17 500 т, длину 185 м, ширину 28 м и осадку в полном грузу около 9м - больше, чем у американской "Таравы" и у многих линкоров! Хотя его скорость ограничена 20 узлами, тем не менее главные характеристики предполагаются внушительными: до 1200 десантников, госпиталь на 200 коек, восемь тяжелых вертолетов и три взлетно-посадочных места на палубе. Внешне и по компоновке "707-й" практически полностью повторяет "Фудр", а его доковая камера имеет примерно ту же вместимость (в частности - два LCM). Похожим планируется и вооружение, состоящее из зенитного оружия самообороны - современных автоматов и управляемых ракет ближнего радиуса. Все это свидетельствует о том, что на сегодняшний день в Европе выработался определенный тип большого корабля амфибийных сил, который, с одной стороны, "может все", но с другой - способен не разорить бюджет страны одним фактом своей постройки.

Next page
Back