Page 1

1    2

ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ ДЕСАНТНИКА

Огневая поддержка десанта боевыми кораблями далеко не всегда является благом для собственных войск. Вооруженные тяжелыми орудиями линкоры и крейсера держатся далеко в море, на расстоянии не менее десятка километров от береговой черты. Чтобы <заказать> их огонь, требуется время, и, кроме того, нет никакой гарантии, что тяжелые снаряды поразят нужную цель. Так, командир одной из частей союзного десанта отправил кораблям поддержки, осыпавшим снарядами своих, радиограмму с типичным английским юмором, гласившую: "Не пора ли вам прекратить огонь? Оставьте хоть кого-то для противника!" Известен и другой, почти анекдотичный случай "поддержки" со стороны британского линкора. Офицер-корректировщик с берега требовал залп за залпом, каждый раз перенося точку прицеливания на полкилометра в глубь побережья. Когда командир корабля поинтересовался, какая же цель потребовала столь оригинального стиля стрельбы с большим расходом драгоценных 381-мм снарядов, ответ привел его в состояние ступора. Оказывается, 15-дюймовки линкора "преследовали" одинокого немецкого курьера, галопом улепетывавшего на лошади от места высадки!
Конечно, такое случалось далеко не всегда, но боевые корабли оставались слишком "неповоротливыми" для эффективной поддержки. Даже эсминцы, имевшие относительно малую осадку, обычно не могли подойти близко к мелководному пляжу, и им приходилось стрелять в лучшем случае с двух-трех километров. Не спасала и собственная артиллерия десанта: она была способна открыть огонь только через полчаса-час, да и то если противник позволял ее развернуть... Поэтому еще в первую мировую войну выяснилось, что пулемет на десантном судне важнее, чем 12-дюймовки на находящемся в 5 милях от берега броненосце.
Самое простое решение лежало буквально на поверхности: установить вооружение на тех же десантных кораблях. Малая осадка позволит им подойти вплотную к урезу воды, а при необходимости и выброситься на берег. Но все же куда предпочтительнее использовать для этого специальные боевые единицы, поскольку тогда можно было избавить солдат от шума, вспышек и ударной волны от собственных орудий, опасности пожара, а также не жертвовать вместимостью судна в пользу вооружения.
Идея корабельной огневой поддержки десанта родилась и начала воплощаться параллельно с созданием специализированных высадочных средств. Первые десантные катера поддержки англичане создали еще в 1938 году на базе экспериментального ALC. Тогда еще считалось, что в будущей войне важную роль будет играть химическое оружие, поэтому "гвоздем" вооружения являлся 102-мм миномет для газовых мин, размещенный в носовой части и стрелявший всего на 600 м. Его дополняли два крупнокалиберных пулемета. Кораблик поддержки получил название LCS(M) (Landing Craft Support Medium - средний десантный катер огневой поддержки), хотя его водоизмещение составляло всего 11 т. В дальнейшем 12,7-мм пулеметы переместились в две бронированные башенки, расположенные на рубке рядом - по типу британских легких танков. Главным достоинством LCS(M) являлся его небольшой размер, позволявший спускать катер шлюпочными лебедками с любого корабля - например, десантного транспорта. Хотя ядовитые газы во второй мировой войне не решилась использовать ни одна из сторон, "газомет" оказался весьма полезным приспособлением. С его помощью катера поддержки ставили дымзавесы непосредственно на месте высадки головных частей десанта.
Катер ближней поддержки десанта LCS(M) Мк-3, Англия, 1941 г.
Водоизмещение нормальное 13,5 т. Два бензиновых двигателя общей мощностью 130 л.с., скорость 10 узлов.
Вооружение: два 12,7-мм пулемета, один миномет.
Американцы вместо среднего катера поддержки выпускали малые LCS(S) на базе десантного средства LCP(L). Название "малый" весьма обманчиво, поскольку они имели такое же водоизмещение (11 т) и бронирование (6 мм), как "средние" LCS(M), а скорость (12 узлов) оказалась даже больше, чем у "англичан". Очевидно, их менее высокий статус был вызван более легким вооружением (по одному крупнокалиберному и обычному пулемету). Место миномета заняла дымообразующая аппаратура. Огневую завесу создавали две установки для запуска неуправляемых 127-мм ракет. Американские заводы без труда вооружили ими свыше 500 LCS(S). Некоторые из них имели усиленное ракетное вооружение и могли выпускать до 24 ракет.
Большие катера поддержки типа LCS(L) были созданы на базе корпусов настоящих прибрежных катеров типа "Фермайл". Они имели водоизмещение 24 т и более серьезное оружие. Дело в том, что средние и малые катера, неплохо себя зарекомендовавшие в ходе рейда на Дьепп, оказались беспомощными перед вражескими танками. Поэтому на LCS(L) установили башенку с бронеавтомобиля "Даймлер" с 40-мм танковым орудием. В состав вооружения входили два 12,7-мм пулемета (также в башенках, как на среднем катере), два 7,7-мм и любимый 102-мм "газомет". Дизельные двигатели сообщали скорость в 10,5 узла, а максимальная толщина бронирования рубки и башен составляла всего 12,7 мм. К моменту появления LCS(L) на свет в 1943 году 40-мм пушка уже не могла бороться с новыми немецкими танками, однако эти катера нельзя назвать совсем бесполезными. Они широко применялись до самого конца войны, а один из них потопил две японские десантные баржи в ходе высадки в Бирме аж в апреле 1945 года!
Катер ближней поддержки десанта LCS(L) Мк-2, Англия, 1942 г.
Водоизмещение полное 116 т, длина 32 м, ширина 6,5 м, осадка 1,7 м. Два бензиновых двигателя общей мощностью 1140 л.с., скорость 14 узлов.
Вооружение: одно 57-мм орудие в танковой башне, два 20-мм автомата, два 12,7-мм пулемета, один миномет.

Next page
Back