Page 1

1    2

НАШ ОТВЕТ ЧЕРЧИЛЛЮ

В то время, как западные союзники строили десантные суда и катера сотнями и тысячами, положение с амфибийными силами в Советском Союзе оставалось прямо противоположным. Хотя еще в 30-е годы наши военно-морские специалисты разработали довольно передовые теоретические основы высадочных операций, материальная часть для них безнадежно отставала. Гражданская война, последовавшая за ней разруха в экономике, сменившаяся непрерывной гонкой во всех областях военной промышленности, не оставили места для развития столь специфической области морской техники. Более того, немногие уцелевшие "Эльпидифоры" пришлось переоборудовать в более необходимые артиллерийские корабли - канонерские лодки. К началу второй мировой войны СССР не имел ни десантных кораблей специальной постройки, ни подготовленных для высадок войск (за исключением единствен- ной бригады морской пехоты на Балтике). Такое положение не слишком отличалось от ситуации, в которую попали в те же времена англичане и американцы, однако дальнейшие события сложились для нашей страны крайне неблагоприятно. Первые годы войны привели к потере или остановке почти всех судостроительных заводов на Черном и Балтийском морях, а оставшиеся срочно ремонтировали поврежденные боевые корабли и выполняли программу развития легких сил. По-прежнему для десантных судов не находилось ни средств, ни времени.
В ходе Великой Отечественной войны советский ВМФ не раз производил высадку десантов. Для этой цели использовались самые различные средства, от рыболовных шаланд и малых охотников до крейсеров. Из более чем сотни подобных операций около 80% завершилось успешно, что можно считать хорошим результатом. Однако даже в лучших случаях выгрузка техники с неприспособленных для этого судов неимоверно затруднялась. Сказывалось и отсутствие специальных кораблей поддержки. Только в кратковременной войне с Японией удалось задействовать полученные по ленд-лизу средства, которые сразу же показали свою эффективность.
Изменившаяся после войны обстановка заставила вернуться к вопросу о десантных кораблях. Знаменитая речь Черчилля в Фултоне положила начало новой эпохе "холодной войны". Больше не приходилось рассчитывать на опыт и промышленные мощности бывших союзников - теперь они превращались в потенциальных противников. Глобальная стратегия противостояния заставила СССР развивать все виды Военно-Морского флота, в том числе и амфибийные силы. Без них статус великой державы невозможен - эта истина уже не подлежала сомнению.
Но, как говорится, скоро сказка сказывается... Десантные корабли дальнего и ближнего действия были включены уже в первую кораблестроительную программу 1946 - 1955 годов, но загрузка заводов заставила отказаться от большинства из них и ограничиться лишь малым танкодесантным транспортом (проект 450). Уже в нем четко проявились характерные особенности большинства советских судов амфибийных сил. Дело в том, что в мирное время "450-й" и его последователи предназначались для перевозки мирных грузов, а при возникновении военной угрозы их предполагалось быстро дооборудовать и вооружить. Такие варианты "десантников" разрабатывались и на Западе (британские "рыцари Круглого стола"). Для всех них характерен "гражданский" вид - в частности, иллюминаторы в корпусе и надстройках, грузовые стрелы.
Первый советский малый десантный корабль (МДК) мог принимать и выгружать через носовые ворота три или четыре танка, но дальность и автономность его, мягко говоря, оставляли желать лучшего. Невысокой была и скорость, для увеличения которой на части кораблей (проект 450-бис) установили более мощные дизели (450 л.с. вместо 300). Строились "десантники" 450-го проекта на балтийских заводах; часть из них до сих пор служит в качестве вспомогательных судов флота.
Наследником проекта 450 можно считать "военизированный" морской теплоход с 1000-тонной нагрузкой (проект 572). Он мог брать на борт четыре - пять танков или до 225 бойцов. Внешне суда этого типа практически не отличались от гражданских сухогрузов небольшого тоннажа, и только глядя прямо с носа можно было увидеть традиционную принадлежность десантного корабля - створки ворот для выпуска техники. Он имел скромные характеристики и не получил большого признания; серия включала всего восемь единиц.
Средний десантный корабль "Бурея" (проект 572), СССР, 1956 г.
Водоизмещение стандартное 1400 т, полное 2030 т. Длина 70,9 м, ширина 12,3 м, осадка 3,8 м. 2 дизеля общей мощностью 1600 л.с., скорость 10 узлов.
Вооружение: два 57-мм зенитных орудия и четыре 25-мм автомата.
Вместимость: 4 тяжелых или 5 средних танков или 225 десантников. Всего в 1956 - 1959 годах построено 8 единиц.

Более совершенным являлся средний танкодесантный корабль (ТДК, проект 188). Он мог принимать три тяжелых или пять средних танков, выгрузка которых на необорудованный берег осуществлялась по аппарели через носовые ворота. Для солдат имелись специальные кубрики в трюме под танковой палубой. ТДК мог брать вместо техники 350 человек с полным вооружением. Он отличался от предшественников подчеркнуто военным видом и для мирных целей не предназначался. 19 судов этого типа было построено в Выборге в конце 50-х - начале 60-х годов.
Средний десантный корабль СДК-7 (проект 188), СССР, 1958 г.
Водоизмещение стандартное 1020 т, полное 1430 т. Длина 74,7 м, ширина 11,3 м, осадка 2,4 м. 2 дизеля общей мощностью 4000 л.с., скорость 14 узлов.
Вооружение: четыре 57-мм зенитных орудия.
Вместимость: 3 тяжелых или 5 средних танков или 350 десантников. Всего в 1958 - 1963 годах построено 19 единиц.

Вообще 60-е годы стали "золотым веком" советского десантного флота. Тогда появились и новые малые танкодесантные корабли проекта 106 грузоподъемностью 200 т. Они прижились во всех флотах нашей страны и строились большой серией сначала по первоначальному, а затем по модифицированному проекту 106К с увеличенной на треть нагрузкой. Последние также принимали до 175 десантников с легким вооружением. Главным предназначением малых десантных кораблей являлась высадка тактических десантов на небольшом удалении от баз. МДК этого типа сходили со стапелей на протяжении 13 лет - с 1958 по 1970 год.
Качественный и количественный рост ВМФ СССР позволил ему выйти на просторы Мирового океана. В числе прочих задач в стратегических доктринах появилась и такая: "Оказание военной помощи союзным и дружественным государствам". Это требовало особых средств. И не в последнюю очередь - специальных судов для доставки различных грузов. Так, в 1959 году появилось задание на разработку океанского ТДК (проект 1171) с тактико-техническими данными,сопоставимыми с аналогичными у современных западных LST. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз с носовой аппарелью (проект 1173), который в военное время должен был служить тем же целям. Высокая сложность принципиально нового для нашего флота корабля, а также близость назначения обоих проектов заставили вспомнить о плановом хозяйстве. Оба проекта слили в один под общим обозначением "1171". При этом сохранялось двойное - военное и гражданское - использование судна,характеристики же его несколько снизились. Противоречивые требования гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование) заставили пойти на компромисс. Проектировщики составили четыре варианта проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Последней каплей явилась замена главных двигателей. Вместо планировавшихся для судна дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить моторы вдвое большей мощности. Это вполне устраивало ВМФ, поскольку скорость возрастала до 17 узлов - почти до исходного задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от "совместного" судна - его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной. В результате двойное назначение "Тапира" (так назывался 1171-й проект) проявилось лишь во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль получил обозначение БДК - "большой десантный корабль" - и строился исключительно для ВМФ. За десять лет, с 1966 по 1975 год, в строй вошло 14 единиц в четырех вариантах. Головной корабль серии, БДК-10 "Воронежский комсомолец", имел несколько меньшую вместимость по десантникам. На остальных оборудовали дополнительные кубрики, позволившие принимать еще 125 человек, и более вместительные кладовые провизии, увеличившие автономность плавания до трех недель. Большинство единиц серии помимо зенитных автоматов вооружалось ракетными комплексами самообороны "Стрела". В течение двух десятков лет "тапиры" (или "аллигаторы" по натовской классификации) составляли основу стратегических десантных сил Советского Союза. Распад СССР ускорил их вывод из строя: корабли либо списаны на слом, либо находятся в небоеспособном состоянии.
Большой десантный корабль "Воронежский комсомолец" (проект 1171), СССР, 1966 г.
Водоизмещение стандартное 3040 т, полное 4650 т. Длина 113,1 м, ширина 15,6 м, осадка 4,5 м. 2 дизеля общей мощностью 9000 л.с., скорость 16,5 узла.
Вооружение: два 37мм и четыре 25-мм зенитных автомата, ЗРК ближнего действия "Стрела" (24 ракеты), две пусковые установки НУРС.
Вместимость: до 1500 т техники и грузов. Всего в 1966 - 1976 годах построено 14 единиц четырех серий, отличавшихся составом вооружения.

Next page
Back