Page 1

1    2

КОРАБЛИ ПОДДЕРЖКИ ДЕСАНТА

.
        После того как в апреле 1941 года фашистские войска оккупировали Грецию, англичане не сомневались, что они вот-вот попытаются высадиться на Крит.   Опасаясь морского десанта, к обороне острова с моря срочно привлекли почти все силы британского средиземноморского флота. Но гитлеровцы, имевшие превосходство в воздухе, "перепрыгнули" через корабельные дозоры и 20 мая после ожесточенной  бомбардировки английских позиций начали выброску десантов, которые, постепенно накапливая силы, теснили гарнизон и на 6-7-й день операции завладели всеми ключевыми позициями на острове.В ночь на 27 мая командование было вынуждено отдать приказ об эвакуации оставшихся 33 тысяч английских и греческих солдат в Египет. Погрузка на транспорты шла без какого-либо воздушного прикрытия,   войска   несли большие потери от ударов гитлеровской авиации.
        Критская эвакуация показала, что десантным кораблям необходимы  собственные средства ПВО для борьбы с воздушным противником. Это повлекло за собой сначала установку "эрликонов", зенитных ракет и аэростатов заграждения на судах подобного назначения, а потом и разработку специализированных десантных  кораблей противовоздушной поддержки - так называемых L,C.F.   Для этого фирме "Палмерс" были переданы два недостроенных корпуса танкодесантных барж типа L.C.T. (2). Первый из них, снабженный двумя спаренными 102-мм орудийными установками и тремя "эрликонами", получил обозначение L.C.F(1).
Корабль противовоздушной поддержки десанта L.С.F.(1), Англия, 1942 г.
Проектировался в конце 1942 года на основе проекта танкодесантного корабля L.С.Т.(2). Водоизмещение 539 т, суммарная мощность трех бензиновых двигателей 920 л. с., скорость хода 11 узлов.   Длина наибольша 48,78 м, ширина 9,46 м, среднее углубление 1,98 м. Вооружение: два 102-мм орудия, три 20-мм автомата "эрликон". В варианте L.С.F.(2) - водоизмещение 470 т, вооружение: восемь 40-мм зениток и четыре 20-мм автомата "эрликон".
Это был 539-тонный монитор, по огневой мощи эквивалентный кораблям, втрое-четверо более крупным. Несмотря на его успешные испытания, в серию пошел менее удачный второй образец - L.C.F.(2), вооруженный батареей из восьми 40-мм зениток и четырьмя "эрликонами".   Предназначенные для борьбы с низколетящими самолетами, корабли этого типа весьма успешно использовались для уничтожения живой силы противника при высадке десантов.
        В прошлом номере мы писали, что английские кораблестроители,  убедившись в бесперспективности создания противотанкового   катера группы ЗА, обратили свои взоры на более крупные, относящиеся к группе 3Б. Напомним, что по классификации английского Адмиралтейства все десантные корабли подразделялись на три группы; 1 - пехотно-десантные; 2 - транспортно-десантные; 3 - огневой поддержки десанта. Каждая группа делилась на подгруппы: А - корабли для действий между транспортным судном и берегом, Б - для действий между берегами. Водоизмещение боевых единиц группы ЗА ограничивалось 25-30т, а группы 3Б - 800-900 т. Взяв за основу деревянный корпус малого пехотно-десантного корабля L.C.I.(S), его обшили 6-мм броней и установили 57-мм пушку в танковой башне и зенитное вооружение. Получившийся в результате бронекатер поддержки десанта и.L.C.S.(L.)2, хотя и вызвал удивление огневой мощью, несопоставимой со слабым деревянным корпусом, не мог идти ни в какое сравнение с советским морским бронекатером проекта 161, созданным в то же время в блокадном Ленинграде.
        Поздней осенью 1942 года в ходе подготовки к высадке в Сицилии командованию союзников стало ясно, что танки противника едва ли представят сколько-нибудь серьезную угрозу десантным частям. Главной целью для кораблей поддержки будут стационарные огневые средства - береговые батареи, доты и дзоты. Постройку же противотанковых катеров  поддержки ограничили всего десятью единицами, а основное внимание английские кораблестроители сосредоточили на кораблях типа L.C.G.
        Необходимость а таком корабле была вызвана тем, что мониторы не годились для действий в зоне высадки, а эсминцы и другие малые корабли флота считались слишком ценными, чтобы подставлять их под кинжальный огонь береговых орудий. Поэтому было решено воспользоваться удачным опытом создания кораблей  противовоздушной поддержки десанта типа L.C.F.(1). Для этого на корпусе танкодесантного корабля L.C.Т.(3)   устанавливали   два 120-мм морских орудия и от двух до четырех "эрликонов". В результате получился   корабль   нового типа   - L.C.G.(L).
        К началу сицилийской операции были построены корабли типа L.C.G.(L)3 (135). Позднее для действий на Дальнем Востоке танкодесантные корабли L.C.Т.(4) переоборудовали в корабли поддержки десанта, в результате чего получились L.C.G.(L) 4. Хотя они несли большое количество боеприпасов, расположенных выше ватерлинии, взрывоопасность существенно снизилась за счет увеличения числа отсеков. Как показал опыт, главным их недостатком при обстреле береговых целей был не большой угол возвышения орудий, что мешало поражать закрытые цели.
Большой корабль поддержки десанта L.C.G.(L) 3, Англия, 1943 г.
Создавался на основе танкодесантного корабля L.С.Т.(2). Водоизмещение 560 т, суммарная мощность двух двигателей 1 тыс. л. с., скорость хода 10 узлов. Длина наибольшая 58,56 м, ширина 9,46 м, среднее углубление 1,83 м. Бронирование 15 мм. Вооружение: два 120-мм орудия, два-четыре 20-мм автомата "эрликон".
В варианте L.С.G.(L) 4 - водоизмещение 570 т, длина наибольшая 56,58м, ширина 11,79 м. Вооружение два 120-мм орудия и три 20-мм автомата "эрликон".
        Высадка в Сицилии стала прелюдией к более крупной десантной операции - открытию   второго фронта в Нормандии. В ходе подготовки к ней пришли к выводу,   что   господство в воздухе - непременное условие при проведении высадки. Для прорыва противодесантной обороны предполагалось также использовать тяжелую артиллерию флота. Армейские специалисты считали, однако, что всего этого недостаточно: как только десантники ступят на берег, им потребуетс поддержка сухопутной артиллерии.
        Чтобы выполнить это условие, с одкой стороны, требовалось разместить на десантных кораблях обычные полевые, танковые и самоходные орудия, способные вести огонь прямо с палубы; с другой - разработать корабль с армейскими орудиями, установленными в морских башнях. При этом специалисты сухопутных войск настаивали, что такие корабли должны на равных вести дуэль с вражескими танками и дотами и оказывать обычную артиллерийскую поддержку наступающим частям, а моряки - чтобы эти корабли могли совершать переходы в открытом море. В результате появился средний корабль  поддержки десанта - L.C.G.(М).
        Конструкторы фирмы "Джон Браун" предусмотрели в конструкции интересную новинку: затопив часть отсеков, катер можно было посадить на грунт в районе высадки. Это улучшало защиту жизненно важных частей корабля от вражеских пуль и снарядов и позволяло вести огонь с более устойчивой платформы. Для сохранения маневренности затопленные отсеки быстро осушались с помощью низконапорного насоса   производительностью 460 т/ч, разработанного специально для этого корабля. Фирма создала такие новые морские установки   для   армейских 76-мм и 88-мм орудий.
        В мае 1943 года чертежи были переданы нескольким небольшим судостроительным фирмам   для серийной постройки. Однако головной корабль серии L.C.G.(М) 1 вступил в строй лишь в июне 1944 года, когда операция в Нормандии успешно завершилась. Требования к кораблям поддержки десанта   на Дальнем Востоке были иные, поэтому на L.C.G.(М) стали усиливать пулеметное вооружение за счет снятия насосных установок и облегчения бронирования.
Средний корабль поддержки десанта L.C.G.(M) 1, Англия, 1944 г.
Водоизмещение 380 т, суммарная мощность двух бензиновых двигателей 1 тыс. л. с, скорость хода 11,75 узла. Длина наибольшая 47,12 м, ширина 6,81 м, среднее углубление 1,98 м. Бронирование 48,24 и 9 мм. Вооружение: два 76-мм или два 88-мм армейских орудия на морских установках и два 20-мм автомата "эрликон".
        К созданию ракетных кораблей поддержки десанта английские кораблестроители приступили одновременно с работами над большими артиллерийскими кораблями типа L.C.G.(L). Взяв за прототип тот же танкодесантный корабль L.C.T.(2), конструкторы установили на его палубе пусковые рамы на 792 ракеты. Второй комплект   ракет размещался в погребах под верхней палубой.

Next page
Back