Page 1

1    2

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Произошедшие по завершении второй мировой войны радикальные изменения в военно-морской политике не могли не сказаться и на дальнейшем развитии десантных сил. Из числа возможных претендентов на чужие территории выпали Германия, Япония и Италия. Франция и Советский Союз медленно восстанавливали разрушенную войной экономику. Создание мощного амфибийного флота для всех этих стран являлось делом далеко не первой важности. И только англосаксонские союзники оставались обладателями огромного "стада" десантных кораблей, барж и плашкоутов.
В сложившейся ситуации, когда у одних стран не было ничего, а у других - все (что, кстати, тоже не побуждало к строительству новых судов), кажется вполне естественным тот медленный темп, которым шло совершенствование десантных кораблей в 40-х и 50-х годах. Да и впоследствии они продемонстрировали определенную консервативность. Весь послевоенный западный мир как бы распался на две части: США, продолжавшие гонку вооружений "на полных парах", и остальные страны, не спеша повторявшие уже сделанные ранее шаги. Большинство построенных вне американского континента высадочных средств и кораблей очень близки по параметрам к судам военной эпохи.
Основательно потрепанная войной и распадом империи, Британия приступила к обновлению своих изрядно обветшавших к этому времени амфибийных судов только в начале 60-х годов. Интересно, что заказ на постройку первого танкодесантного судна нового поколения "Сэр Ланселот" выдало не Адмиралтейство, а министерство транспорта. Предназначался он не для флота, а для армии. Более того, в целях экономии предполагалось в мирное время сдавать десантные корабли в аренду гражданским транспортным компаниям! Это наложило свой отпечаток на облик "Ланселота" и остальных "сэров" - рыцарей "круглого стола" короля Артура. Строившиеся по гражданскому проекту, они имели иллюминаторы и крановое оборудование, а условия обитания команды были значительно улучшены, частично за счет ослабления боевых качеств. Впрочем, англичане и не думали использовать своих "рыцарей" в боевой обстановке. Высадка при сопротивлении противника считалась в 60-70-е годы крайне маловероятной, так что основной задачей новых танкодесантных кораблей становилась обычная перевозка крупных грузов. В качестве уступки Адмиралтейству их оборудовали площадками для вертолетов. Только в 1980 году флоту удалось окончательно перевести все шесть кораблей в свое распоряжение. И очень вовремя. В 1982 году разгорелся конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских островов, перешедший в настоящую морскую войну. ВМС бывшей "владычицы морей" просто не имели других специализированных судов для перевозки техники, кроме пресловутых "сэров", которые попали в самое пекло.
При высадке у Блафф Коув "Сэр Тристам" и "Сэр Галахэд" получили бомбовые попадания с аргентинских самолетов. Оба объятых пламенем корабля вышли из строя. "Галахэд" спасти не удалось: его обгоревший остов пришлось отбуксировать в открытое море и затопить торпедой. После фолклендской кампании вопрос о полезности полугражданских "десантников" уже не стоял, и Адмиралтейство согласилось вывести их из состава флота только в обмен на новые единицы. Более того, проект понравился австралийцам, которые в 1980 году на его базе создали свой вариант, названный "Тобрук". Имевший в основном аналогичные ТТХ, "австралиец", предназначенный только для военного использования, отличался менее гражданским видом, оснащался более совершенным электронным и погрузочно-разгрузочным оборудованием, а также принимал вертолеты "Уэссекс".
Танкодесантный корабль "Сэр Ланселот", Англия, 1964 г.
Водоизмещение стандартное 3270 т, полное 5675 т. Длина максимальная 116,8 м, ширина 19,6 м, осадка 4,3 м. Два дизеля общей мощностью 9500 л.с., скорость 17 узлов.
Вооружение: два 40-мм зенитных автомата (устанавливаются только в военное время).
Вместимость: до 535 десантников или до 1500 т груза. Всего в 1964-1967 годах построено 6 единиц: "Сэр Галахэд", "Сэр Ланселот", "Сэр Бедивер", "Сэр Тристам", "Сэр Джервэн" и "Сэр Персиваль".

Британским опытом воспользовались не только их младшие партнеры по бывшей империи. Конструкция "сэров" приглянулась Ирану, заказавшему в 1972 году сразу шесть единиц несколько уменьшенных размеров. Однако внутренние потрясения в этой стране и последовавшее затем противостояние Западу задерживало сроки готовности кораблей. В итоге англичане построили только четыре из заказанных, а два последних в виде как бы "госпитальных судов" (без вооружения) поставили лишь в 1982 году. Иранские "Хенгам", "Ларак", "Лавн" и "Тонб" заметно уступали по размерам прототипу: полное водоизмещение их было около 2500 т, длина - 93 м и ширина - 14,9 м. Тем не менее они могли принимать дюжину танков Т-55 или шесть более крупных и тяжелых британских "чифтенов". Активно задействованные в войне с Ираком, они имели неплохое для наших времен вооружение: четыре 40-мм "бофорса" последней модели или восемь 23-мм советских зениток с автономным радиолокационным управлением; на корме располагалась небольшая площадка для вертолета. Кроме того, на них устанавливались системы залпового огня для поддержки войск.
Приобщились к английскому "эталону" и арабы. Султанат Оман заказал в начале 80-х годов в Британии танко-десантный корабль и три плашкоута. Еще два аналогичных LST были построены для Алжира. В общем, амфибийное судостроение еще пользуется значительным спросом в мире, хотя его сильно теснят конкуренты.
Танкодесантный корабль "Наср-эль-Бахр", Оман, 1985 г.
Построен в Англии фирмой "Брук Марин". Водоизмещение стандартное 1600 т, полное 2500 т. Длина максимальная 93,0 м, ширина 15,5 м, осадка 2,3 м. Дизели общей мощностью 7800 л.с., скорость 16 узлов.
Вооружение: четыре 40-мм и два 20-мм автомата.
Вместимость: 240 десантников и 450 т груза.

В 70-е годы в подкрепление крупным "рыцарям короля Артура" в Англии строились и десантные плашкоуты малого и среднего размеров. Средние "Арденны" и "Аракан" (водоизмещение в грузу около 1400 т) создавались по гражданскому проекту и со своей длинной и высокой надстройкой в кормовой части имели не слишком военный вид. Вооружение на них отсутствовало, но каждое судно могло принимать пять тяжелых танков весом до 70 т. Однако чаще им приходилось возить альтернативный груз - до 20 стандартных 7-метровых контейнеров. Вместимость по десантникам можно оценить как ничтожную - принималось не более 34 человек с легким вооружением. В общем, эти суда, да еще в столь незначительном количестве (две единицы) едва ли стали достойной заменой старым LCT-8.
Не более удачными оказались малые лихтеры типа "Эвон" (водоизмещение около 100 т). Построенные в 1961-1967 годах, они спустя 20 лет уступили место судам типа "Арроманш", практически ничем не отличавшимся от своих предшественников. Все они находились в распоряжении армии. Флоту удалось ввести в строй только серию из 12 традиционных плашкоутов типа LCM-9, восемь из которых предназначались для транспортов-доков "Фирлесс" и "Интрепид", а остальные четыре - в качестве резерва. Плашкоут мог принимать два стандартных танка или 100 т груза и имел полное водоизмещение 176 т. Один из них пал жертвой фолклендского конфликта. По иронии судьбы бывший доминион Великобритании - Австралия примерно в то же время создала десантные силы, почти равные силам бывшей метрополии. Восемь средних плашкоутов, названных в честь мест высадок австралийских войск в войне с Японией (тип "Баликпапан"), имели водоизмещение в грузу около 500 т, скорость 10 узлов и могли принимать три средних танка. По местной классификации они значились как "тяжелые десантные средства" (LCH - Landing Craft Heavy). В 1974 году два из них перекочевали в распоряжение новоиспеченного государства Папуа - Новая Гвинея, ближайшего соседа Австралии.

Next page
Back