Page 1

1    2

КАТЕРА ДЛЯ РЕЧНЫХ БАТАЛИЙ

        Начиная войну против Сербии, Австро-Венгрия    рассчитывала быстро подавить сопротивление этой маленькой страны, отрезанной от своей великой союзницы России и потому лишенной возможности получать от нее вооружение и боеприпасы. Уверенность австрийцев осно-вывалась на том, что в их распоряже-нии находилась  сильнейшая речная флотилия, господствовавшая на Дунае. Но уже 23 октябр 1914 года, когда австрийский монитор "Темес" проходил мимо острова Грабовец на Саве,под ним раздался сильнейший взрыв, вспучивший всю палубу и сбросивший за борт правую носовую башню. Артиллерийские расчеты обеих носовых башен погибли, в погребах боезапаса вспыхнул пожар - и корабль быстро пошел на дно. Командир монитора и командующий флотилией спаслись чудом: дверь боевой рубки в момент взрыва оказалась открытой и ее не заклинило. Два месяца спустя австрийская флотилия,- караван барж с буксиром и несколько вооруженных кораблей - наткнулась ниже Железных ворот на мощное минное поле, защищенное вооруженными сербскими пароходами, и была вынуждена повернуть вспять.
        Вот таким образом в конце 1914 года выяснилось, что русское оружие все-таки попало   в Сербию, которая благодаря этому сумела перекрыть Дунай на коротком участке по границе с Румынией. А это отрезало Австро-Венгрию и ее союзницу Германию от дружественных им Болгарии и Турции.
        Тогда немцы потребовали, чтобы румынское правительство в качестве ответной меры на пропуск русских военных кораблей в Сербию, пропустило австро-венгерские корабли вниз по Дунаю. Румыны ответили  отказом,  утверждая, что вверх по Дунаю проходили не военные, а вооруженные коммерческие суда Русско-Дунайского пароходства. Стремясь помочь союзной державе выйти из затруднительного положения, русские дипломаты посоветовали румынскому правительству закрыть вопрос, интернировав два находившихся в то время в пределах Румынии русских   катера "Кинжал" и "Сабля". Чтобы все это соответствовало уже сделанному заявлению, катера задним числом исключили из списков флота и официально передали Русско-Дунайскому пароходству. А спустя полтора года после того, как Румыния объявила войну Германии, Австро-Венгрии и Турции, "Кинжал" и "Сабля", созданные некогда специально для Амура, вошли в состав   русской Дунайской флотилии...
        Серийный выпуск малых речных судов, ставших, по сути дела, первыми в мире бронекатерами, был начат в России еще в 1903 году. Разрабатывая планы обороны Приморья и Уссурийского края, русское командование решило создать "подвижную оборону" на реке Амур. Ее основой должны были стать десять небронированных   канонерских лодок типа "Орочанин" (см. "М-К" № 1 за 1985 г.), а поскольку им надлежало контролировать    огромный   водный район, к каждому решили прикрепить в качестве посыльного судна быстроходный артиллерийский катер.
        Требования заказчика к этим кораблям сводились к тому, чтобы при полуметровой осадке они развивали скорость не менее 16 узлов, имели артиллерию и противопульную   броню и умещались на железнодорожных платформах. Создать скоростные и достаточно остойчивые катера при столь малой осадке,   высоком расположении центра тяжести и ограниченной ширине корпуса, продиктованной требованиями  железнодорожной  перевозки, оказалось непросто. Многие заводы, в частности Балтийский, даже не стали участвовать в конкурсе, хотя и нуждались в получении новых заказов. В конце   концов   предложение Морского министерства принял Путиловский завод: 3 августа 1907 года был заключен контракт на постройку десяти посыльных судов для Амурской военной флотилии — "Штык", "Пуля", "Кинжал", "Пистолет", "Рапира", "Палаш", "Копье", "Сабля", "Шашка" и "Пика".
        Двухлетние напряженные разработки убедили путиловцев, что при соблюдении всех требований заданная скорость недостижима. Главное управление кораблестроения   согласилось   снизить контрактную скорость до 15 узлов, и осенью 1909 года все посыльные суда были сданы Особой комиссии по организации прибрежной обороны. Головной корабль серии — катер "Штык" — оставили на Балтике для всесторонних испытаний, а остальные девять по железной дороге доставили в поселок Кокуй и включили в состав Амурской флотилии.
        В 1912 году русское Военное ведомство рассматривало вопрос о создании флотилии канонерских лодок на озерах Финляндии, и оно с интересом отнеслось к предложению английской фирмы "Торникрофт". Дело в том, что в 1911 году Турция заказала ей 22 малые канонерские лодки для преследования контрабандистов на мелководных реках и в прибрежных зонах Средиземного и Красного морей и Персидского залива.
МАЛАЯ   КАНОНЕРСКАЯ   ЛОДКА, ТУРЦИЯ, 1911 г.
Строилась по заказу турецкого правительства английской фирмой «Торникрофт». Водоизмещение 28 т, суммарная мощность двух керосиновых двигателей 140 л. с., скорость хода 11,9 узла. Длина наибольшая 18,3 м, ширина 3,35, среднее углубление 0,76 м. Борта и рубка защищены противопульной броней. Вооружение — две 37-мм автоматические пушки. Всего построено 22 единицы, из которых в строй турецкого флота включены 9.
Но фирма успела поставить Турции лишь девять бронекатеров: из-за осложнившихс дипломатических отношений английское правительство наложило арест на остальные строившиеся   корабли.   Торникрофт предложил их русскому Военному ведомству. По ряду характеристик они уступали катерам типа "Штык". Но Торникрофт просил за каждый катер всего по 30 тыс. рублей ("Штык" же стоил 83 тысячи!). А кроме того, английские 37-мм автоматические пушки оказались более эффективными в борьбе с открытыми и   быстродвижущимис целями, чем 76-мм пушки русских катеров, предназначенные для стрельбы по закрытым целям на больших дистанциях. Впрочем, вопрос о приобретении торникрофтовских катеров вскоре отпал, поскольку надобность в озерной флотилии миновала.
        Однако через четыре года русское командование поняло, какую огромную пользу в сухопутных операциях могут принести бронекатера, способные перебрасывать войска и высаживать десанты даже в условиях осенней распутицы и бездорожья, а также оказывать огневую поддержку войскам. И   в 1916 году Военное ведомство заказало акционерному обществу металлических и судостроительных заводов "Беккер и К" в Ревеле девять бронированных речных канонерских лодок,  предназначенных для действий на реках, озерах и в закрытых бухтах.
БРОНИРОВАННАЯ РЕЧНАЯ КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА, РОССИЯ,1916 г.
Строилась   акционерным   обществом металлических и судостроительных заводов. "Беккер и К" в Ревеле (Таллин). Водоизмещение 24 т, суммарная мощность двух керосиновых двигателей 150 л. с., для вспомогательных нужд использовался двигатель мощностью 5—7 л. с„ скорость хода 12,5 узла. Длина наибольшая 20,4 м, ширина 3,18, среднее углубление 0,61 м. Борта и рубка защищены 5— 6-мм броней. Вооружение: две 76-мм горные пушки и два пулемета. Всего построено 9 единиц.
        Эти корабли, прототипом для которых послужили бронекатера Амурской военной флотилии, вступили в строй уже после Октябрьской революции и прошли боевое крещение в годы гражданской войны, действуя в составе советских речных и озерных флотилий.
        Онежская флотилия, созданна в июне 1918 года решением Военного совета Северного участка отрядов завесы и   Петроградского   оборонительного района, должна была вести боевые действия на Онежском и Ладожском озерах. Здесь к началу 1919 года сложилась весьма  напряженная  обстановка.
        Белофинская «добровольческая» армия и войска англо-американских  интервентов создали угрозу окружени частей Красной Армии между озерами и нанесения совместного удара по Петрограду с востока навстречу двигавшимся с нарвского направления войскам Юденича. Готовясь к этой операции, белофинны создали на северном побережье Ладожского озера в Сердобле (Сортавала) флотилию из 17 вооруженных пароходов и катеров и сильный авиационный отряд из 20 гидросамолетов.
        Советское командование стремилось всеми средствами усилить Онежскую флотилию. В частности, в нее вошли все корабли и суда расформированной Волхово-Ильменской флотилии. К весне 1919 года под красным флагом на Онеге было уже более 30 кораблей и судов, в том числе четыре бронированные речные канонерские лодки, построенные в Ревеле по заказу бывшего русского Военного ведомства.

Next page
Back