Page 1

1    2

ИЗ КАТЕРОВ В МОНИТОРЫ

        В № 10 "М-К" за 1986 год мы упомянули, что еще в 1938 году советские судостроители получили заказ на проектирование мореходного бронекатера для боевых действий с шхерных и прибрежных районах Балтийского моря. Предполагалось. что этот корабль при водоизмещении 220 т будет нести два 76-мм орудия в башнях танка Т-28, три спаренных 12.7-мм и четыре выносных 7,62-мм пулемета. Кроме артиллерийско-пулеметного вооружения, предусматривались глубинные бомбы, катерный трал, аппаратура дымзавесы, прожектор. Бронирование бортов и палубы должно было выдерживать огонь крупнокалиберных пулеметов с дистанции 100 м. Скорость хода при волнении 6 баллов не менее 20 узлов.
        К январю 1941 года кораблестроители, взяв за основу проект большого речного бронекатера типа 1124. разработали морской бронекатер, которому, правда, не довелось воплотиться в металл. Но сама идея не умерла. Командованию Краснознаменного   Балтийского Флота было ясно, что активные боевые действия в островных и шхерных районах Финского залива не за горами. Противник создал здесь мощную противодесантную оборону, изобиловавшую точечными целями - орудиями, минометами, пулеметами. Уничтожить или подавить их можно было только стрельбой прямой наводкой. "Нужны были небольшие бронированные корабли с сильной артиллерией, - вспоминал после войны бывший командующий КБФ адмирал В. Ф. Трибун. - Мониторы по принципу, катера по размерам. Такие корабли у нас были. Два года в тяжелых условиях блокады строили мы морские бронекатера"...
        Решение о постройке десяти шхерных мониторов Военный совет флота принял в феврале 1942 года. В марте нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов утвердил предэскизный проект, а 16 октябр на Адмиралтейском заводе был заложен головной морской бронекатер проекта 161. 17 апреля 1943 года командование Балтийского флота, осмотрев строящийс корабль, дало указание усилить зенитное вооружение. И когда в ночь на 8 нюня 1943 года первый морской бронекатер вышел на ходовые испытания, он уже был дополнительно оснащен 45-мм полуавтоматической пушкой и двумя 12.7 мм пулеметами ДШК по бортам боевой рубки.
        Испытания показали, что грубые прямолинейные обводы цельносварного корпуса (в условиях блокированного города при остром дефиците топлива пришлось отказаться от горячей гибки металла) вызывают повышенное гидродинамическое сопротивление. При скорости 10,5 узла корабль гнал перед собой огромный водяной вал. на волнении 3—4 балла сильно зарывался носом, причем вода, заплескивавшаяся в клюзы, заливала башенные прицелы и пулеметы.
        Учтя это, в конструкцию первых десяти МБК программы 1943 года внесли ряд изменений: установили фальшборт и крышки на клюзы, что уменьшило зарывание и заливание; сняли турельный пулемет с крыши боевой рубки; повысили герметизацию  корпуса; устроили стеллажи для 12 глубинных бомб; сделали подводный выхлоп двигателей, что позволило устранить парение за кормой и тем улучшить прицельную наводку кормовой башни.
Морской бронекатер МБК проекта 161, СССР, 1944 г.
Морские бронекатера проекта 161, строившиеся в 1944 году, отличались от своих предшественников 1943 года улучшенными обводами, меньшими размерами цитадели, усовершенствованной вентиляцией. Водоизмещение 163 т, суммарна мощность бензиновых двигателей 2300 л. с., скорость хода 13,1 узла. Длина наибольша 37,4 м, ширина 5,6 м. среднее углубление 1,3 м. Бронирование: борт цитадели 25—50 мм, палуба 25— 30 мм. Вооружение: две 76-мм пушки в танковых башнях Т-34, один 37-мм автомат, два 45-мм полуавтомата, два12,7-мм пулемета. Всего построено 10 единиц.
        Следующие десять бронекатеров проекта 161. строившиеся по программе 1944 года , претерпели еще большие изменения. Криволинейные, более обтекаемые носовые обводы и удлиненный полубак улучшили ходкость катера и уменьшили заливаемость   палубы. В поперечных переборках полностью убрали люки, что повысило непотопляемость. Рациональная компоновка позволила уменьшить размеры бронированной цитадели. Остойчивость корабля удалось повысить за счет снижения основания 37-мм автомата и уменьшения высоты боевой рубки. На ее крыше для улучшения обзора установили командирскую башенку танка Т-34 с люком и танковым перископом. Вентиляция в машинном отделении и артиллерийских башнях была улучшена с помощью трех электровентиляторов.
        Начало активных наступательных операций советских войск на Карельском перешейке летом 1944 года можно назвать "звездным часом" в боевой биографии балтийских шхерных мониторов. В середине июня командующий Ленинградским фронтом маршал Л. А. Говоров при встрече с В. Ф. Трибуцем сказал:- Сейчас нам надо штурмовать Выборг. А что будем делать с островами Бьеркского архипелага? Я не могу оставлять их с такими укреплениями на фланге армии.
        И действительно, если взглянуть на карту, нетрудно убедиться, что к Выборгу, находящемуся в самом северо-восточном углу залива, ведет извилистый фарватер между многочисленными островами. Для того, чтобы подойти к ним со стороны Кронштадта, надо миновать Бьеркский архипелаг - группу островов, протянувшихся вдоль берега Карельского перешейка с юго-востока на северо-запад. Из трех крупных островов архипелага ближайший к Кронштадту - Бьерке, далее идет Тиуринсари и. наконец, самый северный Пийсари. По данным разведки, финны создали наиболее сильную противодесантную оборону в южных частях первых двух островов. Именно здесь  были сконцентрированы дзоты, траншеи, проволочные заграждения и орудия разных калибров. Наступление советских войск заставило финнов усилить трехтысячный гарнизон этих островов частями морской артиллерии и кавалерийской дивизии. В Котке, Хамине н шхерах скрывалась целая эскадра легких кораблей - канонерских лодок, десантных барж, сторожевых кораблей и различных катеров.
        Положение командования Балтийского флота осложнялось тем, что маршал Говоров не разрешил усиливать десантные части за счет войск Ленинградского фронта. И морякам приходилось рассчитывать только на свои силы: бригаду морской пехоты и соединение шхерных кораблей, состоявшее из канонерских лодок, морских и речных бронекатеров, артиллерийских катеров с реактивными установками, тендеров, дымзавесчиков и катеров-тральщиков.
        Замысел   операции,   разработанной вице-адмиралом Ю. Ф. Раллем. состоял в том, чтобы нанести удар в тыл вражеской обороны - по острову Пийсарн, и, захватив его, с тыла же ударить по Тиуринсари. После этого, считал Ралль, финны сами уберутс с Бьерке. В этой операции морским бронекатерам отводилась особая роль: именно они должны были прямой наводкой подавлять точечные цели. против которых действия авиации и тяжелой полевой артиллерии  были  недостаточно эффективны.
        В ночь на 21 июня 1944 года три тендера с десантниками в сопровождении четырех катеров-дымзавесчиков м морского бронекатера   МБК-505 под прикрытием дымовых завес вышли из залива Хумальеки и начали прорыв через пролив Бьеркезунд к острову Пийсари. Достигнув деревни Хярняля. тендеры развернулись фронтом на запад. С   катерами-дымзавесчиками на флангах они устремились к острову. С севера их прикрывал бронекатер.
        Когда до берега оставалось 590 м, противник открыл огонь из дзотов, находившихся на пристани и у ее основания. Вот тут-то и продемонстрировал свои боевые возможности  МБК-505. Неуязвимый для вражеских пуль, он подошел вплотную к берегу и начал в упор расстреливать вражеские огневые точки. Благодаря этому высадка прошла без потерь: уткнувшись в прибрежный песок, тендеры поддерживали огнем быстро закреплявшийся на берегу десант. К 8 утра на острове был захвачен плацдарм шириной 400 и глубиной 309 м. Заняв круговую оборону, десантники одну за другой отбивали атаки врага. Необходимо было срочное подкрепление. но оно запаздывало. А тут еще с севера прорвались четыре вражеские  артиллерийские баржи и несколько катеров и стали расстреливать тендеры.

Next page
Back