Page 1

1    2

ПЛАЦКАРТА ДО ПОЛЯ БОЯ

Пожалуй, только у одной страны не было проблем с транспортировкой войск по морю - у Великобритании. В конце прошлого века "владычица морей" обладала огромным флотом (около 80% от мирового) крупных и быстроходных пассажирских судов. В военное время лучшие из них становились вспомогательными крейсерами, но оставалось достаточное количество пароходов и для перевозки войск. В обеих мировых войнах лайнеры активно переоборудовались в войсковые транспорты. Венцом этих мероприятий стала модернизация крупнейших в мире трансатлантиков - обладателей "голубой ленты" "Куин Элизабет", "Куин Мэри" и "Мавритании". В 1939 - 1945 годах они трудились без устали, совершая в одиночку переходы через океан - с большой скоростью и часто без охранения. Такая тактика полностью оправдалась: крупнейшие лайнеры ни разу не попали в поле зрения перископов многочисленных немецких подводных лодок. Уже в 1940 году после первоначального, весьма примитивного переоборудования они могли принимать на борт по 5500 солдат, а к концу войны - вдвое больше. В 1944 году "Кунн Элизабет" установила рекорд, перебросив через океан за один переход личный состав целой дивизии - 15 200 человек. Из каждых трех американских участников высадки в Нормандии два прибыли в Англию на одной из "королев", а после окончания военных действий их услугами воспользовались 95% возвращавшихся на родину солдат и офицеров - всего свыше полутора миллиона!
Условия обитания на лайнерах, конечно же, разительно отличались от тех, что были в мирное время, однако оставались неплохими. Хуже приходилось солдатам, следовавшим на военных транспортах, переоборудованных из более скромных пассажирских судов, например, из конфискованных пароходов бывших союзников - польского "Собецкого" и французского "Иль-де-Франса". Они принимали на борт лишь немногим меньше войск, чем 80000-тонные "Мэри" и "Элизабет". В результате люди в несколько смен принимали пищу и спали по очереди - на двух солдат приходилась одна койка.
Пассажирские лайнеры решили бы проблему войсковых перевозок полностью, если бы не очевидный факт: огромные пароходы могли заходить лишь в очень ограниченное число достаточно оборудованных и глубоководных портов. Уже при высадке в дружественной Норвегии в 1940 году операция едва не сорвалась. Спасли англичан и французов немногочисленные десантные катера, перевозившие людей с лайнеров на берег. Тут же было найдено и верное решение: транспорт должен иметь у себя на борту специальные плавсредства, способные быстро доставить десант на необорудованное побережье.
В результате появились три основные серии "настоящих" десантных войсковых транспортов: LSI (Landing Ship, Infantry - десантный корабль для пехоты) - большие (L - Large), средние (M - Medium) и малые (S - Small). Поскольку все они переоборудовались из гражданских судов, тактико- технические данные внутри этих "серий" менялись в довольно широких пределах. Самыми удачными среди больших "десантников" оказались однотипные теплоходы "Гленрой", "Гленгил"и "Гленэрн", построенные перед самой войной. Они развивали скорость до 18 узлов, имели сильное зенитное вооружение из шести 102-мм орудий и могли принимать 24 катера типа LCA, три - типа LCM, а также около тысячи десантников. Находившийся в нижней части "шкалы" LSI(L) австралийский "Манура" давал на 3 узла меньше и нес всего 12 высадочных катеров. Более однородными выглядели LSI(M) и LSI(S). К их числу принадлежали не слишком крупные корабли (2500 - 6000 рег. т), носившие имена принцев и принцесс. "Царственные особы" имели высокую скорость (21 - 22 узла), вооружение из двух 76-мм пушек, были оборудованы восемью десантными катерами и брали на борт 250 - 380 солдат. Существовал еще один тип - LSI(H), названный так потому, что лебедки для спуска высадочных средств на нем оснащались только ручным приводом (H - Hand - ручной). "Ручники" применялись для перевозки войск на небольшие расстояния, поэтому при малом водоизмещении (1800- 4000 рег. т) они принимали больше людей, чем аналогичные средние транспорты - 400 - 600 человек. На них грузились шесть катеров LCA, а вооружение ограничивалось одной 76-мм или 102-мм пушкой. Всего англичане переоборудовали 11 больших, столько же средних и малых, а также 10 "ручных" десантных транспортов.
Пехотный десантный транспорт "Принцесс Беатрис" типа LSI(M), Англия, 1942 г.
Водоизмещение 6700 т, длина 113,7 м, ширина 16,7 м, осадка 4,7 м. Дизельные двигатели мощностью 14 500 л.с., скорость 22 узла.
Вооружение: два 76-мм зенитных орудия.
Вместимость: 400 человек с вооружением, восемь десантных катеров типа LCA, LCS и два LCM.
У заокеанских союзников Англии пригодных для использования в военных целях лайнеров было куда меньше. После падения Франции Соединенные Штаты конфисковали в Нью-Йорке знаменитую "Нормандию" и поставили ее на модернизацию с целью превратить в войсковой транспорт. Работы уже практически закончились, но вспыхнувший на борту пожар и нерациональное его тушение погубили быстроходнейшее судно в мире, лишив тем самым новых хозяев средства для перевозки полноценной дивизии.
Потерпев фиаско и подсчитав убытки, остро нуждавшиеся в войсковых транспортах американцы подошли к делу тогда по- другому. С момента вступления в войну была разработана широкая программа постройки серийных грузовых судов типа C- 2, С-3 и С-4 ("Либерти" и "Виктори"), часть из которых дооборудовалась в качестве десантных транспортов. При этом сразу предполагалось, что некоторые из них будут служить только для переброски войск из одних портов в другие. Эти корабли получили обозначение AP и представляли собой обычные транспорты, трюмы которых, разделенные дополнительными переборками, превратились в жилые помещения. Там воздвигли многоярусные койки и железные столы, увеличили производительность опреснительных установок и мощность камбузов, в результате чего условия обитания без малого полутора тысяч солдат могли считаться если и не комфортными, то во всяком случае весьма сносными.
Для перевозки десанта с выгрузкой его на необорудованное побережье использовались другие транспорты - APA (лишнее A означало Attack - штурмовой). В отечественной литературе их обычно называют десантными войсковыми транспортами. В отличие от просто войсковых, "десантники" несли значительное число (16 - 22) малых катеров типа LCVP, LCM или LCP(L), которые и служили для высадки людей. Спуск на воду высадочных средств осуществлялся мощными шлюпбалками и лебедками, способными плавно доставить с высоты пятиэтажного дома набитый людьми железный "ящик". Любовь американцев к специализации выразилась в том, что такие суда строили отдельно для перевозки людей и отдельно - для доставка техники. Последние также делились на AK, аналогичные AP, и штурмовые AKA, предназначенные для действий совместно с APA. Трюмы и палубы грузовых транспортов были усилены для приема средних танков и тяжелых орудий и, конечно же, не имели перегородок и спальных мест, но в остальном отличались очень мало. Нельзя сказать, что войсковые транспорты совсем не брали груза - на полторы тысячи десантников приходилось почти 3 т снаряжения, но все это преимущественно в мелких упаковках, которые при необходимости можно было перенести вручную. Стандартные транспортные суда США имели скорость 16 - 17 узлов, вооружались одним 127-мм орудием и десятком 20-мм "эрликонов" и 40-мм "бофорсов". Всего американцы переоборудовали или достроили в качестве войсковых и грузовых транспортно-десантных кораблей почти две сотни "либерти" и "виктори".
Десантный войсковой транспорт "Кентон" типа APA, США, 1943 г.
Водоизмещение стандартное 6875 т, полное 14 800 т, длина наибольшая 138,7 м, ширина 18,9 м, осадка 7,3 м. Турбина мощностью 8500 л.с., скорость 16,5 узла.
Вооружение: одно 127-мм зенитное орудие, двенадцать 40-мм и десять 20-мм автоматов.
Вместимость: 1560 человек, 22 десантных катера типа LCVP, два LCM и два LCP. Всего на базе транспортных судов типа "Виктори" в 1943 - 1945 годах построено 118 транспортов типа APA.
Грузовой десантный транспорт "Артемис" типа AKA, США, 1943 г.
Водоизмещение стандартное 4300 т, полное 6740 т, длина наибольшая 129,9 м, ширина 17,7 м, осадка 4,7 м. Две турбины мощностью 6000 л.с., скорость 17,5 узла.
Вооружение: одно 127-мм орудие, восемь 40-мм и одиннадцать 20-мм автоматов.
Вместимость: 900 т груза, 12 десантных катеров типа LCVP, два LCM и один LCP. Всего в 1943 - 1945 годах построено 99 транспортов АКА на базе стандартных транспортных судов.

Next page
Back