Page 1

1    2

ГЛАВНЫЙ ПРОТИВНИК СОВЕТСКИХ КАТЕРНИКОВ

        Идея создания крупного надводного флота, превосходящего по  своим размерам английский, не оставляла гросс-адмирала Редера. Решение столь глобальной задачи не позволило ему обратить внимание на не менее важный, как оказалось впоследствии, процесс - развитие москитного флота. И первый торпедный катер, заложенный на верфи  фирмы "Фр. Люрсен" после демонстративного отказа Германии от выполнений условий Версальского договора, был заказан не германским флотом, а... болгарским.    Это    был     "шнелльбот" S-1(106), ставший  прототипом  немецких  торпедных  катеров   второй мировой войны. Одновременно фирма получила заказ еще на четыре таких катера от Югославии.
Торпедный  натер S-1,  Германия, 1938 г.
Строился фирмой «Фр. Люрсен" по заказу Болгарии, реквизирован немецким флотом в 1939 году после начала второй  мировой  войны.  Водоизмещение 49 т, суммарная мощность трех дизелей 2850 л. с., скорость хода 35 узлов. Длина наибольшая 27.98 м, ширина 4,27 м, среднее углубление 1,37 м. Вооружение:
20-мм автомат, два торпедных аппарата. Кроме S-1, а Германии было построено еще четыре таких катера для Югославии — «Велебит", "Динара", "Триглав" и "Рудник". Эти катера были захвачены Италией и получили обозначение МАS (с номерами 2, 3, 4 и 6). После капитуляции Италии в сентябре 1943 года снова были захвачены немцами и два из них зачислили а строй флота под номерами S-4 и S-5.
        Вышло так, что югославский заказ был исполнен раньше болгарского, и в 1938 году в югославском флоте появились катера  "Велебит",   "Динара", "Триглав" и "Рудник". Строительство же болгарского корабля затянулось, и немцы с началом второй мировой войны реквизировали его. К этому времени в составе германского флота действовало лишь несколько  соединений торпедных катеров - в общей сложности не более двух десятков боевых единиц.
        О немецких торпедных катерах мировая пресса впервые заговорила в конце мая 1940 года во время девятидневной эвакуации английских  экспедиционных войск из Дюнкерка. Газеты и телеграфные агентства всего мира наперебой публиковали тогда сведения, передаваемые из Германии.
        22 мая 1940 года. "Германские торпедные катера потопили в Ла-Манше неприятельский вспомогательный крейсер".
        26 мая 1940 года. "У Остенде германские торпедные  катера  потопили английский  эскадренный   миноносец. У Гельдера германские торпедные катера потопили подводную лодку   противника".
        3 июня 1940 года. "Английское морское министерство сообщает, что в операции у Дюнкерка участвовало 222 английских военных  корабля и 665 мелких судов. Несмотря на действи подводных лодок  и торпедных катеров противника,  потери союзного флота были сравнительно незначительными. Кроме погибших в мае трех эскадренных  миноносцев  "Графтон", "Гренейд" и "Уэйкфул", были потоплены  также  эскадренные  миноносцы "Базиликс", "Кейт" и "Хэвант". Из общего числа 170 небольших военных судов потеряно 24".
        Через 20 лет после этих событий английский историк Д. Дивайн, проанализировав военную обстановку на основании документов противостоявших в Дюнкерке сил, установил, что потери союзников оказались очень большими. При эвакуации 338 226 человек один только английский флот потерял 226 из 693 кораблей и среди них 6 эсминцев, сторожевой корабль, 5 тральщиков и около 200 малых судов и катеров. Примерно такое же количество кораблей и судов получили   серьезные повреждения. Выяснилось, однако, что участие фашистских торпедных  катеров, да и вообще всех германских военно-морских сил, в боях против англо-французского флота у Дюнкерка было гораздо менее значительным, чем можно было представить, опираясь на сообщения печати.
        И действительно, в мае 1940 года события на сухопутном фронте в Северной Франции, Голландии и Бельгии развивались так стремительно, что выход немецких войск к Ла-Маншу и окружение английских  экспедиционных войск в Дюнкерке застало немецких адмиралов врасплох. В военно-морских базах Германии в этот момент не оказалосъ кораблей, способных серьезно помешать снабжению окруженных английских войск, а затем их успешной эвакуации.  Главная нагрузка в дюнкеркской операции легла на фашистскую авиацию, которая не только бомбардировала и торпедировала корабли и суда союзников у причалов и в море, но даже взяла на себя постановку минных заграждений. Лишь 21 мая в южной части Северного моря появились две флотилии фашистских торпедных катеров, переведенные  из Норвегии...
        Для эвакуации войск из Дюнкерка англичане разработали  три маршрута через Ла-Манш - центральный,  западный и восточный. С 28 мая английские и французские суда стали пользоватьс последним маршрутом, крайняя точка которого - Куинтвисльский буй - находилась всего в часе хода от Остенде,  где базировались переведенные из Норвегии немецкие торпедные катера. 29 мая в 00.45, когда эсминец "Уэйкфул" с войсками на борту огибал буй, наблюдатели заметили следы двух торпед. Одна из них прошла мимо, зато другая угодила прямо в середину корпуса. Эсминец переломилс пополам, обе половины, став вертикально, ушли на дно в течение каких-нибудь 15 минут. Шедшие вместе с "Уэйкфулом" эсминец   "Графтон"   и   тральщик "Лидд" спустили на воду шлюпки, которые начали подбирать тонущих. Через полчаса к ним присоединились дрифтер "Наутилус" и лоцмейстерское судно "Комфорт". В это время не замеченный в темноте фашистский катер выпустил торпеды в "Графтон" и, когда эсминец начал тонуть, "Комфорт" и "Наутилус",  вспугнутые   взрывами, стали на полном ходу удаляться с места событий. Приняв их за уходящие после атаки вражеские катера, "Лидд" и тонущий  "Графтон"  открыли по "Комфорту" огонь. Конец этой канонаде положила очередная вражеская торпеда, разнесшая "Комфорт" буквально на куски вместе с экипажем и людьми, спасенными с "Уэйкфула".
Вероятно, это событие побудило немецкое командование наращивать темпы выпуска торпедных катеров, и в ходе войны фашистский флот получил еще 228 торпедных катеров типа S.

Next page
Back