Page 1

1    2

ГЛИССИРУЮЩИЕ ШТУРМОВИКИ ТУПОЛЕВА

Первая встреча советских моряков с "55-футовыми СМВ", английскими торпедными катерами фирмы "Торникрофт", состоялась в августе 1919 года на Кронштадтском рейде. Как известно, для "55-футовых" она закончилась плачевно - от вражеских катеров остались тогда одни обломки. Но не прошло и года, как катера Торникрофта вновь были использованы против флота Советского государства - на этот раз на Каспии.
"8 белом буруне внезапно выскочил из-за длинного мола катер. Кроме темного пятна носа, сливающегося с рубкой, ничего в сплошной пене разобрать было нельзя — "англичанин" несся под острым углом в направлении  кормы "Деятельного". Это произошло около 8 ч 55 мин.
Из-под кормы миноносца совершенно неожиданно вырвался на полном ходу истребитель "Дерзкий" и сделал первый выстрел из своей 47-мм пушки... Контратака "Дерзкого" была исключительно красивой благодаря инициативе, смелости, быстроте и тактическому искусству, и мы наблюдали за ней затаив дыхание.
"Англичанин" не выдержал и круто начал описывать циркуляцию вправо, одновременно застрекотав короткими очередями своего "Льюиса". Еще две-три минуты — и торпедный катер скрылся за молом..."
Так описывал вторую встречу советских моряков с "55-футовым СМВ" адмирал И. С. Исаков — участник Энзелийской операции,  проведенной Каспийской военной  флотилией в мае 1920 года. Именно тогда в числе прочих трофеев в руки советских моряков попало  несколько   кораблей   этого класса.
8 период интервенции на Кавказе англичане доставили морем в Батуми, а оттуда по железной дороге в Баку 13 торпедных катеров. Два из них в неисправном состоянии были захвачены Красной Армией при освобождении Баку 1 мая 1920 года. Остальные обнаружили 18 мая в Энзели... Использовав детали и узлы вышедших из строя катеров, каспийские моряки оперативно восстановили остальные 10 торпедоносцев. Пять из них в конце 1920 года отправили по железной дороге из Баку в Петроград, а остальные - "Бодрый", "Бравый", "Бедовый",  "Быстрый"  и "Буйный" - 7 августа 1920 года включили в состав военно-морских сил на Каспии. Правда, числиться здесь им довелось недолго: 26 августа они ушли в Петровск, а оттуда на железнодорожных платформах их перевезли в Мариуполь. 8 октября торпедоносцы были включены в состав Азовской военной флотилии, в дивизиэн катеров, которым командовал потомок знаменитого русского адмирала Г. А. Бутаков.
23 ноября 1920 года катера перечислили в состав морских сил Черного моря и перевели в Новороссийск. В дальнейшем им предстояла переброска в Севастополь. 9 января 1921 года канонерку "Эльпидифор № 415", на борту   которой   находились   катера "Быстрый" и "Буйный", вблизи Анапы обстреляли французские миноносцы. Канонерка стала заполнятьс водой и сначала отошла под прикрытие береговых батарей, а потом выбросилась на берег. "Пассажиров" спустили на воду и перевели в Севастополь, из-за серьезных повреждений восстанавливать их не стали и разобрали на запчасти.
Остальные три катера капитально отремонтировали и вместе с теми тремя, что были доставлены по железной дороге с Балтики, зачислили в Дивизион сторожевых и торпедных катеров — Дивсторкат. Началось освоение нового оружи в советском флоте...
Заказ  на проектирование первого в нашей стране глиссера для речных флотилий Андрей Николаевич Туполев получил еще в 1920 году. И уже следующим летом на реке Москве начались испытания ГАНТ-1 - однореданного глиссирующего катера водоизмещением 1 т. с двигателем в 160 л. с„ развивавшего скорость до 75 км/ч. Вслед за первым образцом последовал второй - с воздушным винтом, и, когда в начале 1923 года Наркомат по морским делам РСФСР поставил вопрос о создании отечественных глиссирующих торпедных катеров. Центральному аэрогидродинамическому институту не пришлось начинать на пустом месте. "Задел" оказался таким, что ученые и конструкторы ЦАГИ почти сразу же смогли предоставить эскизный проект и смету на постройку ГАНТ-3 - так назвали новый катер в институте. По ряду причин дальнейшую разработку катера. прекратили.   И только 2 февраля 1925 года Наркомат по морским делам выдал уточненное задание на торпедный катер, вооруженный одним пулеметом и одной торпедой, со скоростью не меньше 50 узлов, водяным винтом и мореходностью до 3 баллов. Корпус корабля должен был иметь водонепроницаемые переборки и приспособления дл подъема на борт крейсера. Желательна также броневая защита сверху от мелких осколков и пуль.
Туполев представил на рассмотрение два эскизных проекта - большого мореходного двухмоторного катера с одной 533-мм торпедой и малого одномоторного катера с одной 450-мм торпедой, предназначенного для подъема на корабли. Выбор пал на первый, но без утяжеляющих конструкцию переборок и с временным приспособлением для установки 450-мм торпеды. 30 июля 1925 года ЦАГИ приступил к изготовлению ГАНТ-3, названного "Первенцем" (100). Доставленный по железной дороге в Севастополь, он 17 марта 1927 года был спущен на воду.
Торпедный катер П-4, «ПЕРВЕНЕЦ», СССР, 1927 г.
Первый глиссирующий торпедный катер советской постройки, спроектирован в ЦАГИ А. Н. Туполевым, индекс ЦАГИ-ГАНТ-3. Водоизмещение 8,91 т, мощность двух бензиновых моторов 1200 л. с., скорость хода 54 узла. Длина наибольшая:17,33 м, ширина 3,33 м, осадка 0,9 м, Вооружение: 450-мм торпеда, 2 пулемета, 2 мины.
На испытаниях  катера, продолжавшихся 4 месяца, обнаружили ряд конструктивных недостатков. Так, в кормовой части днища первоначально была установлена   на   петлях плоскость, угол атаки которой изменялся вертикальными   винтами с маховиками. На испытаниях эта плоскость из-за ударов о камни и дно быстро оторвалась, и Туполев больше никогда не ставил на свои катера такого устройства. Оказалось также, что при волнении и ветре в 3-4 балла открытую рубку сильно заливало водой, а корпус испытывал резкие сотрясения, ударяясь днищем о воду. Катер к тому же плохо управлялся на заднем ходу, а прицельно стрелять из пулемета при скорости выше 30 узлов было практически невозможно. Но в целом "Первенец" оправдал ожидания проектировщиков: моторы работали безукоризненно, равно как приборы управления, а также электро- и радиооборудование. Можно было считать вполне удовлетворительными управляемость на переднем ходу, реверс, торпедную стрельбу и мореходность при волнении до 3 баллов. Сравнивая "Первенец" с одним из трофейных СМВ, выяснили, что английский катер уступал нашему и в скорости и в маневренности.
16 июля 1927 года опытный катер зачислили в состав военно-морских сил на Черном море. "Принимая во внимание, что данный глиссер является опытной    конструкцией, - указывалось в приемном акте, - комиссия считает, что ЦАГИ выполнил поставленное ему задание полностью и глиссер независимо от некоторых недочетов военно-морского характера подлежит приему в состав Морских Сил РККА..."
Вступление в строй первого глиссирующего торпедного катера советской постройки давало основания надеяться, что наша судостроительная промышленность успешно справится с государственным заданием Совета Труда и Обороны от 26 ноября 1926 года, утвердившего программу военного кораблестроения на 1926-1932 годы, по которой флот должен был пополниться 36 торпедными катерами.

Next page
Back