Page 1

1    2

ПРИЗВАННЫЕ В СТРОЙ

        В мае 1945 года, вскоре после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, маршал   Г. К. Жуков проводил разбор Берлинской операции. Прозвучал доклад начальника штаба 1-го Белорусского фронта генерал-полковннка М. С. Малинина, один за другим выступали командиры соединений. И когда получил слово командир 9-го Краснознаменного  Бранденбургского стрелкового  корпуса  генерал-лейтенант И. П. Рослый, он встал и, обращаясь к   председательствующему, сказал:- Разрешите мне, товарищ маршал, прежде чем начать свое выступление, поблагодарить наших славных моряков, без героической помощи которых вверенный мне корпус не смог бы выполнить поставленную задачу.
        С этими словами генерал повернулся в сторону командиров Днепровской военной флотилии и поклонилс им русским поясным поклоном. Эту признательность заслужили три десятка моряков  во главе с лейтенантом М. М. Калининым, воевавшие на самых малых кораблях советского флота - полуглиссерах,  известных в мирное, довоенное время как служебно-разъездные катера НКЛ-27...
        В начала 30-х годов на "островке", на Обводном канале у Краснохолмского моста в Москве работало ЦКБ Главлесмаша - организации,    занимавшейся поставками   механизмов и устройств лесной промышленности. В те годы здесь был сконструирован легкий однореданный речной глиссирующий катер с водяным  винтом   "Наркомлес-17", развивавший скорость около 40 км ч при мощности автодвигател в 50 л. с. На его основе через некоторое время Д. Т. Карпов разработал безреданный полуглиссер НКЛ-27, выпускавшийся перед войной крупными сериями.
Прогулочно-туристский катер НКЛ-17, СССР, 1935 г.
Первый   советский   серийный быстроходный прогулочно-туристский катер-глиссер. Водоизмещение 1,2 т, мощность бензинового мотора 50 л. с., скорость хода 21,5 узла. Длина наибольшая 5,6 м, ширина 1,4 м, углубление 0,5 м. Послужил  основой для создания глиссеров НКЛ-27. В 1936 году на нем был установлен всесоюзный рекорд скорости - 49,3 им ч, а в 1938 году натер такого типа участвовал  в  испытательно-туристском   походе   протяженностью 2 тыс. нм.
ПОЛУГЛИССЕР ПГ-117, СССР, 1942 г.
Соевой катер, созданный на основе популярного серийного прогулочно-туристского катера НКЛ-27. спроектированного конструктором Д. Т. Карповым.   Водоизмещение 1,45 т, мощность бензинового мотора 50 л. с., скорость хода 19- 20 узлов. Длина наибольшая (с учетом длины руля) 7,2 м, ширина 1,75 м, осадка 0,55 м. Вооружение:
7,62-мм пулемет "максим" на треноге вблизи миделя. Катера этого типа широко применялись в действиях на реках и были единственными кораблями Советского ВМФ, принявшими непосредственное участие в боях за Берлин.
        В создании этих небольших ладных суденышек немалую роль сыграла вод-номоторная секция Автодора - добровольного общества содействия развитию автомобилизма и строительству дорог, действовавшего в 1927-1935 годах. Именно в этой секции раньше, чем во многих других проектных судостроительных организациях, были выявлены преимущества остроскулых, относительно   широких   глиссирующих корпусов перед чисто водоизмещающими круглоскулыми. "Пора решительно покончить с предрассудком,   что наилучшими для достижени высоких скоростей являются   так называемые "погонистые" или "походистые" круглодонные катера с большим отношением длины   к ширине", - писал в 1934 году один из энтузиастов маломерного судостроени в нашей стране Ю. В. Емельянов.   В подтверждение этой идеи автодоровцы разработали более двух десятков разных глиссеров.
        В то время почти все подобные суда Автодора приводились в движение авиамоторами с воздушными винтами. Но как только отечественная промышленность освоила массовый выпуск автомобильных   двигателей, произошел плодотворный синтез глиссирующего корпуса и водяного гребного винта, что и привело к появлению быстроходных прогулочно-туристских катеров.
        С началом войны полуглиссеры были мобилизованы и включены в состав Волжской военной флотилии в качестве быстроходных   разъездных   катеров. Боевой опыт вскоре вскрыл необычайную ценность этих кораблей в операциях на реках. Вооружив пулеметом «максим» на треноге, их использовали для разведки побережий, промера глубин, высадки диверсионных и разведывательных групп в тыл противника, вывоза раненых с поврежденных в бою кораблей, для высадки десантов. Пришлось им поработать и на буксировке понтонов с войсками ч тяжелой техникой, взаимодействовать   с саперами, наводившими переправы.
        В ходе войны экипажам полуглиссеров, состоявшим всего из двух человек - моториста-пулеметчика и командира, потребовалось добиться абсолютной взаимозаменяемости: даже в самой экстремальной ситуации оставшийся в строю член экипажа продолжал выполнять поставленную задачу. Ярким примером этой боевой выучки могут служить действия катерников 14 октября 1944 года, когда рвавшаяся к Висле Днепровская военная флотили вышла к городку Сероцк у слияния Буга и Нарева...
        Прежде, чем вести корабли флотилии на незнакомый участок реки н высаживать десант в Сероцк, необходимо было провести навигационную разведку в светлое время суток, когда можно различить приметные ориентиры на берегу. Выполнить   ответственное и опасное задание поручили военному гидрографу лейтенанту Н. Сигину и экипажу полуглиссера  № 104 - старшине Г. Дудникову и мотористу А.Самофалову. Ввиду особой важности задания с ними шел и командир отряда полуглиссеров лейтенант М. Калинин.
        В ранний предутренний час на широкий плес у Сероцка внезапно выскочил маленький верткий катерок и, двигаясь ломаным курсом с резкими поворотами, стал приближаться к берегу, занятому врагом. Н. Сигин, навалившись на бортик, привычно промерял  глубины коротким шестом. Всего .пять минут потребовалось фашистам, чтобы понять цель этой дерзкой вылазки. И сразу ударили пулеметы и минометы. "В стереотрубу было видно, как всплески от мин и пулеметных очередей окружают полуглиссер, - вспоминал командующий флотилией вице-адмирал В. В. Григорьев. - Но поворотливый кораблик продолжал   выписывать зигзаги под вражеским огнем. Как ни мала была эта цель, через одну-две минуты интенсивного обстрела   представлялось уже невероятным, чтобы полуглиссер остался невредимым. Но сквозь пальбу доносился треск его мотора - корабль сохранял ход... Когда полуглиссер на обратном курсе проходил мимо нас, на большой скорости, хотя и не очень хорошо слушаясь руля, удалось разглядеть на борту фигурки всех четырех моряков, и мы облегченно вздохнули. Но порадоватьс за них мы поспешили..."
        Корпус "104-го" был изрешечен десятками пробоин, перебитый пулями штуртрос наскоро сращен, оба офицера оказались ранены, Сигин - тяжело. И все же, собрав последние силы, он обстоятельно по карте доложил обстановку. Сведения,  добытые экипажем катера за десять минут пребывания под шквальным огнем, оказались поистине бесценными: уже через пять дней фашистов выбили из Сероцка комбинированным ударом флотилии и сухопутных войск.
        Важными достоинствами полуглиссеров были их сравнительно малый вес и габариты, благодаря чему и стало возможным участие советских моряков в штурме Берлина. 8 апреля 1945 года командующий 5-й ударной армией генерал Н. Э. Берзарин обратился к вице-адмиралу    Григорьеву:  "Берега Шпрее в черте города одеты в бетон, высота стенок до пяти метров, мостов мало. Понтонными   средствами   тут обойтись трудно, нужны более активные способы форсирования. Чем можете помочь!" Григорьев   предложил использовать полуглиссеры.   Последовали один за другим вопросы командарма.   Какая скорость! Сколько может брать бойцов! Какие габариты! Сколько весит! Узнав, что вес каждого 1,2 т, а габариты 1,7x7 м, Берзарин тут же распорядился выделить машины для переброски одиннадцати катеров в район сосредоточения  9-го стрелкового  корпуса генерала И. П. Рослого.  А  вечером 22 апреля Рослый поставил лейтенанту Калинину боевую задачу: ночью приступить к переброске десанта на полуглиссерах   на   западный   берег Шпрее."

Next page
Back