Page 1

1    2

ТРИ ВЗРЫВА В СЕН-НАЗЕРЕ

        На всем побережье Франции, оккупированной фашистской Германией, не было для британского флота цели более важной и заманчивой, чем Сен-Назер, городок на северном берегу Луары, в самом ее устье, с населением всего 50 тысяч жителей. И не только потому, что в бассейне де Сен-Назер, изолированном от океанских приливов шлюзами, в мощных железобетонных укрытиях базировались и достраивались фашистские подводные лодки. Рядом находился уникальный, единственный на всем атлантическом побережье Франции сухой док, способный вместить гитлеровский линкор "Тирпиц", появления которого в Атлантике очень опасались англичане. Вот почему в феврале 1942 года британское адмиралтейство разработало план рейда на Сен-Назер. главной целью которого было уничтожение батопорта сухого дока и вывод из строя доковых механизмов.В случае удачи этой операции равновесие сил в Атлантике должно было бы существенно, если не решающим образом. изменитьс в пользу Англии...
        В ночь на 28 марта после 33-часового перехода морем отряд английских кораблей скрытно от противника подошел с юго-запада к устью Луары, перестроился и двинулся в ночной тьме к Сен-Назеру. В центре отряда шел "Кемпбелтаун" - старый американский эсминец, переданный английскому флоту в 1940 году. Со всех сторон его прикрывали катера — артиллерийский, торпедный и шестнадцать морских охотников с десантом. Тем временем над Сен-Назером появились английские бомбардировщики, на некоторое время отвлекшие внимание немцев от наблюдения за морем. Но в 01.30, когда английский отряд находился еще в двух милях от цели. его все же обнаружили и неожиданно осветили десятком прожекторов...
        "Немцы сразу же открыли огонь, сначала беспорядочный, на который "Кемпбелтаун" не замедлил ответить», - вспоминал командир артиллерийского катера МGВ.314, исполнявшего в этом рейде роль штабного корабля. С катера ясно видели, как осыпаемый вражескими снарядами "Кемпбелтаун" устремился прямо в батопорт сухого дока. "При повороте вправо, - писал командир отряда капитан II ранга Р. Райдер, находившийс на МGВ.314, - мы потеряли миноносец из виду, так как он скрылся в ослепительных лучах прожекторов. В следующий раз мы увидели его в момент удара о шлюз. Корабль крепко застрял в нем и вел при этом сильный огонь из всех орудий внутрь дока».  По плану операции "Кемпбелтаун» должен был протаранить батопорт в 1.30, он врезался в шлюз в 1.34...
        Когда корабль основательно влез в батопорт шлюза, трюмный  машинист X. Говард открыл кингстоны, чтобы затопить эсминец. Выбежав на полубак, он услышал громкие взрывы в районе сухого дока: десантники уничтожали доковые механизмы. В памяти очевидцев запечатлелось, как от внутреннего взрыва вылетели стекла насосной станции, как взорвались доковые механизмы в шлюзах, как горели подожженные доковые сооружения, бросая зловещие отблески на окружающие здания и черные воды Луары.
        Приткнувшись к берегу у старого входа, справа от батопорта сухого дока, морской охотник ML.177 и МGВ.314 начали принимать на борт экипаж с "Кемпбелтауна", а Райдер, сойд на берег, убедился, что эсминец, крепко засев носовой частью, медленно погружается кормой. Вернувшись на штабной корабль, он приказал командиру МТВ.74 выпустить торпеды с взрывателями замедленного действия в шлюз бассейна де Сен-Назер, внутри которого располагалась база фашистских подводных лодок. По исполнении этого приказа Райдер дал радиограмму об отходе. "Но маловероятно, что кто-нибудь на берегу получил ее", — меланхолично констатировал он...
        И действительно, получать радиограмму об отходе было практически некому. Морские охотники типа МL (от английского "мотор лонч"), участвовавшие в этой операции, устремились к местам высадки десанта сразу же, как только отряд был освещен прожекторами. Но у старого мола и у старого входа в бассейн де Сен-Назер их встретил шквальный огонь не только фашистских пушек, но и пулеметов, бивших по ним в упор - буквально с нескольких метров. Сразу вспыхнул с носа до кормы головной катер правой колонны. Головной охотник левой колонны у старого мола гитлеровцы забросали гранатами. От прямого попадания  вражеского  снаряда погиб ML.177. При попытке спасти людей сгорел и торпедный катер MТВ.74. К тому моменту, когда Райдер отдал приказ об отходе, из шестнадцати морских охотников одиннадцать было уничтожено, а остальные пять получили тяжелые повреждения, и до дома дотянули только три. И тем не менее сен-назерский рейд стал, по сути, настоящим триумфом морских охотников, разработка которых в Англии началась накануне войны по инициативе фирмы "Фэрмайл"...
        Программу массового строительства больших остроскулых морских охотников эта фирма предложила адмиралтейству за несколько месяцев до объявления воины Германии. Суть ее была в том, чтобы превратить яхтостроительные верфи в предприятия по сборке катеров из готовых секций, поставляемых лесопилками и мебельными фабриками Лондона. За прототип предлагалось принять увеличенный корпус моторной яхты c деревянным каркасом н фанерной обшивкой.  Адмиралтейство предложило фирме усилить корпус, после чего выдало заказ на 12 морских охотников, получивших обозначение Фэрмайл Мотор Лонч типа А .
Морской охотник Фэрмайл МL типа А, Англия, 1939 г.
Строились по инициативному проекту фирмы "Фэрмайл" в 1939 году. Водоизмещение 50 т, суммарная мощность трех бензиновых моторов  1800 л. с., скорость хода 25 узлов.  Длина наибольшая 33,55 м, ширина 5,3 м, углубление носом коркой — 1,4,1,83 м. Вооружение: 45-мм орудие,   2  пулемета,12 глубинных бомб, гидролокатор. Всего построено 12 единиц.
        Первые месяцы войны выявили ряд недостатков морских охотников МЛ типа А. Дальность плавания у них была вдвое меньше требуемой; как и все остроскулые катера, они отличались повышенным сопротивлением на крейсерских ходах; из-за большого развала носа катер на волнении испытывал сильные удары и заливался водой. Поэтому в конце 1939 года возникла идея создания более совершенного катера для массового производства, и уже в начале следующего года в печати о нем появились первые сообщения. "В качестве нового средства борьбы с авиацией и подводными лодками английский военно-морской флот располагает сейчас кораблями специального типа - торпедными катерами с мощным вооружением и большой скоростью хода (более 50 узлов), - писал журнал "Морской сборник" в мае 1940 года. - Водоизмещение этих катеров - 70 т, длина корпуса - 20 м, экипаж - 9 человек. Вооружение состоит из нескольких зенитных пулеметов и большого количества торпед и глубинных бомб.  Большая маневренность и мореходность позволяет этим катерам держаться в открытом море в любую погоду, развивая в случае необходимости в течение нескольких секунд скорость хода от 12 до 50 узлов. Флотилии таких катеров несут сейчас дозорную службу у берегов Англии". В этом сообщении не все соответствовало действительности - морские охотники Фэрмайл ML типа В не могли развивать скорость в 50 узлов, тем не менее ;они оказались на редкость удачными н были построены в рекордном для Англии числе экземпляров - 650 единиц!
Морской охотник Фэрмайл МL типа В, Англия, 1940 г.
Рабочий просит разработан фирмой "Фэрмайл" по эскизному проекту адмиралтейства. Водоизмещение 85 т, суммарная мощность двух бензиновых моторов 1200 л. с„ скорость хода 20 узлов.  Длина  наибольша 34,16 м, ширина 5,57 м, углубление носом кормой — 1,471,54 м. Вооружение: 45-мм орудие, 2 пулемета, 2 торпедных аппарата, 20-мм автомат. Всего построено 650 единиц.
        Адмиралтейство само разработало обводы нового круглоскулого мореходного катера и схему общего расположения, после чего передало эти разработки фирме "Фэрмайл" для составления рабочих чертежей. Из-за острого дефицита двигателей, поставляемых из США. было решено устанавливать два мотора вместо трех, что позволило ценой снижени скорости до 20 узлов в полтора раза увеличить число выпущенных катеров. Первоначальное  вооружение катера было чисто противолодочным - одно 45-мм орудие в корме, два пулемета, двенадцать глубинных бомб и гидролокатор. Но события показали, что немецких подводных лодок в прибрежных водах Англии вопреки ожиданиям было мало, зато очень большого напряжения потребовала борьба с немецкими минами, самолетами, торпедными катерами и надводными кораблями.
        Поскольку времени для создани специальных катеров, способных решать эти задали, не было, а производство морского охотника Фэрмайл МL типа В уже наладилось, адмиралтейство решило создать на базе этого корабля универсальный катер, который всего за 48 часов мог стать морским охотником, минным заградителем, тральщиком, торпедным катером, сторожевым катером или катером для спасения самолетных экипажей.

Next page
Back