Page 1

1    2

ПО ЧУЖИМ ЧЕРТЕЖАМ

        Мы уже писали (см. "М-К" № 7 за 1985 г.) о перестрелке, вспыхнувшей между японскими и китайскими солдатами 8 июля 1937 года у моста Марко Поло неподалеку от Пекина. Дл японцев она послужила поводом блокировать  китайское побережье и помешать Англии, Франции и США оказать помощь гоминьдановскому правительству Чан Кай-ши. Японские корабли маячили близ китайских берегов, но война не была официально объявлена вплоть до 9 августа 1937 года.
        В этот день на аэродроме неподалеку от Шанхая обнаружили трупы японских офицера и матроса из состава сил, охранявших  представительства английских, французских,   американских и японских банков и фирм - так называемый международный квартал. Раздув
этот инцидент, японцы начали открытые боевые действия. 11 августа на побережье неподалеку от Шанхая был высажен четырехтысячный десант морских пехотинцев. А через два дня нанесен удар по китайскому флоту одновременно авиацией, корабельной артиллерией и второй волной десанта, высадившейс в устье Янцзы. В числе атаковавших находился старый броненосный крейсер "Идзумо", вошедший в реку с девятью эсминцами и семью канонерками для поддержки артиллерийским огнем наступавших по берегу японских войск.
        Эта канонада сильно досаждала руководителям шанхайской обороны.  Они поставили задачу любой ценой уничтожить вражеский крейсер. Удары с воздуха 14 и 16 августа не увенчались успехом, и тогда китайцы бросили в атаку торпедные катера...
        17 августа 1937 года четыре катера из эскадры адмирала Чэна были готовы к ночной операции, но в 19.30, когда последовал приказ о ее начале, на "четверке" отказал один из моторов, и в путь вниз по течению реки вышли только три катера. Шли на малых оборотах, чтобы не обнаружить себя раньше времени. Но вот русло Янцзы повернуло вправо, на восток. На далеком берегу стали видны вспышки орудий на китайских позициях, и в их отсветах на расстоянии полутора-двух километров проступили темные силуэты японских кораблей.
        Взревели моторы, катера осели  на корму и устремились в атаку. "Первый", сделав один-единственный выстрел, попал в луч вражеского прожектора, и на него тут же обрушилс настоящий огненный шквал. Секунды спустя на волнах качались только обломки катера.
        "Двойку" и "тройку", шедшие справа от "первого", встретил сильный заградительный огонь крейсера и эсминцев. Поспешно выпустив свои торпеды, они стали выходить из боя, лавируя между фонтанами взрывов. Эта отчаянная операция закончилась трагично для обоих катеров. "Двойка" так близко подошла к левому берегу, что выскочила на мель и была расстреляна почти в упор.
А "тройка", отвернув влево и сделав петлю, устремилась к правому берегу, но, не заметив в темноте каменного мола, налетела на него и разбилась вдребезги...
        Из пяти выпущенных катерами торпед одна взорвалась у левого берега реки, две затонули и две запутались в противоторпедной сети,  которую японцы предусмотрительно поставили вокруг крейсера, но одна взорвалась в непосредственной близости от его борта.
        Японцы приняли все меры к тому, чтобы скрыть от мировой общественности самый факт атаки китайских торпедных катеров, но вездесущие газетчики прознали о нападении на крейсер "Идзумо", и в бульварной прессе ряда стран появились сенсационные сообщени о будто бы примененных китайцами человеко-торпедах. Эти слухи привлекли внимание морских специалистов; им стали известны более достоверные сведени о событиях на реке Янцзы. И быть может, никто не изучал их так внимательно, как американцы, до той поры вообще не уделявшие внимания разработке торпедных катеров.
        И что же при этом выяснилось!
        Оказалось, что на протяжении 10 - 15 лет после первой мировой войны торпедными катерами  интересовались главным образом второстепенные морские державы. Не обладая достаточной научно-технической базой для ведения собственных разработок, они предпочитали приобретать корабли этого класса в Англии и Италии - странах, достигших значительных успехов в катеростроении еще в военное время.
        Так, Турция в 1926 году заказала три торпедных катера в Италии, Финляндия после первой мировой войны купила один катер в Италии и в 1928 году заказала два катера английской фирме "Торникрофт", которая долгое время была монополистом в постройке торпедных катеров. Поскольку английский флот до 1935 года не проявлял никакого интереса к этому классу боевых кораблей, "Торникрофт" в 20-х годах широко поставлял их Финляндии, Голландии, Таиланду, Китаю, Югославии. Фирма торговала не только кораблями, ко и чертежами своих катеров: верфи Голландской Ост-Индии, Финляндии и Таиланда вели лицензионную постройку торникрофтовских реданных глиссеров. При водоизмещении 12-24 т они развивали скорость в 30-40 узлов и несли в желобных аппаратах от 2 до 5 торпед.
        Монопольное положение "Торникрофта" в Англии было поколеблено в 1935 году, когда новая катерная фирма "Бритиш Пауэр Бот" выполнила заказ британского флота на шесть катеров конструкции Скотт-Пейна. А в 1936 году на мировом рынке появился новый поставщик - немецкая фирма "Люрсен", построившая за два-три года восемь катеров типа S для Югославии и два для Болгарии. Это дало новый импульс катеростроению в Англии, где в конкурентную борьбу включились фирмы "Воспер", "Сван Хантер", "Уайт" (см. "М-К" № 11 за 1986 г.).
        Хотя адмиралтейство остановило свой выбор на конструкциях "Торникрофта" и "Воспера", явное предпочтение было отдано все-таки последней фирме: первая получила заказ на два катера, вторая - на четыре! Это резко повысило репутацию "Воспера" на мировом рынке, и в 1939 году она выполняла заказ на три катера для Румынии ("Вифорул", "Вийелль" и "Висколул") и на два для Швеции (Т3 и Т4)...
        Боевой опыт японо-китайской войны и гражданской войны в Испании, показавший, что торпедные катера можно успешно использовать не только для сопровождения транспортов ночью, но и для ночных атак на вражеские крейсера и эсминцы, пробудил интерес к этому классу кораблей и в США. Не желая начинать с нуля. Морской департамент в 1938 году объявил международный конкурс, в результате которого в списках американского   флота ложилось девять торпедных катеров. Восемь из них - РТ 1-4 (123), РТ 5-6 и РТ 7-8 (124) - строили американские фирмы "Майями Шипбилдинг Корпорейшн", "Фишер Бот Уоркс, Детройт", "Хиггинс Индастриз, Нью Орлеанс" и казенная верфь в Филадельфии. Девятый - РТ 9 - скотт-пейновский катер фирмы "Бритиш Пауэр Бот". В свое время его проект был недальновидно отвергнут английским адмиралтейством, но именно этот катер сыграл колоссальную роль в развитии американского катеростроения.
Торпедный катер   РТ 3, США, 1939 г.
Один из четырех однотипных экспериментальных торпедных катеров, построенных в Детройте фирмой "Фишер Бот Уоркс", был представлен на конкурс, объявленный  американским  флотом  в 1938 году. Признан неудачным и в серию не пошел. Водоизмещение 25 т, мощность трех бензиновых моторов 3300 л. с., скорость хода 40 узлов. Длина наибольшая 18 м, ширина 5,49 м. Вооружение: два 533-мм торпедных аппарата и два 25-мм зенитных автомата.
Торпедный катер   РТ 7, США, 1940 г.
Один из двух однотипных экспериментальных торпедных катеров, построенных казенной верфью в Филадельфии. Водоизмещение32т, мощность трех бензиновых моторов 3300 л. с. скорость хода 40 узлов. Длина наибольшая 24,4 м, ширина 5,49 м. Вооружение: два 533-мм торпедных аппарата, четыре пулемета, глубинные бомбы.
        Итоги конкурса оказались не слишком обнадеживающими для американских разработок. В самом деле, РТ 1-4 сразу признали неудачными, а РТ 5-6 и РТ 7-8, построенные в 1940 году, как выяснилось, уступали РТ 9. Поэтому приняли решение взять в качестве прототипа именно конструкцию Скотт-Пейна. Фирма "Электрик Бот" — сокращенно ЭЛКО, заслужившая известность массовой постройкой морских охотников в годы первой мировой войны, разработала на базе РТ 9 проект торпедного катера, по которому построили десять кораблей РТ 10-19, и моторного охотника за подводными лодками - по его образцу сооружались   двенадцать кораблей РТС 1-12. Позднее их передали британскому флоту.

Next page
Back