Page 1

1    2

НАСЛЕДНИКИ "СИНСЮ-МАРУ"

Любая десантная операция сопряжена с рядом опасных моментов. Один из них - спуск с транспортов десантных катеров и загрузка их людьми и вооружением. Бывали случаи, когда маленькие суденышки разбивало волнами о борт парохода или опрокидывало. Поэтому зачастую приходилось сначала спускать на воду пустые катера, на которые затем перебирались солдаты, используя для этого свешиваемые с бортов специальные сетки. Излишне говорить, сколь нежелательны перед боем такие физические упражнения, угрожающие к тому же затянуть высадку на несколько часов. Требовалось найти способ хоть как-то облегчить эту опасную процедуру.
Первыми предложили решение японцы. Интенсивно готовясь к войне за "Великую Азию", они еще в 1935 году построили весьма совершенный десантно-высадочный корабль "Синсю-Мару", спроектированный для армии фирмой "Харима". "Изюминка" проекта состояла в том, что 20 десантных катеров помещались на специальных тележках на рельсах, проложенных в огромном помещении на ближайшей к поверхности воды палубе. В кормовой части этого ангара имелись большие двери. В момент высадки катера подтаскивали лебедками к дверям и сталкивали на воду. Тем самым удавалось избежать рискованного спуска с высоты на раскачивающихся талях.
Десантный корабль "Синсю Мару", Япония, 1935 г.
Водоизмещение стандартное 9000 т, в грузу 11 800 т. Длина 150 м, ширина 22 м, осадка 8,2 м. Две турбины общей мощностью 8000 л.с., скорость 19 узлов.
Вооружение: восемь 75-мм зенитных орудий, 20 катеров или самолетов. Потоплен в 1945 году авиацией США.

Столь совершенного и универсального десантно- высадочного корабля не было ни в одном флоте мира. Увы, в течение шести лет, до начала "большой войны" на Тихом океане, "Синсю-Мару" оставался в единственном экземпляре. Он участвовал в высадке на Филиппинах, а затем в операциях против голландской Ост-Индии, ставшей для него последней. В ходе десанта на остров Ява "Синсю-Мару" в числе прочих транспортов оказался невольным участником боя сил прикрытия с крейсерами союзников. Японские тяжелые крейсеры выпустили по противнику с большой дистанции сотню мощных торпед. Одна из них сыграла с хозяевами злую шутку. Пройдя около 30 км, она случайно попала в борт "Синсю-Мару", и тот немедленно отправился на дно. Через год его подняли, отремонтировали и ввели в строй, но время активных операций для Японии уже закончилось.
К этому времени в состав флота Страны восходящего солнца вошло три еще более необычных штурмовых десантных транспорта. Два были переоборудованы в 1944 году из недостроенных пассажирских лайнеров. "Акицу-Мару" и "Нигицу-Мару" внешне очень напоминали авианосцы: они имели ангар для катеров или самолетов, полетную палубу длиной 123 м и остров-надстройку, отнесенную к правому борту. Самолеты подавались на палубу краном, установленным в корме, при необходимости они могли взлетать с палубы, но их посадка не предусматривалась. Тот же кран служил и для выгрузки тяжелого вооружения и техники. Сохранились и опробованные на "Синсю-Мару" кормовые ворота. В целом "Акицу-Мару" представлял собой весьма совершенный универсальный десантный корабль, однако к моменту вступления в строй надобность в нем отпала. В последних отчаянных попытках хоть как-то повысить возможности палубной авиации японские инженеры предполагали убрать с "Акицу-Мару" массивный кормовой кран и обеспечить посадку самолетов, но даже эту скромную задачу решить не удалось. Оба несостоявшихся лайнера пошли ко дну в самом начале своей карьеры от торпед американских подводных лодок.
Десантный авианесущий корабль "Акицу Мару", Япония. 1942 г.
Водоизмещение полное 11989 т. Длина 152 м, ширина 19,5 м, осадка 7,9 м. Две турбины общей мощностью 7500 л.с., скорость 20 узлов.
Вооружение: двенадцать 76-мм орудий, 20 катеров или самолетов. Всего построено две единицы: "Акицу-Мару" и "Нигицу-Мару" (1943 г.).

Больше повезло последнему десантному транспорту - "Кумано-Мару". Это грузовое судно, также переданное японской армии еще на стапеле в 1944 году, могло брать до 25 катеров и от 8 до 37 самолетов. Скорость 10- тысячетонного турбинного корабля достигала 19 узлов, а вооружение состояло из восьми 75-мм зенитных орудий и шести 25-мм автоматов. "Кумано-Мару" пережил войну, после его разоружили и вновь превратили в обычный транспорт.
Японские десантные транспорты при всей их оригинальности не были лишены недостатков. Дело в том, что рельсы и тележки хотя и ускоряли процесс высадки, но не исключали опасную операцию выталкивания катеров через кормовые ворота. При сильном волнении моря оставался риск опрокидывания и повреждения хрупких суденышек. Американские же конструкторы пошли по другому пути. Они решили спускать плашкоуты на воду еще внутри корабля, превратив его тем самым в плавучий док. Так появились десантные корабли-доки LSD (Landing Ship, Dock). Первые из них вошли в строй еще в 1943 году.
Новая идея предполагала совершенно необычную внутреннюю планировку. Корпус корабля-дока был разделен на две части огромной доковой камерой, занимавшей почти всю длину корабля (кроме крайнего носового отсека). Все служебные и жилые помещения и кубрики для десанта находились в боковых башенках и носовой надстройке. Именно поэтому число принимаемых десантников ограничивалось в лучшем случае двумя сотнями человек. Зато в доковую камеру входили три средних плашкоута LCU и от десяти до двадцати малых катеров LCVP или LCM. При подходе к месту выгрузки док притоплялся до такой осадки, чтобы катера могли покинуть его через кормовые ворота, а после высадки на берег первой волны десанта вернуться и принять следующую партию десантников или груза. Такой способ выгрузки для тех времен считался наиболее безопасным.
Десантный корабль-док "Эшленд", США, 1943 г.
Водоизмещение стандартное 4800 т, полное 8800 т. Длина 138 м, ширина 22,1 м, осадка 5,5 м. Две паровые машины общей мощностью 7400 л.с., скорость 15,5 узла.
Вооружение: двенадцать 40-мм автоматов. В 1943 - 1944 годах построено 23 корабля этого типа.

Несмотря на то, что первые доки серий "Эшленд" и "Кэбилдо" оборудовались насосами, способными перекачать до 5 тыс. т воды в час, процесс притапливания и осушения доковой камеры занимал слишком много времени (1,5 - 2 ч). Поэтому дальнейшее развитие судов этого типа пошло в основном по путч увеличения размеров и мощности насосного оборудования. Стоимость их была достаточно велика, и только наиболее крупные морские державы - в первую очередь Соединенные Штаты Америки могли позволить себе такую роскошь. В 50-х годах они построили серию из восьми единиц типа "Томастон" (LSD-28 - LSD-35), по компоновке мало чем отличавшихся от доков военной поры. Выгодными сторонами судов нового типа являлась скорость (23 узла) и мощное зенитное вооружение (шесть спаренных 76-мм установок). Их появление связано с выработкой новой концепции амфибийных сил, предусматривавшей не менее чем 20-узловой ход для всех десантных кораблей. Более продуманно подошли к размещению механизмов: для перевалки грузов установили 50- тонные краны, а носовую оконечность снабдили ледовым подкреплением. Однако один дефект у кораблей-доков остался. Вместимость "томастонов", полное водоизмещение которых достигало 12 тыс. т, практически осталась прежней (три средних и шесть малых или 21 малый плашкоут), а число десантников, перевозимых на этих насыщенных механизмами кораблях, упало до 100 человек. Поэтому вскоре появилась новая идея.
Место кораблей-доков в рядах амфибийных сил в 60-е годы заняли десантные транспорты-доки. Их отличие состояло в гораздо большей универсальности. Они одновременно сочетали функции войсковых и грузовых транспортов, кораблей-доков и даже вертолетоносцев. Могли перевозить почти 1000 человек с полным вооружением и танками, а также 2000 - 3000 т груза, причем все это можно было переправить на берег с помощью собственных катеров и плавающей техники. Правда, за высокую универсальность пришлось заплатить уменьшением размеров доковой камеры. Теперь она занимала примерно треть длины корпуса в кормовой части. Сверху ее прикрывала вертолетная палуба, ближе к носу находились танковые и грузовые трюмы.

Next page
Back