Page 1

1    2

"ФЛОТ НЕСОСТОЯВШИХСЯ ВТОРЖЕНИЙ"

В ходе своей поездки по китайскому побережью в 1937 году английский адмирал Маунд оказался свидетелем впечатляющего зрелища. Шла война Японии с Китаем, и в одной из бухт собрался японский десантный флот. Свыше четырех сотен катеров и барж группировались вокруг "Синсю Мару" - первого в мире десантного штурмового транспорта, предназначенного для перевозки и быстрой выгрузки войск и техники. Англичанин был озадачен: во флоте "владычицы морей" строительство подобных судов даже не планировалось. До начала войны на Тихом океане оставалось еще свыше четырех лет, однако стало ясно, что Страна восходящего солнца активно готовится к захватам с моря.
Действительно, японцы еще в середине 20-х годов разработали специальное руководство по высадке десантов и ежегодно с 1918 года обучали свои войска. Но реальные успехи в данной области нельзя признать значительными. Хотя все операции конца 1941 -начала 1942 года завершались удачно, причина тому лежала не в совершенстве десантно- высадочных средств, а в полном господстве "сынов Ямато" в воздухе и на море. Продемонстрированная Маунду армада состояла в основном из переоборудованных барж, которые были настолько маломореходными, что в серьезных делах часто по- прежнему приходилось полагаться на традиционные транспорты и шлюпки. Там, где вторжению оказывалось хотя бы незначительное противодействие, возникали серьезные проблемы. Так, американские береговые батареи отбили первую атаку на остров Уэйк, и потери японцев оказались весьма значительными. Чудом не сорвалась и высадка японцев в Кота- Бару. Убедившись в ценности немногочисленных "настоящих" высадочных средств, японские адмиралы и генералы потребовали развернуть их массовую постройку.
Традиционное для Японии соперничество армии и флота проявилось и в этой области. Часто суда одного и того же базового проекта приходилось строить в двух вариантах. Началось это с первых серийных десантных катеров, которые на флоте получили название "Дайхацу", а в армии - обозначение LB-D. Оборудованные дизелем мощностью от 60 до 150 л.с., они могли принимать до 10т груза при полном водоизмещении несколько больше 20 т. Начиная с 1935 года и до конца войны японцы "наклепали" более 3200 таких корабликов. Они имели скорость 7 - 9 узлов, их вооружение состояло из двух пулеметов или 25-мм автоматов. На основе 14-метрового "Дайхацу" были созданы варианты "Моку дайхацу" длиной 15 м и "Току дайхацу" длиной 17 м, из которых только первый тип производился в больших количествах (свыше 1100 единиц). Ближе к концу войны многие высадочные средства служили в качестве противолодочных катеров с вооружением из двух 25-мм автоматов и четырех бомбометов или даже в более оригинальном варианте - с крупнокалиберным пулеметом и двумя торпедами, предназначенными для атаки лодок в позиционном положении.
Десантный катер типа "Дайхацу", Япония, 1935 г.
Водоизмещение в грузу 20 т. Длина наибольшая 14,5 м, ширина 3,4 м, осадка 0,75 м. Мощность дизельного или бензинового мотора 60 - 80 л.с., скорость 7,5-8 узлов.
Вооружение: два пулемета или 25-мм автомата.
Вместимость: 1 танк или 70 солдат, или 10 т груза.
Такое нетрадиционное использование десантных и высадочных средств определялось ходом войны. Не поспевшие к ее началу корабли специальной постройки применялись уже не для захвата побережья, а лишь для доставки подкреплений на острова южной части Тихого океана. Это было обидно для японцев, тем более что им удалось создать высокоэффективные суда с внушительными характеристиками.
Универсальные десантные корабли типа Т-1 при стандартном водоизмещении около 1500 т имели турбинные двигатели мощ- ностью 9500 л.с., позволявшие развивать скорость 22 узла - почти в три раза больше, чем у американских LST в полном грузу! Необходимые для большого хода заостренные формы корпуса диктовали довольно солидную осадку (3,6 м), но в качестве компенсации Т-1 брали до пяти десантных катеров "Дайхацу"; их можно было спустить на воду по проложенным в кормовой части рельсам буквально в считанные минуты. Морскому и воздушному врагу противостояли два 127-мм зенитных орудия и пятнадцать 25-мм автоматов. Однако зенитки, число которых в последние два года войны увеличилось до 28 - 33, не спасли эти интересные корабли от почти полного уничтожения: 18 из 21 построенного пошли на дно, в основном от ударов авиации. Уцелевшие три после войны разошлись по флотам США, Англии и Китая.
Не желавшая отставать от флота армия заказала такое же количество средних десантных кораблей типа SS. Гораздо более "цивильные" по виду, внешне похожие на каботажные суда, они тем не менее лучше соответствовали традиционному назначению. Усиленная носовая часть при высадке могла опираться на грунт, а солдаты выбирались на берег через носовые двери и складывающуюся аппарель. Скоростные характеристики (13,5 узла) и вооружение (одно 76-мм и четыре 20-мм зенитных орудия, впоследствии замененные на 25-мм) оставались выше, чем у союзников. Предприимчивые адмиралы "перехватили" заказ, и SS в 1942 году были приписаны к флоту.
Проект танкодесантного судна типа Т-101 являлся в своем роде попыткой примирить интересы обоих ведомств. Традиционное для японцев желание иметь высокую скорость требовало установки турбин. Ими планировалось оснастить 50 флотских и 28 армейских единиц. Однако в связи с недостатком дефицитных турбин и в особенности зубчатых редукторов пришлось применить на шести кораблях для флота дизельные двигатели. (Внешне они выделялись короткой выхлопной трубой в отличие от тонкой и длинной на турбинных.) Скорость при этом упала с 16 до 13,5 узла. И без того сильное вооружение (одно 76мм и шесть 25-мм зенитных орудий) с 1944 года увеличилось до 22 стволов. Подавляющее большинство судов для армии так и не удалось ввести в строй, так же как примерно половину флотских. А львиная доля готовых отправилась на дно, ни разу не поучаствовав ни в одной десантной операции.
Танкодесантный корабль Т-101, Япония, 1944 г.
Водоизмещение стандартное 870 - 900 т. Длина максимальная 80,5 м, ширина 9,1 м, осадка 2,9 м. Паровая турбина мощностью 2500 л.с., скорость 16 узлов.
Вооружение: одно 76-мм и шестнадцать 25-мм зенитных орудий.
Вместимость: 7 средних или 14 легких танков, или 218 т груза. Заказано 50 единиц для флота и 28 для армии, из них 6 (Т-101, Т-102, Т-127, Т-128, Т-149, Т-150) с тремя дизелями вместо паровой турбины (мощность 1200 л.с. и скорость 13,5 узла).

Похоже складывалась судьба аналогичных средств у старшего партнера самураев по "оси" - фашистской Германии. Обладавший самой подготовленной в мире армией и неплохим военным флотом, "третий рейх" не имел до войны ни одного массового высадочного средства. Поэтому к операции по захвату Норвегии и Дании пришлось привлечь боевые корабли. Вообще операция "Везерюбунг" ("Везерские учения")разрабатывалась буквально "на коленках". В качестве "источника вдохновения" для составления первого плана командующий войсками генерал Фалькенхорст использовал туристический справочник! Ввиду того, что многие пункты высадки находились ближе к британским базам, чем к немецким (и это в условиях превосходства англичан на море), основным средством для перевозки войск стали быстроходные крейсеры и эсминцы. Расчет оправдался: эскадренным миноносцам с егерями генерала Дитля на борту удалось проскочить даже в самый северный из крупных портов Норвегии - Нарвик. Конечно, успех "везерских учений" во многом был обусловлен практически полной тактической внезапностью и отсутствием серьезного сопротивления. Немногочисленные соединения на боевых кораблях не имели ни тяжелой артиллерии, ни танков, ни автомобилей. Свалившиеся как снег на голову растерянных норвежцев, солдаты вермахта реквизировали даже велосипеды, чтобы быстрее продвигаться вперед. При высадке с крейсеров в Осло-фьорде и районе Бергена пришлось пересаживать людей на торпедные катера и малые тральщики. В Копенгагене германские суда просто пришвартовывались к причалам, и войска высаживались на набережную. В тех же случаях, когда противник оказывал сопротивление, "кригсмарине" нес значительные потери. Легкие силы германских ВМС лишились трети своей мощи, причем в части самых ценных кораблей - эсминцев и крейсеров.
Но то, что удавалось при коварном нападении на слабого противника, не могло пройти в серьезной десантной операции. Британия, оставшаяся на западе Европы в одиночестве против гитлеровской Германии, автоматически становилась следующим объектом вторжения. Для успеха вермахту требовалось только преодолеть узкую полоску воды, на что у пассажирских паромов в мирное время уходило всего два-три часа. Остатки британской армии, срочно эвакуировавшейся из Франции и потерявшей большую часть тяжелого вооружения и техники, вряд ли смогли бы оказать серьезное сопротивление.
Немцы запланировали операцию "Зеелеве" ("Морской лев") с не меньшим, чем у Наполеона, размахом. Они предполагали высадить единым махом около 700 тысяч человек и ни много ни мало - 125 тысяч лошадей! Гитлер считал, что форсировать Ла-Манш немногим труднее, чем большую реку. Для решения поставленной задачи инженеры и интенданты вермахта прочесали все портовые города захваченной Европы, собирая всевозможные катера, баржи, лихтеры и прочие небольшие суда. Однако, чтобы "довести до ума" эти разнородные единицы, требовалось слишком много времени и сил. Считается, что перемена стратегии (подготовка к нападению на СССР) и "битва за Англию" в воздухе осенью 1940 года спасли остров от вторжения, но немалое значение имело и отсутствие у немцев подходящих десантно-высадочных средств. Генералы не хотели повторения Критской кампании, когда британские крейсеры и эсминцы буквально размели разношерстный морской конвой с войсками, направлявшийся к острову.

Next page
Back