Page 1

1    2

"КОРАБЛИ ко дню "Д"

Когда ранним утром 6 июня 1944 года германские солдаты и офицеры, занимавшие укрепления на побережье Нормандии, посмотрели море, они потеряли дар речи. Горизонт сплошь был усеян движущимися точками, постепенно превращавшимися в десантные корабли и катера. Немцы, в общем-то готовые к возможному вторжению, никак не предполагали такого масштаба операции. Теперь им предстояло испытать на себе все плоды чрезвычайно бурного развития новых сил флота - сил высадки.
Между тем всего четыре года назад, в первые месяцы второй мировой войны, такое вторжение казалось просто невероятным. Большие потери при высадке на Галлипольский полуостров в 1915 году произвели тяжелое впечатление на англичан, и они практически прекратили дальнейшую разработку технических средств для десантных операций. В межвоенный период британцы продолжали придерживаться мнения, что высадку следует производить только на рассвете, с малых катеров, чем, по их мнению, достигалась неожиданность. Однако первые же большие маневры, проведенные непосредственно перед началом второй мировой войны (в 1938 - 1939 годах), показали, что недостатки такого метода перевешивают все его достоинства. Отсутствие радаров и надежных радиостанций создавало в предутренней мгле жуткую неразбериху, войска попадали под огонь своих же кораблей... В утешение генералы продолжали утверждать, что такой способ "хорошо закаляет солдат".
Понимая, что одной только "закалкой" одолеть противника не удастся, Адмиралтейство и военное министерство все же решили начать постройку небольших деревянных катеров, предназначенных для высадки легко вооруженных солдат непосредственно на берег. Размеры диктовались двумя условиями: во-первых, суденышки должны быть настолько легкими, чтобы их могли поднять шлюпбалки транспортов, во-вторых, достаточно большими, чтобы перевозить сразу взвод пехоты (около 35 чел.). Разработки велись еще с середины 20-х годов, но так вяло, что к 1940 году удалось построить лишь несколько единиц.
Новые корабли флота Его величества получили обозначение LC (Landing Craft-десантное средство). Третья буква обычно раскрывала конкретное назначение: A-Assault (штурмовой катер), P- Personnel (средство для перевозки солдат), M - Mechanized (для перевозки техники). Впоследствии система распространилась также и на американские катера и суда аналогичного назначения Следует сказать, что, хотя в промежутке между войнами Соединенные Штаты придавали куда больше значения совместным операциям армии и флота, "первую скрипку" в определении нужных типов технических средств играли англичане. Зато их заокеанские союзники реализовывали задумки, используя всю мощь своей промышленности и преимущества конвейерного производства. Практически все десантные суда антигитлеровской коалиции западных государств представляли собой английские идеи, воплощенные американцами.
Начало войны заставило ускорить работы. Первые LCA и LCM британцы построили сразу же после сентября 1939 года. Штурмовые катера водоизмещением 11 - 13,5 т имели бензиновый двигатель и принимали на борт 35 солдат. За ними последовали несколько меньшие по размерам LCP (8 т в грузу), которые оснащались различными моторами (дизельными или бензиновыми мощностью от 120 до 250 л.с.) и развивали с полной нагрузкой (35-40 чел.) 6-7 узлов. Осадка в носу составляла менее полуметра, но все равно десантникам не удавалось выйти прямо на берег. Маленькая откидная аппарель предназначалась главным образом для того, чтобы солдаты быстро и без толчеи могли спрыгнуть в воду.
Несмотря на появление этих катеров, перевозка англо-французских войск в норвежские порты все же производилась старым и неудобным способом - на крупных лайнерах и транспортах. Но когда союзникам пришлось спешно убираться из тех мест, очень кстати оказались имевшиеся в наличии четыре новых катера LCA, три старых MLC и единственный LCM.
Пережив позор Дюнкерка и Норвегии, англичане поняли, что возвращение их армии на континент будет возможным только при наличии сотен и даже тысяч высадочных судов, и приступили к их массовому производству. В 1940 - 1944 годах было построено 2030 штурмовых LCA и 1500 LCP. Однако это - капля в море по сравнению с потребностью в них. Американские аналоги отличались несколько меньшей мореходностью и запасом топлива (практичные американцы считали, что катера не понадобятся ни на что, кроме коротких рейсов от борта транспорта до ближайшего пляжа, тогда как англичане предполагали использовать свои катера и для автономных диверсионных действий), зато бронирование рулевой рубки у них было легким и вооружение состояло из двух пулеметов обычного (7,62 мм) или крупного (12,7 мм) калибра. Всего в США построено 2140 катеров LCP(L) и 2572 усовершенствованных LCP(R), имевших увеличенную до 1,5 м рампу.
Десантный катер типа LCP(L), США, 1940 г.
Водоизмещение пустого 6 т, в грузу 11 т. Длина 11,2 м, ширина 3,3 м, осадка наибольшая 1,1 м. Дизельный или бензиновый двигатель мощностью 150 - 250 л.с., скорость 8 узлов (в грузу).
Вооружение: 2 пулемета. Вместимость: 36 чел. или 3 - 4 тонны груза.
Боевой опыт с неумолимостью свидетельствовал, что десант, высаженный без транспортных средств, орудий и танков, обречен в лучшем случае на топтание на месте. Поэтому на основе LCP(R) были созданы универсальные плашкоуты серий LCV(V- Vehicle) и LCVP (Vehicle Personnel), которые могли брать на борт 30 - 40 чел. или 5,5т груза. Последний катер отличался наличием вооружения и легкого бронирования, а также тем, что мог принимать на борт не только грузовик, но и легкий танк. Эти катера претендуют на роль самого массового боевого корабля: до конца войны в строй вошли 2366 LCV и 22492 LCVP. Всего же США за два с половиной года, до августа 1945-го, построили около 45 000 десантных судов и 56 000 амфибий. Эти умопомрачительные цифры являют собой абсолютный рекорд, ибо превышают количество аналогичных судов, построенных во всех остальных странах мира вместе взятых за всю военно-морскую историю.
Десантный плашкоут типа LCVP, США, 1943 г.
Водоизмещение пустого 8 т, в грузу 11 - 11,5т. Длина 11 м, ширина 3,2 м, осадка носом 0,7 м, кормой 0,9 м. Дизельный или бензиновый мотор мощностью 225-250 л.с., скорость 9 узлов.
Вооружение: 2 пулемета 12,7 мм. Вместимость: 36 чел. или 5,5т груза.
Важная роль танков в составе высаживающихся войск заставила задуматься о более серьезных средствах их доставки. Так появились катера-плашкоуты LCM (Landing Craft Mechanized). За время войны размеры их от серии к серии неуклонно росли. Первые LCM-1 (английской постройки, около 600 ед.) имели водоизмещение 36 т и перевозили один 16-тонный танк или 100 чел. Американские LCM-3 (водоизмещение пустого - 23 т, в грузу - 52 т) принимали уже 30-тонный танк. С 1942 по 1944 год их произвели более 8 тыс. Следующий, LCM-6, специально спроектировали под танк "Шерман". Для этого в середине корпуса пришлось вставить секцию длиной 2 м. Потяжелевшее "средство" уже нельзя было перевозить на шлюпбалках и приходилось доставлять на место действия в виде отдельных секций. Англичане строили свою версию, LCM-7, как всегда - в небольших количествах (за 1943 - 1944 годы 150 ед.).
Десантный плашкоут типа LCM-3, США, 1942 г.
Водоизмещение пустого 23 т, в грузу 52 т. Длина 15,3м, ширина 4,3 м, осадка наибольшая 1,2- 1,3м.Два дизеля общей мощностью 330 л.с.,скорость 8 - 9 узлов.
Вооружение: два 12,7-мм пулемета.
Вместимость: один 30-тонный танк или 60 солдат. Всего построено 8631 ед. в США и 150 близких по типу LCM-7 в Англии. 6 ед. английской постройки в 1945 г. переданы по ленд-лизу СССР.

Но у любого десантного катера оставался существенный недостаток - малая автономность. Как обычно, застрельщиками в создании нового плавсредства стали британцы. Хотя внешне LCT (Т - Tank) с корытообразным корпусом, снабженным носовой рампой, выглядел просто как увеличенный в размерах малый плашкоут,его конструкция имела значительные отличия. LCT выполнялся из стальных ячеек, соединявшихся в четыре водонепроницаемые секции. Таким способом удалось решить проблему доставки их на транспортах, поскольку сами плашкоуты, как и все остальные высадочные средства, могли перевозить технику только на малые расстояния. Водонепроницаемые секции выгружались поодиночке или просто сбрасывались в воду и скреплялись на плаву. Размеры LCT от серии к серии увеличивались, но оставались, впрочем, в пределах, позволявших применять описанную выше технологию сборки-разборки.
Первые тридцать LCT-1 водоизмещением 372 т в грузу построены в 1940-1941 годах. Они имели длину 46,6 м, ширину - 8,8 м и довольно значительную осадку - 1,3 м. Два бензиновых мотора общей мощностью 840 л.с. позволяли развить скорость 10 узлов. Впервые высадочные средства получили нормальное зенитное вооружение: по два 40-мм и 20-мм автомата. Плашкоуты могли принимать шесть 20- тонных или три 40-тонных танка. Следующая серия - LCT-2 (в 1942 - 1943 годах построено 73 ед.) отличалась наличием трех моторов общей мощностью 1050 л.с., увеличенной до 11 узлов скоростью и большим водоизвещением (460 т в грузу). Они перевозили семь 20- тонных или три 40-тонных танка. Нехватка двигателей при- вела к тому, что некоторые имели только два вала, мощность 860 л.с. и скорость 9 узлов.
Еще большие LCT-3 строились солидной серией - 250 ед.
По конструкции они аналогичны LCT-2, только в средней части добавлена секция длиной 9,2 м; для транспортировки корпус разбирался на пять частей. Эти суда оборудовались также двумя бензиновыми моторами общей мощностью 1000 л.с. ч имели скорость 10,5 узла. Вооружение не изменилось, но вместимость возросла до одиннадцати легких или пяти средних (40-тонных) танков.
Средний танкодесантный корабль типа LCT-3, Англия, 1941 г.
Водоизмещение 640 т в грузу. Длина 58,5 м, ширина 9,5 м, средняя осадка 1,7 м. Два бензиновых мотора общей мощностью 1000 л.с., скорость 10,5 узла.
Вооружение: два 40-мм и два 20-мм автомата. Вместимость: 11 20-тонных или 5 40-тонных танков. Всего построено 250 ед., из них 31 погибла в годы войны.
Строившиеся с 1942 года LCT-4 отличались более легкой конструкцией, оказавшейся неудачной: ее пришлось усиливать уже в ходе боевых действий. Корпус стал чуть короче,но зато шире (11,8 м), что сказалось на характере загрузки (9 легких или 6 средних танков). Осадка уменьшилась до 1,4 м, благодаря чему улучшились условия выгрузки техники. Заказанные в количестве 865 шт. LCT-4 стали наиболее массовыми британскими кораблями этого типа. Они строились до самого конца войны, хотя в 1945 году предпринималась попытка заменить их на еще более крупные LCT-8, спроектированные фирмой "Торникрофт" для действий на Дальнем Востоке. Последние предназначались уже не для американских, а для 30-тонных английских танков (8 шт.), имели скорость 12 узлов, водоизмещение в грузу - 810 т и вооружение из трех 20-мм автоматов. Но большинство из заказанных 200 ед. было разобрано прямо на стапелях - надобность в них отпала.

Next page
Back