Page 1

1    2

АВРАЛ В БРИТАНИИ

        В один из октябрьских  вечеров 1943 года пять необычного вида суденышек выскользнули из гавани небольшого городка Иммингам в восточной Англии, бесшумно спустились вниз по реке Хамбер и, обогнув мыс Сперн-Хед, пошли вдоль побережья на север. Когда очертания мыса скрылись В вечерней мгле, все пять кораблей повернули на восток, без помех миновали оборонительные минные поля и, форсировав ход,  исчезли   во тьме ночи, надвигавшейся   на   Северное море. Так началась одна из самых засекреченных,   чрезвычайно    важных операций британского торгового флота, получившая название
"Бридфорд"...
К весне 1940 года машина второй мировой войны уже набирала обороты, однако ее "работа" была немыслима без шарикоподшипников, для большинства стран Запада - шведских. Но именно весной 1940 года немцы захватили Данию и Норвегию и перекрыли тем самым поток стратегически важных грузов, которые с первых дней войны доставлялись из Швеции а Англию на торговых судах  нейтральной еще тогда Норвегии. В апреле 1940 гола 15 норвежских транспортов, буквально начиненных прецизионными шариковыми   подшипниками,   точными станками и инструментом, вольфрамовой проволокой и электрооборудованием, уже оплаченными Англией, были задержаны в шведском порту Готенбург. Но английская оборонная промышленность  столь остро нуждалась в этом имуществе,  что  в  январе
1941 года предпринимается смелая попытка прорвать фашистскую блокаду: под прикрытием английского флота пять норвежских транспортов уходят от вражеской погони и, чудом избежав встречи с фашистскими  линкорами "Шарнхорст» и «Гнейзенау», благополучно прибывают в метрополию.
        Вторая попытка состоялась в 1942 году и оказалась менее удачной: несмотря на сильное воздушное прикрытие английской авиации, фашистские самолеты и надводные корабли пустили на дно шесть из десяти транспортов. Только двум удалось дойти до АНГЛИИ, а еще два - "Лайонел" и "Дикто" - были вынуждены вернуться в Готенбург. Вот эти-то два судна, третий год отстаивавшиеся в Швеции с необходимейшим стратегическим грузом, и не давали покоя Дж. Бинни — помощнику торгового   атташе    Великобритании в Стокгольме. Его переговоры со шведскими властями не увенчались успехом: опасаясь санкций со стороны Германии, шведы запретили всякое передвижение "Лайонел" и "Дикто" в порту, а немцы, осведомленные о намерениях англичан, выставили у Готенбурга дозорные корабли и выделили эскадрилью на случаи перехвата.
        И тогда Бинни предложил создать флотилию из нескольких судов грузоподъемностью 40-50 т, которые под покровом долгих зимних ночей могли бы проскальзывать мимо немецких дозоров в Готенбург,  принимать грузы с задержанных транспортов и так же скрытно возвращаться. Эту операцию Бинни предлагал проводить под английским торговым флагом, а экипажи судов-невидимок  набирать из моряков британского торгового флота: при этих условиях транспорты могли рассматриваться как вооруженные торговые суда, которые в отличие от военных кораблей имели право находиться в нейтральных портах неограниченное время.
        План был одобрен, и Бинни обратился в адмиралтейство с просьбой выделить для операции подходящие корабли — желательно   небольшие, чтобы их трудно было заметить с моря и с воздуха или засечь тогдашними несовершенными радиолокаторами; способные легко уходить от дозоров — сравнительно тихоходных вооруженных траулеров; к тому же и хорошо вооруженные, чтобы принять бой с быстроходными немецкими торпедными катерами типа S. И при всем том с достаточно малой осадкой, чтобы легко преодолевать минные поля.
        Адмиралтейство выделило для операции пять недостроенных артиллерийских катеров типа MGB (с № 504 по № 508), само появление которых может служить иллюстрацией хаоса и неразберихи, которые царили во взглядах морских специалистов этой страны на перспективы  развития  москитных сил...
        Сражения  первой мировой войны в полной мере выявили громадное значение флота прибрежного действи в современной борьбе на море, но, как ни странно, британское адмиралтейство утратило к нему всякий интерес, как только прекратились боевые действия. И на протяжении целого десятилетия  ведущая  катерная фирма Англии "Торникрофт" строила торпедные катера (усовершенствованные GМВ) только для иностранных флотов. Первый правительственный заказ на шесть торпедных катеров был выдан лишь в 1935 году — фирме "Бритиш Пауэр Бот Компанию" (ВРВ), главным конструктором которой был талантливый судостроитель Г. Скотт-Пейн.
        Скрупулезно сопоставив геометрические параметры корабельных обводов со скоростными характеристиками кораблей, Скотт-Пейн пришел к выводу, что длинные, узкие, круглоскулые корпуса чисто водоизмещающих катеров исчерпали свои возможности; дальнейшее повышение мощности двигателей приводило к появлению недопустимого дифферента на корму, что резко увеличивало сопротивление и препятствовало  дальнейшему росту скорости. А плоскодонные, остроскулые реданные  катера-глиссеры,  носовая часть которых на полном ходу почти полностью выходила из воды, даже при небольшом  волнении испытывали такие мощные и резкие удары о воду, что о достижении присущей им высокой скорости не могло быть и речи. К тому же глиссеры вообще не могли долго держаться в открытом море.
        Скотт-Пейн попытался учесть опыт предшественников и разработал широкий,  короткий,  остроскулый корпус с V-образным по всей длине днищем. На полном ходу подъемная сила распределяется по всему такому днищу равномерно и заставляет корпус глиссировать. Но этот режим движения не сопровождается чрезмерным дифферентом, как у реданных или круглоскулых катеров.  Скотт-пейновский катер на полном ходу несколько приподнимался,  его осадка уменьшалась, но носова часть не выскакивала из воды, а разрезала волны, сохраняя от их ударов днищем Хотя такие катера, получившие название остроскулых полуглиссеров,  развивали меньшую скорость полного и крейсерского хода, чем GМВ Торникрофта, они лучше держались на волнении, были более мореходными. И это побудило адмиралтейство выдать фирме "ВРВ" небольшой заказ на шесть катеров  типа  МТВ ("мотор торпедобот") с № 1 по № 6 . Позднее их число увеличили до 19.
Торпедный  катер  60-футовый МТВ-1, Англия, 1935 г.
Первый послевоенный английский натер современной конструкции, разработанный по заказу английского флота фирмой «Бритиш Пауэр Бот». Водоизмещение 20—22 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 1200 л. с„ скорость хода 33 узла. Длина наибольшая 18,4 м, ширина 4,88 м. Вооружение: два торпедных аппарата и четыре пулемета. Всего построено 19 единиц.
        Эти небольшие деревянные корабли водоизмещением всего 18 т развивали скорость 35-37 узлов и вооружались двумя оригинальными торпедными аппаратами. Две наклонные трубы с торпедами размещались в моторном отсеке под подволоком, причем их нижние части прорезали транцевую доску, а отверстия прикрывались крышками. На палубе над транцевой доской устанавливались два откидных кронштейна с направляющими. При выстреле крышки открывались, к отверстиям приставлялись опущенные с палубы кронштейны, а затем одновременно с освобождением стопоров, удерживающих торпеды, катер  резко увеличивал ход. результате под действием тяжести и инерции торпеды выскальзывали из труб хвостом назад и, обгоняя катер, устремлялись вперед к цели.
        Однако на испытаниях эти торпедные аппараты работали неудовлетворительно. Вскрылись и другие недостатки: неудачное   расположение    пулеметов в корме и на носу, сильная коррозия алюминиевых   палуб,   недостаточная прочность корпуса. Корабли к тому же сильно болтало на волнении. И все же их мореходные качества оказались лучше, чем у прежних глиссеров, что вызвало в английских кораблестроительных кругах волну интереса к созданию современных торпедных катеров.
        Первой выступила с инициативным проектом фирма "Воспер", представившая в 1936 году на испытания деревянный   остроскулый   полуглиссер МТB № 102.

Next page
Back